В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пуштуны взяли Москву Назад
Пуштуны взяли Москву
Газета "Газета" публикует сегодня статью Надежды Кеворковой о визите представительной афганской делегации в Москву. "Мы читали Чехова и Пушкина, Достоевского и Толстого. Роман Горького "Мать" мы знаем наизусть. Между нами теперь много других стран, но афганцы и русские похожи больше, чем вам может показаться", - говорит высокий худой человек с изящной бородкой, в очках с тонкой оправой, в серебристых камис-шальварах. На голове у него величественно повязанный золотистый тюрбан, один конец шарфа реет над головой, другой длинным шлейфом спускается на плечо. Он пуштун, представитель 60% населения Афганистана. Он родом из провинции Пактика.

Там, в зоне свободных племен, разделенных пограничной линией Дюранда, живут лучшие воины на земле. Эти люди воевали против англичан и советских, воюют и против американцев. Его зовут Надар Хан Катавазай. Он член парламента Афганистана. Он впервые в России. И она произвела на него ошеломляющее впечатление, о котором он с большим достоинством говорит.

Петр Гончаров провел в Афганистане последние 37 лет своей жизни с небольшими перерывами. Он свободно говорит на дари, понимает пушту, знает об Афганистане все, в том числе политические и военные расклады. "Надар Хан говорит чистую правду. Афганцы знают роман "Мать" наизусть", - смеется Гончаров.

Оказывается, в этой книге для афганцев очень правильно обрисована роль мужчины, защищающего справедливость, и роль женщины, которая гордится своим мужественным и доблестным сыном. Такие русские понятны и близки. Позже я попыталась найти в книжном магазине Горького. Не нашла.

Пуштуны в гости к нам

В Москву на этой неделе прибыла небывалая по размерам и представительности афганская делегация: более 70 политиков, министров, депутатов, бизнесменов, членов королевской семьи, поэтов и журналистов. В течение недели они проводят в Москве встречи на высшем уровне.

В среду министр по борьбе с наркоторговлей генерал Ходэйдад встречался с главой Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктором Ивановым.

Вчера в Президент-отеле состоялся Российско-афганский форум, на котором присутствовал зампред правительства Игорь Сечин, секретарь Совбеза Николай Патрушев и глава ФСКН Виктор Иванов.

Ни афганцы, ни русские подобного не припоминают. Возглавляет делегацию вице-президент Абдул Карим Халили.

Особенностью этого "десанта" является то, что делегация состоит в основном из пуштунов. Россия в последние 17 лет поддерживала связи преимущественно с афганскими таджиками и узбеками, хотя афганское большинство, и самое влиятельное большинство - это пуштуны.

"Россию трудно упрекать в этом. Все соседи Афганистана работают только со "своими" племенами. Иранцы - с хазарейцами, пакистанцы - с пуштунами, Россия - с бывшим Северным альянсом. Американцы и Карзай не хотят развивать отношения с Россией, хотя среди афганцев ожидания в отношении России очень большие", - считает профессор Виктор Коргун, глава отдела Афганистана Института востоковедения РАН.

Принц и нищие

Принц Абдул Али Серадж - племянник короля Афганистана Амманула, который обратился с письмом к Ленину, именуя того "ваше величество президент великого российского государства". Его дядя призвал афганцев на третью победную войну против англичан.

Принц - обладатель громадного роста и громоподобного голоса. У него феноменально большие глаза, и он явно предпочитает держать веки прикрытыми. Потому что когда он открывает свои глаза, на врагов Афганистана из них извергаются разящие молнии гнева.

Принц Серадж возглавил национальную коалицию по диалогу с племенами Афганистана, когда вернулся из эмиграции в 2002 году и понял, что его страна сровнена с землей, а на этой ровной площадке продолжается кровопролитная схватка под американскими бомбардировками. Он не говорит об отвлеченном международном терроризме и об отвлеченной борьбе с наркотиками.

"Я поддерживаю Аллаха, а не Карзая. Правительство, которое ничем не управляет и ничего не может. Я обвиняю себя, а не НАТО. Давайте перестанем говорить о прошлом. Давайте смотреть в будущее". Принц по-королевски едва заметно хлопает меня по плечу. Наступает оцепенение среди афганцев. Ни один другой афганец никогда на это не решится: ислам запрещает.

В отличие от всех остальных членов делегации, он говорит жестко. И голос его теплеет только тогда, когда он говорит о людях труда - об афганских крестьянах: "За последние пять лет об Афганистане никто не вспомнил, никто не спросил: а что же вы хотите? Наши крестьяне 30 лет назад обеспечивали весь народ и многих соседей пшеницей, мясом, молоком. Теперь мы нищие. Мы просим предоставить нам гроб и зарыть нас поглубже в землю. Наши крестьяне, чтобы прокормить своих детей, сеют вместо хлеба мак. И за это перекупщики платят им копейки, чтобы их дети не умерли, чтобы и на будущий год они посеяли мак, который вам продадут за столько, сколько крестьянин не видит и за год".

Принц вспоминает, как в Герате выращивали шафран - драгоценную пряность Востока, которая стоила $2,5 тыс. за килограмм: "Мы забыли вкус мяса, наши дети его не едят. Мы забыли вкус живого молока, наши дети пьют сухое молоко из-за границы. Почему весь Афганистан засеян маком? За мак им дают деньги вперед. Никто не пришел к нам, чтобы помочь самым бедным, самым несчастным людям - нашим крестьянам".

Принц говорит правду. Те немногочисленные планы по переориентированию сельского хозяйства провалились, потому что деньги до крестьян не дошли, афганцы их так и не увидели.

