В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Планета Гайдай Назад
Планета Гайдай
Только в советское время фильмы знаменитого комедиографа посмотрели 600 млн. человек

Его фильмы мы знаем и любим с детства. "Иван Васильевич меняет профессию", "Бриллиантовая рука", "Операция "Ы" - эти и многие другие творения Леонида Гайдая стали частью отечественной жизни, а сочные фразочки из них навсегда прочно вошли в наш язык. Недавно исполнилось 40 лет с дня выхода на экран знаменитой "Кавказской пленницы". Что значила она для самого режиссёра? Как создавались этот и другие шедевры? За ответами мы отправились в гости к жене Мастера - актрисе Нине Гребешковой, в квартиру, где рождались многие фильмы великого комедиографа, где памятью о нём пропитан каждый квадратный метр.

- Ой, ну зачем же вы цветы принесли? - увидев букет роз у меня в руках, Нина Павловна не смогла скрыть своих чувств: на днях она была на творческой встрече с почитателями таланта Леонида Гайдая, после которой все вазы в квартире были полны цветов. Заметив моё замешательство, актриса поспешила уладить возникший конфуз: "Я ведь в возрасте уже, трудно мне за таким цветником ухаживать..."

Судя по тому, как резво она водрузила мой букет в очередную вазу, а главное, по её звонкому, заливистому смеху, сопровождавшему всю нашу беседу, Нина Павловна явно лукавила. Энергии этой миниатюрной, но необычайно деятельной женщине не занимать. 40 лет жизни с Гайдаем приучили её быть собранной.
- Лёня был большим ребёнком, совершенно неприспособленным к быту, - вспоминает актриса. - Я была ему не только женой, но и матерью.

Он мог кричать мне: "Нинок! У тебя там лампочка перегорела!" "Где?", - спрашиваю. "У меня на столе". "Нинок, у тебя машина не заводится", - говорил он о "Жигулях", которые хоть и прекрасно водил, но в технике совсем не разбирался. Поэтому водителем в нашей семье стала я. А как мы делали ремонт! Собирается он, к примеру, ставить "Кавказскую пленницу", а я ему: "Лёнь, надо бы обои переклеить. Ты прокурил всю квартиру". В ответ слышу: "Ты что?! Сейчас самый ответственный момент: идёт подбор актёров. Вот начну снимать, тогда и клей свои обои". И так вплоть до съёмок следующего фильма. Не поверите, но у меня до сих пор ощущение, что он уехал, а мне нужно делать ремонт...

Нина Павловна провожает меня на кухню, демонстрируя различные приспособления, изготовленные её руками. Сконструированная из телефонного провода и фломастера зажигалка для газовой плиты, подвесные вешалки для кухонной утвари, другие хозяйственные премудрости актрисы неизменно восхищали её знаменитого мужа...

В этом удивительном доме всё напоминает о Гайдае: начиная со стульев - тех самых, из фильма о приключениях Остапа Бендера, заканчивая старыми афишами и многочисленными живописными и фотографическими портретами комедиографа. Несмотря на наводнение в квартире - ровно на 40-й день после смерти Мастера этажом выше лопнула батарея отопления, - всё сохранено Ниной Павловной в неприкосновенности.

Первую комедию режиссёра сильно порезала цензура

Один из самых ценных экспонатов "домашнего музея" - тарелка с изображёнными на ней псом и золотой медалью. Эту тарелку в знак восхищения Леониду Иовичу подарил Сергей Бондарчук, побывавший на премьере легендарной короткометражки "Пёс Барбос и необыкновенный кросс", с которой началась эпоха эксцентрических комедий Гайдая. Увидев картину, Бондарчук был потрясён. И не только он. Показ "Барбоса..." на Первом московском кинофестивале произвёл настоящий фурор.

До этого же Гайдаю фатально не везло. Первую его комедию "Жених с того света" с Вициным и Пляттом в главных ролях безжалостно порезала цензура: в 1958 году сатирическое изображение бюрократов не приветствовалось. Ампутированный фильм пустили вторым экраном. От пережитого потрясения у режиссёра случилось обострение дремавшего до поры до времени туберкулёза. Мало того, Леониду Иовичу пригрозили исключением из партии и отлучением от режиссуры.
Спас ситуацию тогдашний руководитель "Мосфильма" Иван Пырьев, симпатизировавший Гайдаю ещё со времён его учёбы во ВГИКе. Пырьев предложил начинающему режиссёру снять пафосный историко-революционный фильм "Трижды воскресший". Картина, которую сам Гайдай ненавидел, успеха не имела.

