Для ликвидации проблем, связанных в Северокавказском регионе с высоким уровнем безработицы и низким уровнем жизни населения, в настоящее время важнейшим видится необходимость развития отраслей реального сектора экономики, основанных на человеческом и природно-ресурсном потенциале - значительных энергетических, топливных, минеральных ресурсах этого региона. На сегодняшний день экономика республик зависима от многих факторов, и прежде всего от способности имеющихся ресурсов и производственных возможностей гарантировать стабильность и занятость населения, и качественное изменение уровня жизни. Это тем более актуально, что экономический облик республик в формирующемся рыночном пространстве пока не обеспечивает им рыночную конкурентоспособность, преимуществ их этноэкономического развития перед другими регионами. Следует подчеркнуть, что в республиках отдача всего природно-ресурсного потенциала в 3 - 4 раза ниже возможного!
В моем исследовании предлагается для достижения стратегических приоритетов обращаться к следующим основным направленим развития:
- Развитие аграрного сектора - основа социально-экономической и социально-политической стабильности в республиках. Республики является самыми сельскими субъектами России. Здесь высока доля аграрного сектора в отраслевой специализации и республики имеют как объективные, так и субъективные предпосылки для ускоренного роста сельскохозяйственной продукции. От устойчивого развития сельских территорий будет зависеть занятость населения, повышение уровня жизни, будет улучшаться и инвестиционная привлекательность хозяйственного комплекса республик.
- Восстановление и развитие перерабатывающих производств, где важнейшим является повышение степени переработки природных ресурсов и развитие соответствующих кластеров (включая увеличение доступа малых и средних компаний к сырьевым ресурсам и продукции первичной переработки) (1) .
- Создание и дальнейшее стимулирование комплексов и секторов, связанных с производством продукции и услуг для ресурсодобывающих и перерабатывающих секторов, а также новых секторов и комплексов, связанных с технологиями охраны окружающей среды и энергосбережением.
- Создание условий для развития приоритетных экономических специализаций муниципальных образований, расположенных на территории республик, с упором на формирование высокотехнологичных кластеров при максимальном использовании экономического потенциала Северокавказского региона и инструментов приграничного сотрудничества.
- Снижение барьеров для экономической и социальной интеграции республик с регионами Южного Федерального округа и России в целом.
- Возрождение и дальнейшее развитие горных и сельских территорий.
- Использование новых энергосберегающих технологий для развития инфраструктуры крупных населенных пунктов.
- Реализация эффективной политики охраны окружающей среды: восстановление и политика дальнейшего сохранения природных экосистем и управления техногенными рисками.
- Рациональное использование ресурсных возможностей как основы повышения эффективности экономики региона.
Названные направления социально-экономического развития республик должны вызвать к жизни и новые формы привлечения инвестиций, а также специальный механизм их реализации.
При выборе направлений развития хозяйственного потенциала республик Северного Кавказа, предлагается исходить из того, что республики должны обладать определенной степенью свободы выбора своей стратегии развития в национальной этноэкономической системе и их интересы могут носить вполне самостоятельный характер. Система мер государственной поддержки развития экономики и социальной сферы республик должна предусматривать поэтапное увеличение доли привлекаемых частных капиталов в софинансировании инвестиционных проектов на их территории Сбалансированное развитие отраслей производственной сферы республик Северного Кавказа будет способствовать решению главной задачи социально-экономического развития - существенному снижению безработицы, позволяющему посредством создания дополнительных рабочих мест осуществить переток рабочей силы из теневого сектора в легальный, добиться увеличения налогооблагаемой базы производства и использования ее на социальные нужды населения, инвестиции в производственную сферу и ее инфраструктуру.
Очевидна необходимость разработки и реализации новой модели устойчивого экономического развития всех семи республик в тесной и комплексной взаимосвязи и интеграции с другими субъектами ЮФО с учетом не только ресурсной базы, но и культурно-цивилизационной специфики территорий.
При сложившихся проблемах в республиках Северного Кавказа по отраслям инфраструктуры и в социальной сфере, при политической и экономической нестабильности в регионе, необходимо выявление и использование возможных внутренних резервов для обеспечения развития хозяйственных комплексов.
Федеральная финансовая помощь республикам должна опираться не на механизмы ситуационного антикризисного управления, а на упорядоченную нормативно-правовую базу, определяющую содержание взаимоотношений с федеральным центром (включая межбюджетные отношения), а также четко структурированную программу социально-экономического развития республик с распределением ответственности за ее реализацию и ясно прописанными процедурами контроля над использованием выделяемых федеральных средств. __________________________________________________________________________________ 1. К перерабатывающим производствам, применительно к каждой Республике в отдельности, я отношу: нефтепереработку, малые и крупные металлургические производства, с включенными в комлекс горно-добывающими компаниями, строительную индустрию и т.д. Безусловно, перечислить каждое из направлений с конкретизацией в данной статье не представляется возможным, дабы не утомлять читателя. Двести с лишним страниц обоснований - тяжелый труд. Но для заинтересованного лица - необходимый. Каждая Республика обладает определенным природно-ресурсным и человеческим потенциалом.
13.11. 2009 г. www.viperson.ru
Viperson
Док. 608798 Перв. публик.: 13.11.09 Последн. ред.: 20.10.10 Число обращений: 0
Липина Светлана Артуровна
|