Он рассказывает о матери, которая продает одного ребенка, чтобы спасти второго, и я вспоминаю, как Марина Цветаева в Гражданскую отдала одну дочку в детдом, чтобы спасти вторую. В Афганистане таких матерей десятки тысяч. А на Западе тем временем волнуются правозащитные и женские организации, что афганские женщины по-прежнему угнетены и не могут открыть лица.

Талиб и талибы

Среди пуштунских тюрбанов качаются черные чалмы - это талибы. Вот и они приехали в Москву.

"Да, я талиб, - член парламента Мохаммад Хашим Ватанваль смеется одними глазами и разглаживает черный шарф; он даже по-русски понимает, хотя и не говорит. - Талиб означает "учащийся". Талибы пришли тогда, когда моджахеды начали сражаться друг против друга. Когда Запад счел, что они неуправляемые, против них начали борьбу. Моджахедов финансировал Запад, талибов - Пакистан. Какое зло хуже? Оба хуже. Афганистан может спасти только национальное правительство, выбранное народом, действующее в его интересах. 60% народа - пуштуны. Талибы тоже пуштуны. Хорошо, что русские наконец начали понимать, что им пора обернуться к Афганистану".

Спрашиваю, зачем Афганистану вообще русские. Ведь Иран помогает, Китай очень активно участвует в экономике. Талиб Мохаммад смеется: "Вы правда не понимаете? Ведь Россия и Афганистан - самые дружественные страны, у нас исторически были самые дружеские отношения, да и менталитет гораздо ближе, чем с китайцами. Вы читали роман "Мать"?"

Вице-спикер Сената Бурханулла Шинвари говорит о том же, только более дипломатично: "Я прошу Россию работать для мира и активно сотрудничать. Некоторые поддерживают определенные силы в Афганистане - не делайте этого!"

Саид Исхак Гейлани, депутат парламента, моджахед и потомок основателя суфийского ордена "Кадирийя", убежден, что переговоры с силами сопротивления неизбежны: "Движение "Талибан" существует, бессмысленно это отрицать, это политическая партия и часть общества, это реальность. Поэтому переговоры с талибами будут проведены. Нет, мы не хотим их уничтожить, мы хотим с ними говорить и договориться".

Гейлани уверен, что без этих договоренностей решать остальные проблемы невозможно. "Терроризм и наркотики - это большая проблема, но она решаемая. Да, талибы остановили производство наркотиков. Мы тоже справимся. Это не так сложно, тем более у талибов получилось. Надо помочь крестьянам и арестовать скупщиков и мафию. Это по силам афганцам. Мы не приглашаем Россию решать наши нерешаемые проблемы. Мы приглашаем Россию совместно с национальными силами координировать усилия", - говорит Гейлани.

НАТО на Кавказе и в Афганистане - найди отличия

Пуштуны зовут Россию вернуться в Афганистан. Проблема вот в чем: на Кавказе у нас прошлым летом была война. Там НАТО помогало Грузии против Южной Осетии, которой помогала Россия. Только что Россия очень болезненно отнеслась к идее учений НАТО в Грузии. И вот в Москве 70 пуштунов говорят о том, что России пора по-серьезному вернуться в страну, где 13 авиабаз НАТО. Две из этих баз - бывшие советские. Американцы роют там подземные бункеры, переводят туда войска из Ирака и всячески укрепляются. От нас американцы хотят только одного - чтобы мы транспортировали по железной дороге их грузы, но не приходили в Афганистан ни с какими реальными проектами.

Вице-президент Халили не пуштун. Он хазареец и шиит, в отличие от суннитского большинства. И он не видит никаких проблем для возвращения России. Он не считает, что у России в Афганистане будут проблемы с НАТО или американцами. Как и любой афганец, он не считает всерьез никакого завоевателя серьезным противником. Все завоеватели уходят. Никто не удержался в Афганистане. "Мы исходим из того, что страны мира не имеют своих специальных интересов в нашей стране. Мы исходим из того, что они едины в своих устремлениях, которые не всегда удачны в общих усилиях. Проблемы Афганистана имеют международный размах, поэтому мировое сообщество должно преодолеть свои различия и расхождения. Мы будем благодарны России. Пусть Россия усилит свое присутствие", - ответил мне вице-президент Халили.

Надо будет перечитать роман "Мать" повнимательнее.

Сердце мира

Удалось привезти эту делегацию Институту демографии, миграции и регионального развития и лично его директору Юрию Крупнову. Это именно удалось, потому что пришлось преодолеть ощутимое бюрократическое и политическое сопротивление как в Афганистане, так и в России.

"Мы не ставили целью подписывать соглашения. Мы считаем, что Россия должна осознать, что только та страна, которая участвует в "большой игре" Афганистана, остается участником международной политики. Афганистан - это сердце Азии и сердце мира. Это понимал Александр Македонский. С тех пор мало что изменилось. Мы привезли влиятельных пуштунов в Москву - значит, процесс начался", - говорит Крупнов.

В его портфеле уже есть несколько проектов, переданных афганской стороной: "Афганцы готовы обеспечить безопасность. Только пусть едут инженеры. Ведь СССР построил в Афганистане 142 объекта. Они обеспечивали 60% экономики страны. Некоторые объекты восстановить могут только наши инженеры - каналы, систему мелиорации, Салангский тоннель, завод азотных удобрений. А деньги афганцы вытрясут с американцев и западных партнеров. Доходит ведь до смешного. В Афганистане нет ни одного отделения хоть какого-нибудь российского банка!"


15.05.2009

www.islamnews.ru

Док. 608141
Перв. публик.: 15.05.09
Последн. ред.: 12.11.09
Число обращений: 0

  • Коргун Виктор Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``