В Кремле назвали "естественным" рост числа протестных акций
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Вячеслав Егоров: Туризм как социально-экономическое явление в современный период
Вячеслав Егоров: Туризм как социально-экономическое явление в современный период
В статье раскрываются проблемы признания туризма как социально-экономического явления. Определяются приоритетные направления государственной политики в сфере туризма. Акцентируются некоторые меры по повышению конкурентоспособности национального туристского продукта. Приводятся основные задачи, сформулированные ЮНВТО для всех стран на ближайшее десятилетие. Определяется важная функция туризма в развитии экономики страны и его воздействие на социальную среду.

Ключевые слова: Туризм - социальное явление. Туризм - отрасль экономики. Государственная политика в сфере туризма. Конкурентоспособность туристского продукта. Продвижение национального туристского продукта. Услуги туриндустрии.

Туризм как социально-экономическое явление современности сложен и многогранен. Для потребителей туристских услуг он является путешествием (поездкой, походом), совершаемым в рекреационных, деловых, образовательных, культурных, спортивных и других целях. Для представителей туристской отрасли - это сфера предпринимательской деятельности, необходимая для получения прибыли от своей деятельности.

Традиционно в нашей стране обеспечение различных видов туристской деятельности сводилось к организации туристских маршрутов и нормальному функционированию инфраструктуры обслуживания путешествующих. Многие чиновники, по мнению И.В. Зорина, считают сферу туризма только как область экономической деятельности [1, с. 44]. Подобное заблуждение привело к тому, что социальный эффект туризма как фактора благополучия населения до сих пор не учитывался и какая-либо статистика здесь, к сожалению, не ведется.

Действительно, по сути своей туризм отделен от государства. В нашей стране государство лишь определяет политику в туристской сфере. Государство, согласно действующего законодательства [2], признает туристскую деятельность как одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации. При этом содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о России как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Как видим, государство подчеркивает роли внутреннего, социального и самодеятельного туризмов как приоритетных, тем самым признает туризм в целом как социально значимым явлением в современный период, доступным для широких слоев населения к национальным и культурным достояниям страны.

Первое десятилетие XXI столетия показывает, что туризм стал оказывать воздействие на экономику практически по всем аспектам фундаментального определения этой сферы жизни общества.

В экономическом отношении, туризм рассматривается как: определенная совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции; часть народнохозяйственного комплекса страны, включающая определенные отраслевые виды производства и экономической деятельности; экономическая наука, изучающая туризм как отрасль хозяйства страны или региона (экономика туризма); общественная наука, изучающая поведение в сферах производства туристского продукта, его потребления, распределения и обмена. Все чаще экономисты анализируют процессы, происходящие в этих сферах, прогнозируют их последствия для юридических и физических лиц, общества в целом. Туризм стал рассматриваться также как современная экономическая теория, изучающая поведение хозяйствующих субъектов на всех уровнях туристской экономической системы в процессах производства, распределения, обмена и потребления туристских услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирмы и общества в целом.

С точки зрения фундаментальной экономики туризм представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели имманентными (внутренними) причинами. Но туризм также и важнейший катализатор экономического роста многих быстро развивающихся стран, поскольку выступает каналом перераспределения валового национального продукта между странами, которое не сопровождается вывозом (импортом) товаров и услуг. Другими словами, если туристы не только вывозят часть заработанных в других производствах средств, но и создают в других странах новые рабочие места.
Современный туризм, по мнению Т.А. Фроловой [3] как экономическое явление имеет индустриальную форму. И, как следствие выступает в виде туристского продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться; создает новые рабочие места и выступает зачастую пионером освоения новых районов и катализатором ускоренного развития национальной экономики; выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме; является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения; характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций; выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы; совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, поскольку именно их дифференциация и дискретность и создают ту разность потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребности людей к перемене мест и познанию.

Таким образом, туризм способен оказывать активное влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается. А так же на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы.

Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов, проявляет стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
Отмечается, что в современный период индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1 %, валютных поступлений - 14 % [4].

Например, если в 1950 году число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туристской индустрии - 2,1 млрд. долларов США, то, согласно данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) в 2006году в мире было зарегистрировано 846,0 млн. прибытий туристов, а поступления от международного туризма достигли 733 млрд. долларов США.

Всемирный охват международный туризм приобрел, начиная с 60-70-х годов XX-го века. В результате образовался мировой туристский рынок, в котором участвуют практически все страны.

В XXI веке 2006 год стал рекордным для мировой туристской индустрии в связи с ростом туристских прибытий на 43 миллиона, или на 5,4 %, по сравнению с 2005 годом. Из них 22 миллиона приходятся на Европу, 12 миллионов - на Азиатско-Тихоокеанский регион и по 3 миллиона на Америку, Африку и Ближний Восток.
Наибольшее количество туристских прибытий зафиксировано в европейском регионе благодаря объективным историческим и социально-экономическим факторам. Более чем на 9 % увеличилось число туристских посещений в Африку, что является самым высоким показателем роста туристских посещений 2006 года. Динамично развивается также Азиатско-Тихоокеанский регион, открывший за последние десятилетия многие важные туристские направления и центры.

