В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Афганский синдром ежедневно... Назад
Афганский синдром ежедневно...
27 декабря исполняется 28 лет со дня ввода советских войск в Афганистан. Боевые действия на территории Афганистана продолжались больше девяти лет. 546 тысяч советских солдат исполняли свой интернациональный долг. 14 тысяч из них погибли. Теперь афганские события называют не войной, а пребыванием ограниченного контингента советских войск в Афганистане. А выполнявших интернациональный долг зовут участниками локальных военных конфликтов. В те далекие уже восьмидесятые чиновники говорили им, вернувшимся: "Я тебя на войну не посылал!"
В России ветеранов Афганистана приравняли к ветеранам Великой Отечественной войны, и афганцы имеют те же льготы. Разве что телефон, хотя и поставят вне очереди, но с оплатой. Зато плата за телефон и коммунальные услуги снижена вдвое. Кроме других льгот, российские ветераны афганской войны имеют право на ежегодный отпуск в удобное время и на отпуск за свой счет до 30 дней. Могут бесплатно обучаться новым специальностям в государственной системе переподготовки с сохранением оплаты труда. Кроме того, в случае, если кто-то захочет учиться, то может претендовать на внеконкурсный прием в вузы и на специальную стипендию. Нашим ребятам это и не снилось. В казахстанском парламенте рассматривается закон, согласно которому парней, прошедших через Афганистан, можно будет отнести к ветеранам войны. В прошлом году усилиями депутатов мажилиса Валерия Котовича и Серика Абдрахманова дело сдвинулось с мертвой точки, но потом вновь застопорилось. А между тем 22 тысячи казахстанцев воевали в Афганистане, многие из них вернулись домой инвалидами. Как сегодня живут ветераны афганской войны, и что их заботит в первую очередь? Собеседник "Позиции.kz" - полковник запаса, кавалер ордена Красной Звезды, председатель совета республиканской организации "Боевое братство" Сергей Пашевич.
- Труднее всего было реабилитироваться, вернувшись, домой, - вспоминает "афганец". - Человек, не выведенный из состояния войны, продолжает ею жить, и это проявляется в зависимости от ситуации. Это еще зависит от того, в какой ситуации человек побывал в Афгане. Чаще всего он делит мир только на два цвета: черное и белое. Ему говорили, что ветерану Афганистана положены квартира от государства, другие льготы. У человека, прошедшего через войну, появляется обостренное чувство справедливости, и когда он сталкивается с тем, что никто не собирается давать ему льготы, лечить, то он может повести себя далеко неадекватно. Ответная реакция может оказаться достаточно бурной...
- Как сегодня живут ветераны афганской войны?
- В Казахстане насчитывается больше 17 тысяч ветеранов войны в Афганистане. Не все нашли себя сегодня. Во-первых, сказались развал государства, последствия экономических преобразований. Кто-то не смог получить образование, достойную работу или рабочую профессию. А кто имел, просто потерял ее. Самый главный фактор - лечебный. "Афганцы" ранее состояли на диспансерном учете, и если даже отлынивали от медицинской комиссии, то предприятие отправляло их на медицинскую реабилитацию в принудительном порядке. Сегодня такого нет, они обращаются в поликлиники, как и все другие граждане. Нет ежегодного санаторно-курортного лечения, которым они должны обеспечиваться. Спонтанные благотворительные акции, которые проводят время от времени те или иные бизнесмены, чаще всего не по профилю их заболеваний, и поэтому ветераны не используют данную возможность, чтобы поправить здоровье.
- Но ведь льготы прежде были?
- Да, определенные льготы были, но со временем их заменили на денежную компенсацию, что не всегда оправданно. Закона "О ветеранах" у нас до сих пор нет. Действует лишь указ президента страны, имеющий силу закона. Который созыв депутаты парламента работают над этим законом, но такое впечатление, что конца и края нет этой работе. По крайней мере, я не вижу света в конце туннеля, хотя деньги у государства есть. Пройдет еще год, и для ветеранов ВОВ этот закон окажется уже ненужным. Наша организация бьется за то, чтобы всех ребят, прошедших через локальные военные конфликты, назвали ветеранами войны, а не лицами, приравненными к ним. Мы аргументируем наше требование длительностью боевых действий в Афганистане. Там месяц засчитывался за три, и зарплата выплачивалась соответственно этому. Кроме того, сама масштабность боевых действий позволяет назвать тот период войной. Кстати, у американцев, человек, находившийся в зоне боевых действий три месяца, уже считается ветераном войны. А если за меньший период пребывания в зоне военных конфликтов он получал ранение или увечье, то автоматически приравнивался к ветеранам войны.