Режиссёр с женой уехал к родителям в Иркутск. И наткнулся на золотую жилу: упиваясь чтением старых и новых газет на чердаке деревянного родительского дома, он наткнулся на фельетон в стихах "Пёс Барбос" Сергея Олейника - тот самый, что потом лёг в основу его знаменитой короткометражки. По словам Нины Павловны, поначалу никто не разделил восторгов Леонида Иовича: так, абракадабра какая-то, три дурака бегают от собаки с взрывчаткой, которую сами же и бросили. Что тут смешного? Но Гребешкова, не желая огорчать мужа, сказала: "Потрясающе!" И, сама того не ведая, благословила его на первый шедевр. Впоследствии она не раз убеждалась в удивительной творческой интуиции Гайдая. У него был потрясающий нюх: он жадно ловил то, что в жизни было парадоксально, смешно.

Многие крылатые фразы из картин Гайдая принадлежат его жене

- Он у меня столько украл! - смеётся актриса. - Помню, работали они с Яковом Костюковским и Морисом Слободским у нас в квартире над сценарием "Операции "Ы". Чувствую, что-то у них не клеится. Вдруг слышу голос Костюковского: "Ниночка, можно вас на минуточку? Бывает ли у вас так, что вы приходите в незнакомый дом, а у вас такое ощущение, что вы здесь уже были?" "Нет, я всегда знаю, где я, с кем и когда", - отвечаю я сердито и возвращаюсь к пригорающим на кухне котлетам. Они хохочут и записывают эту реплику, которую потом произносит героиня Селезнёвой.

В другой раз хочу обсудить с Лёней кого-то из наших знакомых, чего он ужасно не любил. Он вдруг встаёт и собирается уходить. А я ему обиженно: "Между прочим, я тебе серьёзную вещь хотела сказать, а ты не слушаешь. Так и хочется устроить скандал!" Потом эта фраза прозвучала в фильме "Иван Васильевич меняет профессию".

В одну из картин Гайдая вполне мог войти и следующий эпизод. После занятий Леонид провожал Нину через весь город и на последнюю электричку уже не успевал. Устав ночевать на вокзале, будущий режиссёр сделал однокурснице предложение: "Ну что мы с тобой всё ходим и ходим, давай поженимся!" Юная Нина (она моложе Гайдая на восемь лет) ответила в той же шутливой манере: "Да ты что? Ты - длинный, я - маленькая. Будем как Пат и Паташон". А он: "Большую женщину я не подниму, а маленькую буду всю жизнь на руках носить!" По словам Нины Павловны, Леонид Иович напоминал Шурика из "Кавказской пленницы": ухаживал за ней так же трепетно и трогательно.

Все эпизоды фильмов комедиограф выверял
с секундомером

В гайдаевских фильмах вообще много автобиографичного. За разными эпизодами скрываются реальные истории из его жизни. Взять, к примеру, знаменитую сцену из "Операции "Ы", когда милиционер (Владимир Басов) оглашает "тунеядцам-алкоголикам" список возможных мест отработки. Шуточный эпизод навеян воспоминаниями режиссёра о том, как во время войны он рвался на передовую из мирной Монголии, где по долгу службы объезжал предназначенных для фронта лошадей.

Кстати, высокий и худой Гайдай верхом на низкорослых монгольских лошадках смотрелся очень комично. И через много лет возник ослик в "Кавказской пленнице", на котором восседал недотёпа-Шурик.

По такому же принципу рождалось большинство знаменитых гайдаевских трюков и гэгов, хотя и считалось, что многие из них были придуманы прямо на съёмочной площадке самими артистами. Гребешкова считает, что это не так. По её словам, даже если Гайдай и соглашался с какими-то из актёрских придумок, в готовую картину всё равно входило то, что было в сценарии.

- Каждый эпизод Лёня выверял, ползая дома с секундомером, - вспоминает Нина Павловна. - Ему было важно, чтобы всё было лаконичным, отточенным, бьющим точно в цель. Он поэтому и короткометражки больше любил. Считал, что нельзя смеяться целую картину. Чисто физиологически. У него было невероятное чувство меры.

По той же причине Леонид Иович не желал снимать и продолжения приключений знаменитой троицы, впервые появившейся в "Необыкновенном кроссе". Гайдай считал эти персонажи "отработанным материалом". И только настойчивость его соавторов, Слободского и Костюковского, продлила экранную жизнь героям, полюбившимся зрителям. Которая закончилась кинофильмом "Кавказская пленница" - лебединой песней Труса, Балбеса и Бывалого.