Мировые поступления от туризма в 2006 году составили 733 млрд. долларов США. В абсолютном выражении они выросли за год на 57 млрд. долларов США.    

Для многих стран затраты туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения и посещения туристских достопримечательностей, шопинг и иные расходы составляют существенную долю в их экономике, повышая при этом уровень занятости населения и возможности для дальнейшего развития. К примеру, в 2006 году 75 стран мира заработали более 1 млрд. долларов США, благодаря поступлениям от туризма.

Если рассматривать абсолютные объемы поступлений от туризма, то мировым лидером продолжает оставаться Европа, получившая в 2006 году дополнительно 26 млрд. и набравшая в целом 374 млрд. долларов США, что составляет 51 % от общемировых туристских поступлений.

Среди стран мирового рынка в десятку лидеров входят Франция, занимающая первую строчку по прибытиям, обогнав Испанию и США, однако по поступлениям от туризма находится на третьем месте, отдав пальму первенства США, тогда как Испания сохраняет и здесь второе место. Китай, занимающий четвертое место по прибытиям, находится лишь на пятой строчке по поступлениям, уступив четвертое место Италии. При этом следует отметить, что лидирующие места по поездкам в Китай занимают Гонконг, Сингапур и Тайвань, где проживают этнические китайцы, посещающие родственников в континентальном Китае.

Великобритания и Германия занимают, соответственно, шестое и седьмое места, как по прибытиям, так и по поступлениям, тогда как Австрия, находясь на девятом месте по прибытиям, замыкает десятку по поступлениям, пропустив вперед Турцию.

Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.
    
По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям в 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6 %, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 10,4 %. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6 % в ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% - доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8% и 18,2% , во Франции - 4,1% и 10,9%, в Хорватии - 8,5% и 19,0%, в Великобритании - 3,4 % и 9,1%, в Канаде - 3,4% и 11,0%, в Болгарии - 4,1% и 14,5%.

При проведении государственной политики в сфере туризма национальные туристские администрации большинства стран учитывают прогноз развития туризма в мире, составленный Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) - крупнейшей межправительственной организацией, являющейся специализированным учреждением ООН и насчитывающей в своем составе 153 страны. Согласно исследованию ЮНВТО "Туризм - панорама 2020" увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020гг. прогнозируется более, чем вдвое [5].

Прогноз показывает, что в 2010 году число международных туристских прибытий должно превысить 1,0 млрд. человек. К 2020 году эти показатели составят 1,56 млрд. человек, из которых 1,18 млрд. человек будут путешествовать в пределах своих регионов (Европа, Америка, Африка и др.), и только 377 млн. человек будут совершать дальние путешествия в другие регионы мира. Однако в целом в течение рассматриваемого периода дальние поездки в другие регионы мира будут расти быстрее, чем путешествия внутри своих регионов. Соотношение между внутрирегиональными и межрегиональными путешествиями изменятся от 82:18 в 1995 году до 76:24 в 2020 году. При этом ожидается следующее распределение туристов по регионам: лидирующее место будет оставаться за Европой - 717 млн. туристов, второе место займет Восточная Азия/Тихоокеанский регион - 397 млн. туристов, третье место займет Америка - 282 млн. туристов, за ней последуют (в порядке убывания) Африка, Ближний Восток и Южная Азия. В данном прогнозе предполагается, что к 2020 году Россия займет девятое место в мире по количеству туристских посещений.

Международная практика подчеркивает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны на мировом рынке может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках.

При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет постоянных вложений этих средств. Но частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию своей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт. Поэтому задача создания образа страны, благоприятной для посещения, является исключительно государственной задачей, что подтверждается мировой практикой. К примеру, несмотря на лидирующие мировые позиции в развитии туризма, ежегодный государственный бюджет, выделяемый Великобританией и Испанией, только на продвижение своего национального туристского продукта с целью увеличения въездного туристского потока, составляет соответственно 50,9 и 96,2 млн. евро. Большинство европейских стран, имеющих туристские ресурсы и стремящиеся развивать туризм, также вкладывают ощутимые средства в продвижение своих стран на мировом рынке, которые в среднем составляют около 31,7 млн. евро ежегодно. К сожалению, Российская Федерация, на фоне названных государств, занимает нерадостное последнее место. На 2009 год из государственного бюджета страны для продвижения национального туристского продукта выделено 185 миллионов рублей [6], что катастрофически недостаточно для такой огромной страны как наша Россия.

Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику страны. При этом следует учитывать значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности и рост занятости населения (косвенно 3-4 иностранных туриста обеспечивают 1 рабочее место в экономике страны). Однако необходимо отметить, что одним из главных законов рекламы является значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект только с определенного минимального порога. Опыт стран, продолжительное время вкладывающих значительные средства в государственную рекламу своего туристского продукта, показывает, что необходимо вкладывать средства не только на увеличение туристского потока, но и на поддержание стабильности существующего. Только грамотно построенная государственная стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих рынках и носящая постоянный характер, позволяет сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики.

