Седьмой раунд переговоров по Сирии в Астане пройдет 30-31 октября
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Николай Тренев: Предложения по механизмам реформирования делового права РФ
Николай Тренев: Предложения по механизмам реформирования делового права РФ
Развитие экономики в существенной мере зависит от делового права. Право может, как стимулировать создание добавленной стоимости, так и препятствовать этому.
Пересмотр делового права - трудоемкая и дорогая задача, требующая привлечения специалистов высокой квалификации. Множество действующих законов оборачивается потребностью в обработке огромного количества информации, что не под силу вертикальных структурам. Поэтому реформа правовой системы требует использования демократических институтов.

Возникает проблема запуска конструктивных демократических процессов, которые будут в состоянии реформировать деловое право так, чтобы деловое право способствовало формированию добавленной стоимости на территории России.

С этой целью предлагается ввести в Российское деловое право ряд базисных положений, которые будут в состоянии запустить процесс реформирования права в нужном направлении.

Положение 1. Ни один закон не выполняется, если его реализация ведет к вопиющей несправедливости.

Положение 2. Каждый закон понимается так, как его понимает средний россиянин.

Положение 3. Действия, ведущие к формированию добавленной стоимости на территории РФ, и не ведущие к конфликту прав или нарушению прав третьих лиц, соответствуют законодательству, а законы, препятствующие таким действиям, не исполняются.

Положение 4. Законы, препятствующие созданию добавленной стоимости на территории РФ, не исполняются, если их не исполнение не ведет к нарушению прав других лиц или к конфликту прав.

Положение 5. Действия, препятствующие формированию добавленной стоимости на территории РФ, и не защищающие интересы других лиц, следует признать незаконными, независимо от действующих законов.

Смысл этих положений в том, чтобы легализовать все, что способствует формированию добавленной стоимости на территории РФ и при этом не нарушает чьих-либо прав. Одновременно, следует признать незаконным все, что препятствует созданию добавленной стоимости на территории РФ, и не защищает при этом чьих-либо прав.

Если закон, препятствует формированию добавленной стоимости в существенном объеме, то экономически целесообразно сформировать лобби для его пересмотра и отмены.

Если предложенные положения будут положены в основу законодательства, то они дадут мощную защиту производителям добавленной стоимости. Законы, не имеющие экономического смысла и препятствующие конструктивной деятельности, перестанут исполняться.

Например, те, кто ездят на автомобилях, легко могут вспомнить ситуации, когда на отремонтированных участках шоссе все еще стоят ограничения скорости 30 км в час. Или легко могут вспомнить хорошие участки шоссе, с хорошим обзором, на которых нанесена сплошная линия или висит знак "Обгон запрещен". Такие примеры ведут к потере уважения к законам: в данных случая законы не облегчают жизнь, а существенно отягощают. Соблюдать их приходится из-за штрафов ГАИ, но уважение к законам теряется.

Смысл реформы - сохранить законы, защищающие интересы третьих лиц, защищающие интересы участников бизнеса, населения. Но искоренить законы, ради законов, препятствующие формированию добавленной стоимости и не нужные никому, кроме лиц, кормящихся от взяток.

У нас существенный объем теневой экономики. По имеющимся оценкам бюджет взяток превышает бюджет страны [Лисовский]. Если все это верно, то сформированное состояние экономики России - устойчивое. Более того, бюджетные силы слишком слабы, чтобы что-либо изменить. Ситуацию могут поменять только демократические институты.

Глубочайшая ошибка считать, что приватизация ведет к эффективному управлению активами. К эффективному управлению активами ведут эффективные системы управления. У государства здесь те же проблемы, что и у собственников: как отойти от оперативного управления бизнесом, без потери самого бизнеса.

Собственность, переданная в частные руки, будет дешеветь и подвергаться операциям купли-продажи до тех пор, пока случайным путем она не окажется в руках эффективного собственника. Путь этот может быть очень длинным. Если прибыль или активы при этом будут выводиться из страны, то эффективной экономика может и не стать.

