В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Заячий смех // `Современник` нашел, что показывать в Киеве Назад
Заячий смех // `Современник` нашел, что показывать в Киеве
Сегодня на сцене Национального театра русской драмы имени Леси Украинки завершает трехдневные гастроли в Киеве со спектаклем "Заяц. Love Story" по пьесе Николая Коляды московский театр "Современник". Аншлаги этому представлению обеспечили имена занятых в нем актеров, хотя Валентин Гафт и Нина Дорошина, как считает СЕРГЕЙ Ъ-ВАСИЛЬЕВ, вряд ли могут отнести роли в этом спектакле к лучшим в своей биографии.
Пьеса "Заяц. Love Story" написана давним автором "Современника", плодовитым екатеринбургским драматургом Николаем Колядой как бенефис для двух немолодых актеров. Герои - спившийся осветитель Дома культуры в сибирской глухомани и затрапезного вида московская актриса, готовая среди ночи лететь в тьмутаракань, чтобы изображать для состоятельных клиентов хоть "папуаску-негритоску", хоть Винни-Пуха,- встречаются в номере захудалой гостиницы. Тридцать лет назад они, как выяснится по ходу действия, были партнерами - и в жизни, и на сцене. Беспутный Миша, однако, злоупотреблял спиртным и азартно волочился за женщинами, что его Танечка простить не смогла - брак распался. Да и жизнь, в общем-то, не удалась. Таня, хотя хорохорится и молодится, постоянно делает гимнастику, носит декольте и при случае может соблазнительно поизвиваться вокруг вешалки, как у шеста в стрип-клубе, явно несчастна и одинока, берет всякие халтуры, чтобы "заработать на мясо коту" - единственному родному существу. Миша, некогда умудрявшийся даже в роли Зайки-зазнайки потрясать публику и критиковать советских бюрократов, давно пропил свой талант и с ужасом осознает, что "впереди ничего не видно".
В оригинале комедия Николая Коляды называется "Старая зайчиха" и, в сущности, порождена театральным анекдотом. Знакомая актриса рассказала драматургу, как однажды некие провинциальные мафиози наняли ее для выступления на городском празднике. Правда, все, что требовалось от исполнительницы,- это подергаться под фонограмму на сцене, загримировавшись под популярную негритянскую певицу. Героине Нине Дорошиной, появляющейся на сцене в курчавом парике, пестрой набедренной повязке, с увитыми дешевыми браслетами запястьями и вымазанным сажей лицом, предстоит, видимо, участие в подобной афере. Вот только импресарио оказывается фальшивым - мнимые гастроли выдумал ее экс-супруг, безденежный Миша (Валентин Гафт). Ситуация, когда бывшие любовники, к тому же артисты, перетряхивают, как старые костюмы, свое прошлое, бесконечно цитируя некогда сыгранные роли и песни своей молодости, выписана довольно комично. Драматург, конечно, не удержался от искушения подпустить в свой текст публицистики, не стесняется он давить и на мелодраматические педали, но в основном заботится о том, чтобы не дать зрителю заскучать, потчуя его скабрезными шутками вроде "Играли сказку, как дед насрал в коляску". Актеры, надо сказать, произносят подобные пошлости с эстрадным щегольством, доказывая, что и большим мастерам под силу изображать из себя участников передачи "Аншлаг". К счастью, в биографии Валентина Гафта и Нины Дорошиной были куда более значительные роли, чем пара комических стариков, пародийных Джинджер и Фреда, которыми их наградили ныне. Помнит об этом и режиссер спектакля Галина Волчек. Она, конечно, не случайно изменила название пьесы, вынеся на афишу Love Story. Хотя в большей степени, чем о непогасшей за годы разлуки любви героев, она постаралась рассказать об их тоске и одиночестве, их тщетном стремлении скрыть за бравадой и деловитостью страх перед смертью, их горьком принятии убийственной истины о том, что жизнь прожита нелепо и напрасно. Примечательно, что эта истина и зрителям открывается не в эпизодах, когда актеры сыплют фривольными шутками-прибаутками или энергично носятся по сцене, а в паузах и тишине. В момент, когда они, зябко обнявшись, стоят на фоне окна, за которым крупными хлопьями падает снег. И в напряженном молчании героя Валентина Гафта, внезапно осознавшего, что на его могилу, в сущности, нечего положить, кроме бутафорских заячьих ушей из тюзовской сказки. Как все-таки приятно, что ведущим актерам театра "Современник" выпало играть в жизни драматургов серьезнее, чем Николай Коляда. И как печально, что сегодня им приходится довольствоваться подобными анекдотами.

16,12,2007
www.kommersant.ua

Док. 609572
Перв. публик.: 16.12.07
Последн. ред.: 17.11.09
Число обращений: 0

  • Дорошина Нина Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``