Это государственная политика, политика губернатора, которого мы выбиралиНазад
Это государственная политика, политика губернатора, которого мы выбирали
26 июля 2007 года депутаты районного Собрания не спешили в зал заседаний, школьные группы поддержки волновались - наберется ли кворум? Зато сотрудники администрации тащили из близлежащих кабинетов стулья, которых не хватало для желающих присутствовать при обсуждении школьного вопроса.
Надо мной неожиданно нависла тень главы района Владимира Афанасьева: "Вы почему в своих публикациях оскорбляете моего начальника отдела образования? Министром образования называете?"
Знал бы господин Фурсенко, что "на земле" его закавыченная должность считается изрядным оскорблением... Хотя, может, я действительно, несколько нарушила субординацию? Назвала начальника структурного подразделения администрации "министром", а господина Афанасьева - только главой? Может, он "верховным главнокомандующим" или "предводителем местного дворянства" желал быть? Может, надо шаркнуть ножкой и принести заверения в совершеннейшем почтении? А вдруг не поймет? Уж больно облик у главы колоритный: в ухе тускло поблескивает скромное украшение, "черные" очки он, похоже, снимает лишь в крайних случаях. Как бы еще пуще не обиделся. Порешили, что после сессии пообщаемся на предмет моих "губернских" статей. Но после принятия сессией решения я в одиночку решила - лучше мы с Владимиром Васильевичем спишемся. Пусть для начала ответит на наш запрос месячной давности.
А кворум депутаты собрали - присутствовало 12 народных избранников из 15. Не было ни Леонида Курсенкова, ни Геннадия Антонова, в округах которых находятся обсуждаемые школы. Отсутствовали "по уважительным причинам".
Председатель Собрания Виктор Полукеев сурово приступил к исполнению своих незавидных ныне обязанностей: "Страсти по вопросу накалились во многом потому, что мы непоследовательно выполняли программу реорганизации муниципальных образовательных учреждений, решали вопрос урывками. К предыдущей сессии вопрос был недостаточно проработан. Но мы - последняя инстанция. Давайте подойдем к решению по-деловому".
Деловой подход выглядел эффектно. Госпожа Кремс с ноутбуком (!) и "проекцией" своей информационной базы для всех присутствующих просто воплощала неумолимое торжество прогресса над сельской простотой. Здесь были данные по рождаемости - наполняемости - материально-технической базе - и даже по зарплате. Тот, кто уже пару раз выслушал доклады Ларисы Михайловны на встречах с родителями и учителями, мог бы с успехом ее заменить. Лейтмотив тот же - нет денег на зарплату учителям, зато есть разделение полномочий. И если районная администрация, которая школы может содержать из средств местного бюджета, начнет искать деньги на учительскую зарплату - это будет уголовно наказуемо!!!
К тому же к чему все слезы, если Себежский район не один такой: в Гдовском районе 1 школа ликвидирована, 5 стали отделениями, еще 5 школ "будут рассмотрены" в следующем году. В Опочке 2 школы ликвидированы, в Пустошке только средние школы и остались. Было чем воодушевиться.
Но, конечно: "Это - государственная политика, политика губернатора, которого мы выбирали. У меня нет оснований, как у человека, как у специалиста, ему не доверять", - отпускала депутатам грядущие грехи "образовательный" начальник. И вновь напоминала о губернаторском человеколюбии: ни при каких обстоятельствах не будут ликвидироваться начальные школы - совсем маленьких детей уж точно никуда "подвозить" не станут. Опять же норматив для классов в сельских школах - 14 человек.
Но главное (на сессии это теперь стало главным!) - качество образования. В реорганизуемых школах не ведется с третьего класса информатика, нет иностранного языка со второго класса, нет профподготовки, 20 лет не обновлялась материально-техническая база! "Обсуждать вопрос: почему мы ее не обновляли - это пустая трата времени. Это федеральные полномочия", - отмела заранее все вопросы Лариса Михайловна.
А уж педагогический состав... Обнять, судя по информации госпожи Кремс, и плакать. "То, что человек хорошо относится к людям, то, что дети его любят - это не показатель качества образования", - слегка укоризненно говорила Лариса Михайловна вроде бы "в никуда". И самокритично добавляла: "Я, например, никогда не пойду преподавать математику, потому что уже много лет не работаю учителем!"
Тут трудно не согласиться с Ларисой Михайловной - от хорошей жизни в школу не возвращаются. Но зачем подтасовывать факты, значимые для тех, кто еще может преподавать? "В Малаховской школе нет учителя математики", - кого угодно сразит такое заявление. И кого угодно воскресит ответ представителя педагогического коллектива: "Но ведь математик уволился, когда узнал о реорганизации школы! Останется школа - он тут же вернется".
Или - внушительно звучит: "Половина учителей в школе ведут предметы не по специальности!" И не менее внушительно - ответ: "Если считать основными предметами - физкультуру, пение, труд, то - да, ведут не по специальности. А если, например, физику, химию, русский язык - то вопросов к школе быть не должно". Их, кстати, и не было - буквально двое суток назад, когда на педсовете в Малаховской школе госпожа Кремс говорила, что претензий по качеству образования к школе нет. А на родительском собрании об этом и вовсе никто не заикнулся. Выпускница Малаховской школы, а ныне ученица старших классов Идрицкой школы, у который немецкий язык вел "неспециальный" педагог, участвует не только в районных, но и в областных олимпиадах по языку. При этой информации сдержанно заулыбалась и закивала даже директор Идрицкой школы Наталья Дударь.
И все же в тоне дискуссии чувствовалась обреченность. Не в последнюю очередь потому, что, делая свой доклад, госпожа Кремс замолчала на самом интересном месте - на "предложениях по реорганизации". И никто из депутатов не потребовал их зачитать - ни до ответов на вопросы, ни до начала прений и ни даже после их конца! Перед голосованием "предложения" не очень внятно озвучил господин Полукеев. Более часа людей держали с одной стороны - в неведении, с другой стороны - в надежде. Они ведь еще помнили доброжелательность чиновников на родительских собраниях, еще звучало в ушах: "Кто говорит о "подвозе"?
Основная дискуссия разгорелась между педагогами и чиновниками районной администрации. Депутаты на этот раз были более молчаливы. Самые непопулярные "намеки" к решению пришлось озвучивать председателю Собрания Виктору Полукееву. Смысл высказывания: не упираться рогом, а искать решение. Например, такое: если ребенок плохо переносит дорогу - то надо поселять его в интернат. Там он будет здоров, накормлен, всегда под присмотром. Учителя (даже Дубровской школы, ученикам которых пока еще не очень грозит жизнь "на поселении") тихо ахнули. Что уж говорить о родителях. Заместитель директора Малаховской школы Ирина Демидова (и, напомним, мама 10-летнего ученика) спросила главу района: "А вы, Владимир Васильевич, помните, на встрече с нами сказали, что своих детей ни за что бы в интернат не отдали? Скорее, школу бы рядом построили?" Владимир Васильевич помнил. Во всяком случае, руками развел.