Когда семья Татьяны Гошкодер получила долгожданную двухкомнатную квартиру, радости не было предела. Спустя двадцать два года наша героиня говорит: "Уж лучше бы остались в однокомнатной. Тогда я еще не знала, что нас ждет". Татьяну Александровну легко понять. Разве можно чувствовать себя комфортно в квартире, где отопление не действует?
НЕТ, БАТАРЕИ в квартире, конечно, есть. Стоят там, где им и положено. Целых пять секций: две в большой комнате, одна в маленькой и по одной на кухне и в туалете. Но из них слегка греет только последняя. И еще, если повезет, верхушка кухонной секции тоже бывает еле тепленькой.
После потопа - "скорая"
Двухэтажный шестнадцатиквартирный дом по улице Виноградова построили в середине 70-х годов прошлого века. Система отопления в нем изначально оказалась нарушенной, предположительно из-за ошибки в схеме монтажа. Жильцы практически всех квартир, не дотянув до конца первой зимы, кинулись за свой счет устанавливать печки.
- Зимой топим по два раза в день, и все равно холодно, - рассказывает Татьяна Александровна. - Когда дочки были маленькие, постоянно просили: мама, накрой батарею одеялом, от нее ледяной холод идет.
Сейчас муж Татьяны Александровны уехал на заработки в Ленинградскую область. Но она поехать жить к нему не может - оставить зимой квартиру нельзя. Сосед сверху рискнул уехать: печь не топили несколько недель, и размороженные батареи прорвало, квартиру Татьяны Александровны затопило. Потом она несколько дней плакала, подсчитывая убытки: грязные разводы на потолке, отклеившиеся обои, испорченная мебель и одежда. От переживаний случился даже сердечный приступ, в больницу увозили на "скорой". Но если бы дело закончилось только этим...
"А мы получше потопили!"
До 2001 года с жильцов злополучного дома вообще не брали плату за отопление. Начальником домоуправления был человек той самой строительной организации, сотрудники которой умудрились напутать в монтажной схеме. Однако, начальник сменился, начались реформы ЖКХ. Однажды жильцы с удивлением обнаружили в своих квитанциях строчку "плата за отопление", правда, пока всего только 10 процентов от стоимости.
- Тогда это было меньше ста рублей, - рассказывает Татьяна Александровна, - мы посовещались с соседями и решили, что из-за ста рублей связываться не будем. Тем более, что в туалете батарея в самом деле немного греет...
Но дальше у коммунальщиков разыгрался аппетит. Суммы за отопление росли в геометрической прогрессии. Когда цифра дошла до 70 процентов, жильцы начали жаловаться. На что в домоуправлении отвечали: "А мы получше потопили!"
Проблема осложнялась еще и тем, что все счета за коммуналку значились в одной квитанции. Но позже муниципальное предприятие "Стругокрасненские тепловые сети" стало самостоятельной организацией, и на оплату услуг за тепло начал приходить отдельный счет... равный стопроцентной стоимости!
И Татьяна Александровна решила: платить за услугу, которой она фактически не получает, точно не будет. Через год теплосети подали на нее в суд. Судья тогда вынесла компромиссное решение: взимать с жильцов 10-процентную стоимость услуги. Но сейчас Татьяне Александровне грозит новый судебный процесс. Теплосети по-прежнему мечтают получить 100-процентную оплату. Сумма задолженности за прошлый отопительный сезон, по их мнению, составляет 12 тысяч 854 рубля 19 копеек. Это при том, что семья Татьяны Александровны ежегодно тратит 6 тысяч рублей только на покупку дров!
А денег, извините, - нет...
Позиция "Стругокрасненских тепловых сетей" изложена в официальном ответе, который пришел Татьяне Гошкодер: "В сентябре 2007 года в вашем доме установлены приборы учета тепловой энергии, которые учитывают фактическое поступление теплоэнергии в дом. Параметры теплоносителей по теплотрассе соответствуют норме. Поэтому МП "Стругокрасненские тепловые сети" взимает плату за фактическое поступление теплоэнергии в дом".
Татьяна Александровна куда только не обращалась: и в МП "ЖКХ", и в прокуратуру, и в администрацию района. Прокурорская проверка установила факт несоблюдения температурного режима и внесла представление на имя директора МП "ЖКХ" об устранении нарушений. Однако в ЖКХ отделались от Татьяны Александровны очередной отпиской: дескать, ремонт системы отопления требует больших затрат, а денег таких у нас, извините, нет.
Утепляйте стены и полы
По закону, следить за качеством теплоснабжения обязаны сами жильцы, и если оно ниже допустимого порога, уведомлять об этом обслуживающую организацию и требовать перерасчета. В домоуправлении Татьяне Александровне и ее соседям посоветовали... повесить в квартирах термометры. Жильцы не знали, что делать - смеяться или плакать. Ведь чтобы снять с термометров верные показания, надо не топить зимой печки.
- Мы в курсе проблемы, - прокомментировал "Псковской правде" ситуацию директор МП "ЖКХ" Олег Иванников. - Сейчас приглашаем специалистов-теплотехников из Пскова для технической оценки состояния дома. В зависимости от того, какое вынесут решение псковские эксперты, администрация, возможно, будет планировать проведение ремонтных работ.
Татьяна Александровна припомнила, что несколько лет назад к ним в дом уже приходила комиссия.
- Нам посоветовали тогда утеплить полы и стены, - говорит она. - Якобы, батареи потому и не греют, что полы и стены холодные...
Сейчас Татьяна Александровна просто в отчаянии. Она неоднократно обращалась с просьбой о перерасчете стоимости коммунальных услуг и даже просила совсем убрать батареи из квартиры.
- Вполне возможно, эту систему отопления отремонтировать вообще нельзя. Но сделайте хоть что-нибудь! Я не буду платить за услугу, которой не получаю. Это просто грабеж! - просит она.
Мы все-таки надеемся, что этот крик о помощи будет услышан. "Псковская правда" обещает следить за развитием событий.
P.S.: Мы связались с главой Стругокрасненского района Александром Волковым.
- Беру ситуацию под свой личный контроль, - пообещал Александр Анатольевич, - до начала следующего отопительного сезона общими усилиями мы этот вопрос обязательно решим. Обещаю: без отопления Татьяна Александровна не останется!