Мы все никак понять не можем, почему у нас так происходит. Количество ветеранов от числа населения составляет не более 7 процентов, и особой нагрузки на бюджет, в случае возвращения льгот, нет. Загвоздка, вероятно, кроется в том, что наверху никто не заинтересован в том, чтобы позаботиться о ветеранах. Скорее всего, ни сами чиновники, ни их близкие в армии не служили. Они не знают тяжести утрат, постоянную боль, которую испытывают инвалиды и контуженные или те, кто потерял родных. Память о войне - афганский синдром для тебя ежедневно. Может, и хотят ветераны забыть, пытаются не разговаривать друг с другом об этом, но война живет в нас, и от этого не уйти.
- Чем сегодня занимается союз "Боевое братство"?
- На днях я вернулся из Хоргоса, вручал медали пограничникам. Мы много лет добивались, чтобы ребят, служивших на таджикско-афганской границе, признали ветеранами локальных военных конфликтов. И сегодня потихоньку это происходит. По представлению нашего союза несколько человек награждены медалями "За заслуги" и "Защитник Отечества". "Боевое братство" учредило свою медаль "За службу на таджикско-афганской границе". И мне приятно было вручать медали ребятам, которые сегодня продолжают служить Родине, защищая ее границы. Среди тех, кто получил медали, командир части Талгат Кенжебаев, рядовые Эльдар Карахожин, Андрей Разживин, Николай Тындык. Помимо этого мы участвуем в разработке законопроекта о ветеранах.
- Сегодня появляется немало публикаций о том, что Россия вернется в Афганистан. Как ты это прокомментируешь? Возможен ли такой шаг?
- Вряд ли. Я думаю, что такими публикациями Россию пытаются подтолкнуть к такому шагу. Россия на это не пойдет. Реально тот контингент войск НАТО, который находится в Афганистане, к сожалению, ничего не сделал за очень большой срок пребывания в стране. В шесть вечера закрываются ворота в городах на военных базах, и наступает другая власть. Меньше года назад мне довелось побывать в тех местах, где воевал. Скажу сразу, что зрелище впечатляющее. Получается, что "шурави" ушли, а строить, возвращать к жизни предприятия никто не собирается. За время моего пребывания доводилось беседовать с самыми разными людьми, многие из них ждут помощи от России. Но кто поедет туда строить? Вопрос встает о помощи государства, а частные компании и так давно там работают.
НАТО наступает на те же грабли, на которые мы наступали в начале войны. Я считаю, что всех американцев стоит привести в Герат, на воротах которого высечены слова Александра Македонского: "Афганистан пройти можно, но покорить его нельзя". Афганцы - народ очень свободолюбивый. Основная проблема американцев в том, что смотрят на афганцев как на людей третьего сорта, свысока. Афганцы любят и уважают тех людей, которые уважают и принимают их обычаи, законы. Если это есть, они относятся к тебе с уважением. Даже молодежь в Афганистане, которая не помнит той войны, на слово "шурави" начинает тебе улыбаться, признав в тебе "советского", а значит друга. Еще жива добрая память о нас, солдатах и офицерах 40-й армии. Достаточно прогуляться по улицам Кабула, чтобы это понять. Да и у нас, советских воинов, были ошибки: мы отрицали религию, были атеистами.
И это в стране, где все поголовно проповедуют ислам. Но потом-то отношение стало меняться.
Что же касается помощи России или Казахстана, то считаю, что бесконечная помощь наносит вред любому народу. Не надо давать человеку хлеб, а надо поставить его на тот путь, когда этот хлеб он заработает сам и будет чувствовать его ценность. Афганистану нужна помощь в восстановлении дорог и промышленности, гуманитарной помощи в виде муки и пшеницы, медикаментов и ГСМ. Страна остро нуждается в высококвалифицированных инженерных и строительных кадрах. Вот такую помощь наши государства могут оказать. А вводить туда вновь войска - значит совершить роковую ошибку.
P.S. На днях "Независимая газета" опубликовала материал, посвященный Афганистану. Издание приводит данные Associated Press, согласно которым за минувший год погибли 6, 3 тыс. афганцев - как боевиков, так и мирных граждан. "Совершено рекордное количество суицидальных терактов - 140. Сейчас в Афганистане дислоцирован 40-тысячный контингент под командованием НАТО. В его составе 14 тыс. американцев. Дополнительно 12 тыс. военнослужащих ВС США проводят отдельную контртеррористическую операцию. По словам доктора Виктора Коргуна, завсектором Афганистана Института востоковедения РАН, увеличение международного присутствия, если таковое будет иметь место, не станет панацеей. Для ощутимого результата необходимо более чем удвоить нынешнюю 40-тысячную коалицию, заявил эксперт в интервью "НГ". Специалист указал на тенденцию к ухудшению ситуации. По словам Коргуна, по крайней мере 15% населения Афганистана вольно или невольно поддерживают талибов. Правительство не контролирует страну: на местах нет органов власти, которые бы поднимали экономику и гарантировали спокойствие. Талибы же обеспечивают населению безопасность, дают семена и деньги крестьянам, выращивающим опийный мак. А примерно половина финансирования антиправительственной деятельности идет от наркоторговли.

Айгуль ОМАРОВА

www.press-uz.info

26.12.2007

Док. 608147
Перв. публик.: 26.12.07
Последн. ред.: 12.11.09
Число обращений: 0

  • Коргун Виктор Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``