С целью увеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО сформулировала следующие основные задачи, стоящие перед странами на ближайшее десятилетие:

- повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;

- обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;

- повышение роли государственной политики в сфере туризма;

- усиление роли государственно-частных партнерств;

- необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.

Туризм постепенно начинает оказывать огромное влияние на такие важнейшие отрасли экономики, как транспорт и связь, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает катализатором экономического развития [7].

Туристская индустрия становится значительным фактором, способствующим более интенсивному экономическому развитию тех районов земного шара, которые расположены в отдалении от крупных промышленных центров и имеют незначительные хозяйственные ресурсы. Мы становимся очевидцами, как в ряде государств туризм стал крупной самостоятельной отраслью хозяйства, занимающей ведущее положение в экономике. Во многом это объясняется тем, что современная туристская индустрия предоставляет большой объем услуг, потребляемых туристами в ходе путешествия. Это, прежде всего, следующие услуги:

по доставке туристов в страну и по перемещению туристов по стране временного пребывания (транспорт);

по размещению туристов (гостиницы, мотели, кемпинги и т.д.);

по обеспечению туристов питанием (рестораны, кафе, бары и т.д.);

по рекламе туристского продукта; по продвижению и реализации туристского продукта, это услуги туроператоров и туристских агентств (разработка маршрутов путешествия, бронирование мест на транспорте и в гостиницах);

по удовлетворению культурных потребностей туристов (посещение достопримечательностей, музеев, выставок и т.д.);

по удовлетворению деловых и научных интересов туристов (участие в научных конференциях, различных совещаниях);

торговых предприятий, как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, буклетов, открыток, путеводителей, предметов туристского снаряжения);

по оформлению туристских формальностей (оформление паспортов, виз, документов, пограничный, таможенный контроль);

служб охраны природы, памятников, музеев;

информационных служб для туристов; по обеспечению туристов средствами связи (почта, электронная почта, телеграф, телефон, факс);

средств информации (телевидение, газеты, журналы); государственных органов, обеспечивающих туристскую деятельность;

иностранных юридических лиц и общественных организаций сферы туризма;

страховых компаний; по удовлетворению анимационных потребностей и развлечений (казино, аттракционы, ночные клубы и т.д.).

Характерно, что индустрии туризма присущи особые специфические свойства: ресурсная ориентация в размещении туристских предприятий; сезонный цикл в производстве туристских услуг; высокие требования к уровню развития социальной инфраструктуры и информационных сетей.

Таким образом, индустрия туризма выполняет важную функцию в развитии хозяйственного комплекса и экономики страны, так как:

увеличивает местные доходы; создает новые рабочие места;

способствует развитию отраслей, ориентированных на производство туристских услуг;

развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах;

увеличивает валютные поступления в бюджет страны.

Кроме того, туризм является одним из немногих наиболее динамично развивающихся видов бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов: во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется крупных финансовых вложений; во-вторых, на туристском рынке, несмотря на конкуренцию, могут успешно взаимодействовать крупные, средние и малые компании и фирмы; в-третьих, туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал.
Таким образом, помимо влияния на экономику страны, туризм оказывает воздействие на социальную и культурную среду, экологическую обстановку. В свою очередь и они влияют на туризм.

Следовательно, туризм является не только источником прибыли, но и сильным фактором роста престижа страны, ее значения в глазах мирового сообщества.
По нашему мнению, туризм сегодня - это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах, в том числе и в России превратилась в бурно развивающуюся индустрию.

Однако туризм в России все еще развивающийся комплекс. Вот почему государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, на законодательном уровне содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития, определяет и поддерживает приоритетные направления в этой сфере [2].

Поэтому закономерно постоянно ведется поиск новых форм работ на рынке туристских услуг, путей решения возникающих в данной ситуации проблем.
________________________________________________________________________________
Литература

1. Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник для вузов / И.В. Зорин, А.И. Зорин; Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт, 2005. - 528 с.

2. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.06.2009 N 123-ФЗ).

3. Фролова Т.А. Экономика и предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма. М.: Приор, 2003.

4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года // Федеральное агентство по туризму. Москва. 2008. С.3 - 16.

5. Кордула Вольмутер. Как приспособиться к новому потребителю - роль маркетингового исследования (Презентация ЮНВТО Заместителя Регионального представителя для Европы) // Семинар ЮНВТО "Туристский маркетинг в современной конкурентной среде" 21 марта 2007 года г. Москва. М. 2007.

6. Писаревский Е.Л. Правоприменительная практика реализации Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации / Интернет-интервью в Центре информационных технологий компании "Гарант" 3 марта 2009 года. http://www.russiatourism.ru.

7. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие. 3-е издание. М.: Советский спорт. 2004. - 464 с


Егоров В.Е., доцент, кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, Санкт Петербургский государственный университет сервиса и экономики, Псковский филиал, г. Псков

16.11.2009 г.
www.viperson.ru

Док. 609166
Опублик.: 16.11.09
Число обращений: 0

  • Егоров Вячеслав Елизарович

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``