В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Самые важные процессы идут снизу Назад
Самые важные процессы идут снизу
Реформа ЖКХ по степени своего воздействия на Россию и на отношения "простого народа" и властей может оказаться гораздо сильнее, чем все годы "демократизации" и "либерализации". Пока столичные интеллигенты и последние рыцари демократии ломают копья о мельницу "вертикали власти" реальным строительством настоящей демократии в России занимаются совсем другие люди. И что поразительно - эти люди и думать не думают ни о какой демократии. Их не волнуют теории представительной и прямой демократии, они не читали Хайека и Фукуяму. Их волнует другое - протекающий кран, вытоптанный газон, высокие тарифы, выставляемые управляющей компанией.

По всей России, в самом низу, во дворах и подъездах развернулась борьба - за голоса жильцов, за переход от одной управляющей компании к другой, за право пользоваться дворами и подсобными помещениями. В эту борьбу втягиваются люмпены и бизнесмены, главной движущей силой в ней являются активные пенсионеры, нашедшие точку приложения своей социальной активности.

Сталкиваясь с проблемами ЖКХ и пытаясь их решить, люди обнаруживают, что приходится пользоваться элементами демократии - собирать собрания жильцов, принимать юридически выверенные решения.

А чтобы подвинуть соседей к тому или иному решение, "активистам" войн ЖКХ приходится им объяснять, что они - не твари дрожащие, а граждане и плательщики, "право имеющие". В результате снизу начинают бродить дрожжи "демократического самосознания", из которых что-то да вырастет...

Пока что "зазор" между этими "дрожжами самосознания" и "вертикалью власти" настолько велик, что достучаться не могут не только "снизу вверх", но и "сверху вниз".
Одним из свидетельств этому стало мероприятие, организованное для журналистов группой компаний F1 в ... ресторане "Алладин", что на Романова. Речь шла о презентации Общественного совета по ЖКХ. Совет создан при ЗАО "Управление Жилищно-коммунального хозяйства", которое координирует работу шести управляющих компаний, входящих в группу компаний F1. Столь большое число управляющих компаний объясняется тем, что F1 решило следовать принципу - один район - одна компания, так как городское хозяйство структурировано "порайонно".

Цель создания Общественного совета была озвучена как его председателем - Виктором Козодоем (депутат новосибирского Горсовета, ректор Сибирской академии Управления и массовых коммуникаций, политтехнолог и специалист в области PR), так и Александром Абалаковым (генеральный директор группы компаний F1, депутат Новосибирского Облсовета). А звучала она довольно прозаично - обеспечить "обратную связь" между жителями и ЗАО "УЖКХ".
Как считает Александр Абалаков, основными "оценщиками" работы управляющих компаний являются население и власть. Население - потому что оно - "потребитель" этих услуг, власть - потому что проблемы в сфере ЖКХ, которые плохо решаются управляющими компаниями, "ложатся" на власть - в виде претензий того же населения и в виде дополнительных расходов.

Если работа с властью более-менее понятна - есть чиновники, ответственные за те или иные вопросы, есть кабинеты и время работы, то как строить взаимоотношения с населением - вот это вопрос.

Как это часто бывает, за простой формулой "обратная связь", стояли многочисленные попытки её, эту связь, наладить. Как оказалось, не только народу трудно достучаться до власти, но и власти (даже такой маленькой, как в ЖКХ) услышать вразумительный ответ на вопрос "чего тебе народ, нужно?" почти невозможно.

"Доверять отчётам самих управляющих компаний об их взаимодействии с ТОСами? Нам одна компания отчитывалась о такой работе. По отчётам всё замечательно было. Пока два ТОСа не написали письмо о плохой работе компании, - рассказывал Александр Абалаков. - Пробовали мы собрать пожелания жильцов. Создали систему контроля жалоб жильцов. Неэффективно. Сколько людям ни говорили - идите, подавайте заявки в управляющую компанию, они всё равно с жалобами идут в администрацию".
Потребовалась регулярная работа, и было принято решение создать орган, который мог бы регулярно сообщать о потребностях жильцов и о качестве работы управляющих компаний. "Главная цель - получение ориентиров для УК".

В совет вошли представители ТОСов, старшие по домам, руководители УК и депутаты.

Задача - чтобы жалобы жильцов принимались и обрабатывались внутри компании, а не выходили наружу. То есть, управляющие компании оказались сами заинтересованы в том, чтобы "на их территории" начали действовать зачатки самоуправления.

Виктор Козодой сообщил собравшимся, что примерно 70% всех обращений к депутатам составляют проблемы ЖКХ (тоже мимо УК идут люди). При этом требования жильцов могут быть диаметрально противоположными. Одни просят поставить детскую площадку. Другие - наоборот, убрать: "Шум, гам целый день, а вечером пиво пьёт молодёжь". Хоть какой-то общественный инструмент принятия решений в таких случаях не помешает...

Любопытно, что во многих странах реальная демократия выросла именно из таких "совещательных органов". Собирал король парламент, чтобы выслушать жалобы и предложения, а потом - принять решение. А потом парламент начал сам принимать решения.

Будем надеяться, что в случае с ЖКХ до революций и отрубания голов дело не дойдет.

Алексей Мазур


PS. В "Алладине" отличная кухня, всем рекомендую. Но пресс-конференции в ресторане не очень удобны. Трудно записывать, сидя перед блюдами с вкусной едой...


28.08.2008

tayga.info

Док. 609569
Перв. публик.: 28.08.08
Последн. ред.: 17.11.09
Число обращений: 0

  • Абалаков Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``