`Общественная экспертиза и оценка социальной эффективности - важные формы работы Общественной палаты города Москвы`Назад
`Общественная экспертиза и оценка социальной эффективности - важные формы работы Общественной палаты города Москвы`
Общественная экспертиза является важной формой взаимодействия общества, бизнеса и власти в стране, идущей по пути строительства гражданского общества. В связи с этим мы считаем необходимым проведение Общественной палатой Москвы, создание которой сейчас широко обсуждается, общественной экспертизы и оценки социальной эффективности любой деятельности, затрагивающей социально значимые вопросы, а именно: городской социальной политики; конституционных прав граждан в области социального обеспечения; обеспечения общественной безопасности и правопорядка; общественной полезности. Общественная палата города Москвы должна проводить как экспертизу проектов нормативно-правовых актов, так и экспертизу действующих нормативно-правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления города Москвы. Предлагаемые законопроекты и нормативно-правовые акты гораздо проще изменить на стадии их подготовки, нежели после того, как она приобретают силу закона. В отношение уже действующих законов общественная экспертиза также может быть очень полезной, хотя в первую очередь это должно касаться случаев возникновения препятствий законодательного характера тем социальным проектам и программам, которые будут инициироваться или поддерживаться самой Общественной палатой Москвы. В связи с тем, что у нас очень часто есть значительное различие между законами и их применением, отдельным направлением должна быть экспертиза правоприменительной практики. Диалог общества и власти должен развиваться. Для совершенствования своей работы и повышения её эффективности, власти должна быть интересна реакция общественности на деятельность органов власти, а также предложения по улучшению их работы. Поэтому Общественная палата Москвы должна проводить экспертизу и оценку социальной эффективности органов государственной и муниципальной власти, в отдельных случаях вплоть до оценки социальной эффективности конкретных чиновников, не разделяющих принципа общественной полезности. По результатам экспертизы будут даваться соответствующие заключения органам законодательной, исполнительной власти и органам местного самоуправления. При этом результаты экспертизы будут предаваться широкой огласке в СМИ. Объективная и независимая оценка, сделанная силами широкого общественного представительства, а также конструктивные предложения могут быть развивающим фактором для органов власти и конкретных чиновников. Одним из направлений общественной экспертизы Общественной палаты Москвы должна быть экспертиза социальной эффективности бизнеса, то есть коммерческих организаций, имеющих отношение к социальной сфере. Не секрет, что для коммерческих организаций интересы в получении прибыли бывают выше, чем критерии общественной полезности и ответственности за свою деятельность, а в социальной сфере - это неверная позиция, поскольку интересы людей важнее, чем прибыль. В данном случае это не попытка контролировать бизнес, а оздоровление социальной сферы деятельности и защита интересов жителей. И, пожалуй, самым главным, является экспертиза самих общественных и некоммерческих организаций. Ведь помимо прозрачности перед государством, общественные и некоммерческие организации должны быть прозрачны перед обществом, и их деятельность в обязательном порядке должна быть оценена на предмет реальной социальной эффективности. Прозрачность перед обществом обеспечивается не в виде контроля - этим занимается государство, а виде информации о деятельности, причем как о прошедшей, так и о предстоящей. Если организация получает финансирование, ничего не делает, а в конце года сдает липовый отчет - это даже не бизнес. Для таких организаций информирование о своей деятельности действительно будет проблемой. С другой стороны, такое положение вещей извращает саму идею общественно полезной деятельности. А для государства общественная оценка деятельности организаций некоммерческого сектора может быть также очень важна - для повышения степени доверия к их деятельности. Для обеспечения общественного участия и общественного согласия, в обязательном порядке Общественная палата Москвы должна осуществлять экспертизу: проектов бюджета города Москвы на предстоящий финансовый год в социальной сфере; закона о выполнении бюджета города Москвы; генерального плана развития города Москвы; плана застройки города Москвы; проектов и программ социально-экономического развития города Москвы и нормативно-правовых актов их реализации и выполнения. Это поможет сделать данную информацию общедоступной, обеспечить интерес общественности к этим вопросам, снизить социальные риски и сделать предложения, которые могут оказаться полезными для города и его жителей. Общественная палата Москвы собирается обеспечить проведение экспертизы и оценки социальной эффективности общественно значимой деятельности в городе следующим образом: путём содействия созданию и совершенствованию методики оценки социальной эффективности органов государственной и муниципальной власти, а также хозяйствующих субъектов города Москвы и НКО; привлечением и аккредитацией при Общественной палате города Москвы экспертных организаций для оценки социальной эффективности общественно значимой деятельности; формированием рейтингов решений, проектов и программ власти, бизнеса и НКО на предмет их общественной пользы для города и Российской Федерации в целом; проведением собственными силами и силами аккредитованных экспертных организаций оценки социальной эффективности общественно значимой деятельности в городе Москве, а также решений, принимаемых уполномоченными лицами власти, бизнеса и НКО; обеспечением публичности результатов оценки социальной эффективности общественно значимой деятельности в городе Москве и социальных рейтингов организаций. Всё это возможно только при наличии координационного центра, который сможет заниматься такой работой. И именно этим центром может быть открытая Общественная палата Москвы. Такая экспертная работа будет содействовать становлению и развитию общественной экспертизы в городе Москве, правовому, образовательно-методическому и кадровому обеспечению экспертной и оценочной деятельности. Таким образом, при помощи открытой Общественной палаты в городе может сформироваться новый значимый критерий оценки любой деятельности - критерий общественной полезности, который будет обеспечиваться общественной экспертизой.