Налоговые поступления тратятся ради достижения целевых функций: поддержания порядка, решения социальных проблем. Здесь можно говорить об эффективности трат налоговых поступлений. Если эффективность трат негосударственных организаций превышает эффективность трат государственных, то для общества выгоднее, если такие организации вместо отчисления налогов будут решать общественные проблемы. Более того, для общества выгодно, если такие организации будут тратить общественные деньги (налоги) на решение общественных проблем: образования, медицины, обеспечения правопорядка..

С точки зрения добавленной стоимости даже коррупционеров следует рассматривать по-разному. Коррупционера, выводящего деньги за рубеж, следует наказывать тяжелее по сравнению с коррупционером, вкладывающим деньги в экономику России, покупающего товары, произведенные на территории РФ

С точки зрения добавленной стоимости нет проблемы больших вознаграждений. Вознаграждение, являющего частью принесенной добавленной стоимости, - плата за услуги. Вознаграждение, превышающее принесенную добавленную стоимость, чрезмерно, независимо от его абсолютной величины.

С этой точки зрения следует пересмотреть, например, закон, запрещающий больницам закупать лекарства напрямую у производителей. Здесь нарушаются положения о вопиющей несправедливости и о формировании добавленной стоимости. Этот закон, ввиду дефицита бюджетных средств, напрямую ущемляет интересы малообеспеченных слоев населения в пользу дистрибьюторов. Также, перераспределяя прибыль от производителей в пользу дистрибьюторов, данный закон препятствует формированию добавленной стоимости.

Закон об обложении таможенными пошлинами комплектующих препятствует формированию добавленной стоимости на территории РФ. Положения бы стимулировали перераспределения таможенной нагрузки с комплектующих на импортируемую готовую продукцию.

С точки зрения добавленной стоимости таможенная нагрузка на экспортируемую продукцию с высокой добавленной стоимостью должна быть существенно ниже, чем на продукцию с низкой добавленной стоимостью, в том числе на грубое сырье. Здесь нарушаются положения о вопиющей несправедливости. Бизнес, создающей добавленную стоимость на территории РФ, должен быть в лучших условиях, чем бизнес, выводящий создание добавленной стоимости, и рабочих мест, за территорию РФ.

В США есть разнорядка: крупные фирмы должны содержать в штате определенный процент инвалидов, цветных, национальных меньшинств, женщин. Если разнорядка нарушается, государство может применить к таким фирмам штрафы.

Также и в России общество должно защищать свои интересы. Общество вправе требовать вложения от бизнеса восстановления физического и морального износа оборудования и технологий, в инновации, в научные исследования.

Бизнес, идущий навстречу интересам общества, должен быть в лучших условиях, в том числе лучших налоговых условиях, по сравнению с бизнесом, интересы общества игнорирующим.

Суть законодательства, в том числе и налогового законодательства, в том, чтобы учитывать побочные эффекты (externalities). Разные предприятия создают разные побочные эффекты: одни предприятия создают полезные для общества побочные эффекты, другие - отрицательные. И подходить к различным предприятиям общество и законодательство должны по-разному.

Законы, ведущие к вопиющей несправедливости и препятствующие формированию добавленной стоимости, дискредитируют власть и законодательство. Для формирования правового государства прежде всего необходимы законы, защищающие добавленную стоимость и ее производителей.

По исследования экономистов разница между богатыми и бедными странами, заключается в том, что в богатых странах деловое право защищает добавленную стоимость и ее производителей. В бедных странах законодательство игнорирует добавленную стоимость и ее производителей.

Например, согласно исследованиям, регистрация построенной недвижимости занимает в Египте 200 человеко-лет. В результате, существенная часть населения живет в незарегистрированном жилье и вытеснена за рамки делового права.

Нам нужна трудовая мораль. Трудовая мораль, как она понимается в США. Если общество ее примет и оформит в виде делового права, можно будет говорить об инновационной экономике.

Литература

Ю.А.Лисовский. Крах экономики безумия. http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=2181&Itemid=29

Тренев Николай Николаевич
Д.э.н., в.н.с. ИПУ РАН

17.11.2009,
www.viperson.ru

Док. 609578
Опублик.: 17.11.09
Число обращений: 0

  • Тренев Николай Николаевич

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``