После "Бриллиантовой руки" Гребешкову принимали за жену Никулина

Зато "Кавказская пленница" стала первой лентой Леонида Гайдая, в которой снялась его жена. Ради крошечного эпизода Гребешкова отказалась от главной роли в фильме другого режиссёра. О чём ничуть не жалеет. Роль врача скорой психиатрической помощи, с ходу поставившей бедолаге-Шурику диагноз: "делириум тременс" (белая горячка), запомнилась многим.

По словам Нины Павловны, сниматься в фильмах Гайдая было непросто: эксцентрика - не её жанр. Воспитанница Сергея Герасимова, актриса привыкла к другой органике. Напрягала её и чрезмерная забота Леонида Иовича на съёмочной площадке. Когда Нина Павловна появлялась в кадре, муж очень за неё переживал, беззвучно повторял текст роли: боялся, что спутница жизни будет хуже других (напрасно боялся! - Авт.). (???)

Правда, многие долгое время не догадывались о том, что Гребешкова - жена Гайдая. А узнав, удивлялись, почему он не даёт ей главных ролей. Актриса лишь улыбалась, не испытывая никаких комплексов по этому поводу. Каждая пусть и маленькая роль у Гайдая стоила многих больших. Да и, кроме того, недостатка в работе у неё не было. В последний год жизни Леонид Иович ей как-то сказал: "Знаешь, Нинок, я перед тобой виноват. Не сделал для тебя ни одного фильма". Гребешкова ответила: "Сколько у тебя картин? 18. А у меня 60"...

Не жалеет Нина Павловна и о том, что не всегда играла в картинах мужа то, что хотела. К примеру, в "Бриллиантовой руке" Гребешковой приглянулась роль домоуправши, но Леонид Иович видел здесь более фактурную актрису. И оказался прав. Сегодня невозможно представить этот яркий образ без монументальной Нонны Мордюковой. А без миниатюрной Гребешковой - роль хлопотливой и наивной жены главного героя. У актрисы она получилась настолько убедительной, что после выхода картины Нину Павловну на полном серьёзе принимали за жену... Юрия Никулина.

Любимым актёром Гайдая был Георгий Вицин

По словам Гребешковой, прославленный кинорежиссёр считал, что в актёре должны быть фактура и умение понять то, что хочет от него режиссёр. Ведь кино - это не только слова. Всем этим требованиям в полной мере отвечал Георгий Вицин. Он был любимейшим артистом комедиографа. Любил Леонид Иович и Юрия Никулина.
Да так, что готов был снимать его в каждой картине. Мало кто знает, что роль Ивана Грозного в кинофильме "Иван Васильевич меняет профессию" Мастер писал "на Никулина": уж очень похожим показался ему актёр на подлинный портрет российского царя, (???) опубликованный в одном из научно-популярных журналов. К разочарованию Гайдая, Никулин от многообещающей роли отказался. Литературной основой картины была повесть опального в те годы Булгакова, и работать "на полку" актёр не захотел. В итоге звёздную роль блестяще сыграл Юрий Яковлев, с которым у Леонида Иовича сложились прекрасные отношения.

Правда, дружбы домами ни с ним, ни с другими любимыми актёрами у Гайдая не случилось. Патриарху российской комедии было комфортно в своём одиночестве, а "лезть в дружбу" было не в его принципах. Обдумывая работу над новым фильмом, он мог часами ходить по комнате из угла в угол. Но, очутившись на съёмочной площадке, преображался.

- Лёня ведь и сам был замечательным комическим артистом, - рассказывает Нина Павловна. - В своё время это признавали все его учителя. Прежде чем снимать очередной дубль, каждую роль, каждый эпизод будущего фильма он обыгрывал сам. Так, что восхищённые артисты буквально покатывались со смеху.

От переозвучивания "Кавказскую пленницу" спасла Людмила Фурцева

Когда отснятый и смонтированный материал показывали министерской комиссии, создателю искромётных комедий и его киногруппе было не до смеха. Безжалостного ножа цензуры не удалось избежать ни одному из гайдаевских шедевров. В том числе и юбилейной "Кавказской пленнице". Особенно много проблем, по словам Нины Павловны, у Гайдая возникло из-за... фамилии главного героя, которого сыграл Владимир Этуш. Первоначальный её вариант - Ахохов - пришлось заменить: такая же оказалась у реального секретаря райкома одной из кавказских республик.

Произошла накладка и с новым вариантом многострадальной фамилии: когда фильм был уже утверждён и озвучен, его увидел секретарь парткома "Мосфильма"... Сааков. Естественно, парторг обиделся. От неминуемого переозвучивания картину спас случай: получая загранпаспорт для цирковых гастролей, Юрий Никулин столкнулся в коридоре Министерства культуры с самой Екатериной Фурцевой и рассказал ей о досадной ситуации. В тот же день в кабинете у директора киностудии раздался звонок: разгневанная Фурцева запретила тратить "государственные деньги" на переозвучивание готового фильма. Прохиндеистый герой Владимира Этуша остался Сааховым.

