В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Титов: Система оценки качества управления на основе экспертных технологий Назад
Андрей Титов: Система оценки качества управления на основе экспертных технологий
При оценке качества объектов большой сложности целесообразно применять модели и алгоритмы оценки качества, в основе которых лежат вероятностно-статистические, экспертные методы оценки, а также методы оценки на основе теории нечетких множеств. Системы оценки качества таких сложных объектов как система государственного управления принципиально отличаются от систем оценки качества продукции.

При разработке систем оценки качества систем управления, целесообразно воспользоваться методологической базой синтетической квалиметрии, основные отличительные черты которой сводятся к следующим принципам [1]:

- установка на обобщение всех видов теорий измерения и оценки качества;

- выделение политеоритичности квалиметрии как науки, триадное построение: общая, специальные, предметные квалиметрии;

- ориентация не только на количественную, но и на качественную, семантико - ценностную оценку;

- синтез концепций измерения как измерения величины и как приписывание чисел для представления свойств;

- понятие меры качества как отображения качества на числовой континуум или множество семантических единиц;

- расширительное толкование декомпозиции качества как системы с выделением типов декомпозиции различного вида;

- построение концептуального аппарата синтетической квалиметрии на основе развитой синтетической категории качества и теории качества.

При этом подходе объектам оценки различной природы соответствуют различные типы специальнх квалиметрий, различающихся методами обработки информации о состоянии объекта оценки и получением результирующей оценки [2,3].

Экспертная квалиметрия, в основе которой лежат методы теории экспертных оценок, в настоящее время получила наибольшее распростронение при оценке качества сложных объектов. Методы нечеткой квалиметрии, которые включают в себя методы теории экспертных оценок и так же ориентированны на описание состояний объектов сложной природы по ряду причин не получили широкого применения в области оценки качества.

Для сложных систем управления характерны следующие особенности:

- не всегда факторы, влияющие на выбор управленческого решения, могут быть выражены в виде количественных соотношений;

- формализованное описание объекта управления отсутствует либо является неприемлемо сложным;

- значительная часть информации, необходимой для принятия решения представлена в виде мнений специалистов- экспертов.

При оценке качества сложных систем управления возникают неопределенности, которые обусловлены как недостаточной надежностью и количеством информации, необходимой для принятия оценочных решений, так и необходимостью применения семантических мер при оценке качества образовательных систем. В общем случае источниками неопределенности могут служить различные причины. При принятии решений наиболее существенны следующие виды неопределенностей [4]:

- неопределенность из-за недостатка информации о ситуации;

- неопределенность, вызванная недостаточной достоверностью информации;

- неопределенность, вызванная неопытностью лица, принимающего решение (ЛПР), его недостаточным умением четко сформулировать цели решаемой задачи, ограничения, пути достижения цели и т.д.;

- неопределенность, вызванная поведением среды;

- неопределенность, обусловленная последствиями принимаемых решений.

При оценке качества сложных объектов наиболее существенны следующие виды неопределенностей:

- неопределенность при формировании оценочной системы;

- неопределенность формирования базы оценки;

- неопределенность оценки по субъективным показателям качества образовательной системы;

- неопределенность при формировании пороговых значений показателей-фильтров;

- неопределенность в определении весов показателей качества. Следовательно, задачу формального моделирования технологии оценочной деятельности можно отнести к классу проблем, в которых существуют элементы нечеткости и неопределенности.

Анализ основных идей и положений, характерных для класса проблем, в которых присутствуют элементы нечеткости и неопределенности, позволяет выявить следующие закономерности [4]:

1. Исключительно велика роль субъекта при анализе таких проблем.

2.Информация о внешней среде, о связи между параметрами не бывает полной.

3.Принятие решений всегда сопряжено с риском.

4.Наиболее важная по своему характеру информация может быть получена только при помощи экспертов.

5.Принятие решений в таких проблемах осуществляется человеком на основании своего опыта и интуиции, а также информации, полученной от других людей.

6.Существенные искажения собранной информации происходят обычно при попытках преобразования качественных понятий в числовые величины, поскольку каждый эксперт, как правило, имеет свои представления о соотношениях между качественными понятиями и количественными шкалами оценок.

Информацию от экспертов и лиц, принимающих решения целесообразно получать при помощи качественных словесных шкал оценок по факторам (критериям), т.е. базовая экспертная информация в процессе принятия решений представляется в качественной форме на основе словесных описаний естественного языка, оперируя признаками, предшествующим опытом, суждениями и умозаключениями экспертов по отношению к исследуемому объекту.



ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ ЧИТАЙТЕ В ПРИЛОЖЕНИИ

16.11.2009
www.viperson.ru

Док. 609208
Опублик.: 16.11.09
Число обращений: 0

  • Титов Андрей Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``