Деньги на первенца: кому достанется новое пособие после рождения ребенка
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Светлана Липина: Предложения экспертов по реализации `Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию`. Северный Кавказ. Предложения, методы, механизмы
Светлана Липина: Предложения экспертов по реализации `Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию`. Северный Кавказ. Предложения, методы, механизмы
Для ликвидации проблем, связанных в Северокавказском регионе с высоким уровнем безработицы и низким уровнем жизни населения, в настоящее время важнейшим видится необходимость развития отраслей реального сектора экономики, основанных на человеческом и природно-ресурсном потенциале - значительных энергетических, топливных, минеральных ресурсах этого региона. На сегодняшний день экономика республик зависима от многих факторов, и прежде всего от способности имеющихся ресурсов и производственных возможностей гарантировать стабильность и занятость населения, и качественное изменение уровня жизни. Это тем более актуально, что экономический облик республик в формирующемся рыночном пространстве пока не обеспечивает им рыночную конкурентоспособность, преимуществ их этноэкономического развития перед другими регионами. Следует подчеркнуть, что в республиках отдача всего природно-ресурсного потенциала в 3 - 4 раза ниже возможного!

В моем исследовании предлагается для достижения стратегических приоритетов обращаться к следующим основным направленим развития:

-    Развитие аграрного сектора - основа социально-экономической и социально-политической стабильности в республиках. Республики является самыми сельскими субъектами России. Здесь высока доля аграрного сектора в отраслевой специализации и республики имеют как объективные, так и субъективные предпосылки для ускоренного роста сельскохозяйственной продукции. От устойчивого развития сельских территорий будет зависеть занятость населения, повышение уровня жизни, будет улучшаться и инвестиционная привлекательность хозяйственного комплекса республик.

-    Восстановление и развитие перерабатывающих производств, где важнейшим является повышение степени переработки природных ресурсов и развитие соответствующих кластеров (включая увеличение доступа малых и средних компаний к сырьевым ресурсам и продукции первичной переработки) (1) .

-    Создание и дальнейшее стимулирование комплексов и секторов, связанных с производством продукции и услуг для ресурсодобывающих и перерабатывающих секторов, а также новых секторов и комплексов, связанных с технологиями охраны окружающей среды и энергосбережением.

-    Создание условий для развития приоритетных экономических специализаций муниципальных образований, расположенных на территории республик, с упором на формирование высокотехнологичных кластеров при максимальном использовании экономического потенциала Северокавказского региона и инструментов приграничного сотрудничества.

-    Снижение барьеров для экономической и социальной интеграции республик с регионами Южного Федерального округа и России в целом.

-    Возрождение и дальнейшее развитие горных и сельских территорий.

-    Использование новых энергосберегающих технологий для развития инфраструктуры крупных населенных пунктов.

-    Реализация эффективной политики охраны окружающей среды: восстановление и политика дальнейшего сохранения природных экосистем и управления техногенными рисками.

-    Рациональное использование ресурсных возможностей как основы повышения эффективности экономики региона.

Названные направления социально-экономического развития республик должны вызвать к жизни и новые формы привлечения инвестиций, а также специальный механизм их реализации.

При выборе направлений развития хозяйственного потенциала республик Северного Кавказа, предлагается исходить из того, что республики должны обладать определенной степенью свободы выбора своей стратегии развития в национальной этноэкономической системе и их интересы могут носить вполне самостоятельный характер. Система мер государственной поддержки развития экономики и социальной сферы республик должна предусматривать поэтапное увеличение доли привлекаемых частных капиталов в софинансировании инвестиционных проектов на их территории

 

 

Сбалансированное развитие отраслей производственной сферы республик Северного Кавказа будет способствовать решению главной задачи социально-экономического развития - существенному снижению безработицы, позволяющему посредством создания дополнительных рабочих мест осуществить переток рабочей силы из теневого сектора в легальный, добиться увеличения налогооблагаемой базы производства и использования ее на социальные нужды населения, инвестиции в производственную сферу и ее инфраструктуру.

Очевидна необходимость разработки и реализации новой модели устойчивого экономического развития всех семи республик в тесной и комплексной взаимосвязи и интеграции с другими субъектами ЮФО с учетом не только ресурсной базы, но и культурно-цивилизационной специфики территорий.

При сложившихся проблемах в республиках Северного Кавказа по отраслям инфраструктуры и в социальной сфере, при политической и экономической нестабильности в регионе, необходимо выявление и использование возможных внутренних резервов для обеспечения развития хозяйственных комплексов.

Федеральная финансовая помощь республикам должна опираться не на механизмы ситуационного антикризисного управления, а на упорядоченную нормативно-правовую базу, определяющую содержание взаимоотношений с федеральным центром (включая межбюджетные отношения), а также четко структурированную программу социально-экономического развития республик с распределением ответственности за ее реализацию и ясно прописанными процедурами контроля над использованием выделяемых федеральных средств.
__________________________________________________________________________________
1. К перерабатывающим производствам, применительно к каждой Республике в отдельности, я отношу: нефтепереработку, малые и крупные металлургические производства, с включенными в комлекс горно-добывающими компаниями, строительную индустрию и т.д. Безусловно, перечислить каждое из направлений с конкретизацией в данной статье не представляется возможным, дабы не утомлять читателя. Двести с лишним страниц обоснований - тяжелый труд. Но для заинтересованного лица - необходимый. Каждая Республика обладает определенным природно-ресурсным и человеческим потенциалом.


13.11. 2009 г.
www.viperson.ru




Viperson

Док. 608798
Перв. публик.: 13.11.09
Последн. ред.: 20.10.10
Число обращений: 0

  • Липина Светлана Артуровна

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``