Немало купюр могло быть и в знаменитой "Бриллиантовой руке". Ещё при сдаче сценария коллегия Министерства культуры внесла в него аж 40 поправок!
Чиновников возмущало всё: и бутылки, и мини-бикини, и заграничные проститутки в кадре. Пришлось наученному горьким опытом режиссёру пойти на хитрость: накануне генерального просмотра Гайдай "приклеил" в финал фильма... ядерный взрыв.

- Увидев это, тогдашний председатель Комитета кинематографии Романов чуть не упал со стула: "Даю вам три дня. Если отрежете ядерный взрыв, пусть все ваши бутылки и мини-бикини остаются", - смеётся Нина Павловна. - Приходит Лёня домой, довольный: "Нинок, надо выпить. Картину приняли". Узнав подробности, я была в шоке: "Лёнь, на черта тебе этот ядерный взрыв?" Но надо было знать Гайдая. Через три дня он позвонил директору фильма: "Поезжайте в Госкино, скажите, что я скрепя сердце согласился отрезать взрыв". В итоге картина вышла лишь с одной поправкой. Так Лёня спасал своё дитя.

Патриарх российской комедии в быту был очень скромен

За судьбой каждого из своих произведений Гайдай следил как заботливый родитель. По словам Нины Павловны, всякий раз, гуляя с любимым фоксом Ричей, Леонид Иович подходил к большому стенду с расписанием фильмов и смотрел, в скольких кинотеатрах идут его картины. Когда одной из них исполнилось 25 лет, режиссёр отправился на просмотр. Вернувшись домой, восторженно объявил: "Нинок, представляешь, смеются до сих пор и в тех же местах!"
На самом деле у великого комедиографа не было причин волноваться за судьбу своих фильмов. Их успех был уникален. Только советская аудитория гайдаевских картин (без учёта повторного проката) составила около 600 млн. человек. Живи режиссёр в Голливуде, он давно бы стал миллионером. Но патриарх российской комедии в быту был очень скромен. Дачный участок в шесть соток, и тот появился у него лишь под конец жизни.

- Однажды дочь прислала нам из-за границы калькулятор, - вспоминает Нина Павловна. - Как раз в то время меняли партийные билеты, и Лёня решил подсчитать, сколько денег он заработал за всю жизнь. Часа три тыкал по клавишам. Когда сравнил полученную сумму с той, которую мы потратили, выяснилось, что они совпали. Лёня был очень удивлён: "Нинок, а на что же мы жили?"

Единственная, почти детская страсть, которую он себе позволял, - игра в карты и "однорукие бандиты". Бывая за границей, режиссёр проигрывал солидные суммы. По словам Гребешковой, бороться с этим его увлечением было невозможно.

Как и с другим - курением, которое Леонид Иович, не отличавшийся крепким здоровьем, прошедший войну и получивший тяжёлое ранение, ни в какую не соглашался бросить, полностью игнорируя предостережения врачей. Единственное, чего удалось добиться Нине Павловне - уговорить мужа курить на лестничной площадке. Здесь до сих пор висит прикреплённая ещё при Гайдае жестяная баночка, а в коридоре их квартиры - табличка "Курить запрещается". Когда в очередную годовщину ухода Мастера друзья посещают его могилу, один из любимых артистов Гайдая, Дмитрий Харатьян, обязательно кладёт на неё пачку сигарет.

Разволновавшись, весь наш разговор много курила и Нина Павловна. О муже она может рассказывать часами. О том, каким счастьем были для неё прожитые вместе 40 лет. О том, как помогают они ей и сейчас. Жаловаться на жизнь и предаваться унынию - не для жены Гайдая: великий мастер комедии не одобрил бы этого.

Цитата:
Лёня ведь и сам был замечательным комическим артистом. Прежде чем снимать очередной дубль, каждую роль, каждый эпизод будущего фильма он обыгрывал сам. Да так, что восхищённые артисты буквально покатывались со смеху

Цитата:
Каждый эпизод Лёня выверял, ползая дома с секундомером. Ему было важно, чтобы всё было лаконичным, бьющим точно в цель. Считал, что нельзя смеяться целую картину. У него было невероятное чувство меры

Татьяна Гурьянова

www.press-attache.ru

21.05.2007

Док. 607827
Перв. публик.: 21.05.07
Последн. ред.: 11.11.09
Число обращений: 0

  • Гайдай Леонид Иович
  • Гребешкова Нина Павловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``