В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Это государственная политика, политика губернатора, которого мы выбирали Назад
Это государственная политика, политика губернатора, которого мы выбирали
26 июля 2007 года депутаты районного Собрания не спешили в зал заседаний, школьные группы поддержки волновались - наберется ли кворум? Зато сотрудники администрации тащили из близлежащих кабинетов стулья, которых не хватало для желающих присутствовать при обсуждении школьного вопроса.

Надо мной неожиданно нависла тень главы района Владимира Афанасьева: "Вы почему в своих публикациях оскорбляете моего начальника отдела образования? Министром образования называете?"

Знал бы господин Фурсенко, что "на земле" его закавыченная должность считается изрядным оскорблением... Хотя, может, я действительно, несколько нарушила субординацию? Назвала начальника структурного подразделения администрации "министром", а господина Афанасьева - только главой? Может, он "верховным главнокомандующим" или "предводителем местного дворянства" желал быть? Может, надо шаркнуть ножкой и принести заверения в совершеннейшем почтении? А вдруг не поймет? Уж больно облик у главы колоритный: в ухе тускло поблескивает скромное украшение, "черные" очки он, похоже, снимает лишь в крайних случаях. Как бы еще пуще не обиделся. Порешили, что после сессии пообщаемся на предмет моих "губернских" статей. Но после принятия сессией решения я в одиночку решила - лучше мы с Владимиром Васильевичем спишемся. Пусть для начала ответит на наш запрос месячной давности.

А кворум депутаты собрали - присутствовало 12 народных избранников из 15. Не было ни Леонида Курсенкова, ни Геннадия Антонова, в округах которых находятся обсуждаемые школы. Отсутствовали "по уважительным причинам".

Председатель Собрания Виктор Полукеев сурово приступил к исполнению своих незавидных ныне обязанностей: "Страсти по вопросу накалились во многом потому, что мы непоследовательно выполняли программу реорганизации муниципальных образовательных учреждений, решали вопрос урывками. К предыдущей сессии вопрос был недостаточно проработан. Но мы - последняя инстанция. Давайте подойдем к решению по-деловому".

Деловой подход выглядел эффектно. Госпожа Кремс с ноутбуком (!) и "проекцией" своей информационной базы для всех присутствующих просто воплощала неумолимое торжество прогресса над сельской простотой. Здесь были данные по рождаемости - наполняемости - материально-технической базе - и даже по зарплате. Тот, кто уже пару раз выслушал доклады Ларисы Михайловны на встречах с родителями и учителями, мог бы с успехом ее заменить. Лейтмотив тот же - нет денег на зарплату учителям, зато есть разделение полномочий. И если районная администрация, которая школы может содержать из средств местного бюджета, начнет искать деньги на учительскую зарплату - это будет уголовно наказуемо!!!

К тому же к чему все слезы, если Себежский район не один такой: в Гдовском районе 1 школа ликвидирована, 5 стали отделениями, еще 5 школ "будут рассмотрены" в следующем году. В Опочке 2 школы ликвидированы, в Пустошке только средние школы и остались. Было чем воодушевиться.

Но, конечно: "Это - государственная политика, политика губернатора, которого мы выбирали. У меня нет оснований, как у человека, как у специалиста, ему не доверять", - отпускала депутатам грядущие грехи "образовательный" начальник. И вновь напоминала о губернаторском человеколюбии: ни при каких обстоятельствах не будут ликвидироваться начальные школы - совсем маленьких детей уж точно никуда "подвозить" не станут. Опять же норматив для классов в сельских школах - 14 человек.

Но главное (на сессии это теперь стало главным!) - качество образования. В реорганизуемых школах не ведется с третьего класса информатика, нет иностранного языка со второго класса, нет профподготовки, 20 лет не обновлялась материально-техническая база! "Обсуждать вопрос: почему мы ее не обновляли - это пустая трата времени. Это федеральные полномочия", - отмела заранее все вопросы Лариса Михайловна.

А уж педагогический состав... Обнять, судя по информации госпожи Кремс, и плакать. "То, что человек хорошо относится к людям, то, что дети его любят - это не показатель качества образования", - слегка укоризненно говорила Лариса Михайловна вроде бы "в никуда". И самокритично добавляла: "Я, например, никогда не пойду преподавать математику, потому что уже много лет не работаю учителем!"

Тут трудно не согласиться с Ларисой Михайловной - от хорошей жизни в школу не возвращаются. Но зачем подтасовывать факты, значимые для тех, кто еще может преподавать? "В Малаховской школе нет учителя математики", - кого угодно сразит такое заявление. И кого угодно воскресит ответ представителя педагогического коллектива: "Но ведь математик уволился, когда узнал о реорганизации школы! Останется школа - он тут же вернется".

Или - внушительно звучит: "Половина учителей в школе ведут предметы не по специальности!" И не менее внушительно - ответ: "Если считать основными предметами - физкультуру, пение, труд, то - да, ведут не по специальности. А если, например, физику, химию, русский язык - то вопросов к школе быть не должно". Их, кстати, и не было - буквально двое суток назад, когда на педсовете в Малаховской школе госпожа Кремс говорила, что претензий по качеству образования к школе нет. А на родительском собрании об этом и вовсе никто не заикнулся. Выпускница Малаховской школы, а ныне ученица старших классов Идрицкой школы, у который немецкий язык вел "неспециальный" педагог, участвует не только в районных, но и в областных олимпиадах по языку. При этой информации сдержанно заулыбалась и закивала даже директор Идрицкой школы Наталья Дударь.

И все же в тоне дискуссии чувствовалась обреченность. Не в последнюю очередь потому, что, делая свой доклад, госпожа Кремс замолчала на самом интересном месте - на "предложениях по реорганизации". И никто из депутатов не потребовал их зачитать - ни до ответов на вопросы, ни до начала прений и ни даже после их конца! Перед голосованием "предложения" не очень внятно озвучил господин Полукеев. Более часа людей держали с одной стороны - в неведении, с другой стороны - в надежде. Они ведь еще помнили доброжелательность чиновников на родительских собраниях, еще звучало в ушах: "Кто говорит о "подвозе"?

Основная дискуссия разгорелась между педагогами и чиновниками районной администрации. Депутаты на этот раз были более молчаливы. Самые непопулярные "намеки" к решению пришлось озвучивать председателю Собрания Виктору Полукееву. Смысл высказывания: не упираться рогом, а искать решение. Например, такое: если ребенок плохо переносит дорогу - то надо поселять его в интернат. Там он будет здоров, накормлен, всегда под присмотром. Учителя (даже Дубровской школы, ученикам которых пока еще не очень грозит жизнь "на поселении") тихо ахнули. Что уж говорить о родителях. Заместитель директора Малаховской школы Ирина Демидова (и, напомним, мама 10-летнего ученика) спросила главу района: "А вы, Владимир Васильевич, помните, на встрече с нами сказали, что своих детей ни за что бы в интернат не отдали? Скорее, школу бы рядом построили?" Владимир Васильевич помнил. Во всяком случае, руками развел.

Елена ШИРЯЕВА
gubernia.pskovregion.org

Док. 608880
Перв. публик.: 26.07.07
Последн. ред.: 13.11.09
Число обращений: 0

  • Афанасьев Владимир Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``