В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
СУДЬБА `ФОМЫ` - РАЗДЕЛИТЬСЯ Назад
СУДЬБА `ФОМЫ` - РАЗДЕЛИТЬСЯ
Анатолий ЗЕЛИНСКИЙ, председатель совета директоров Балтийского банка, Москва:

Само появление в современной России такого журнала, как "Фома", - это признак начала возобновления культурной традиции. Издание, которое интеллигенты делают для широких масс - это классическая модель народного просвещения. И мне нравится, как аккуратно и естественно "Фома" развивает этот подход к работе, как бережно редактора сохраняют первоначальный замысел - рассказать людям о красоте Православия. Никакого насилия над читателем, уважение к авторам, побуждение к полемике, живая реакция читателей на материалы - все это очень впечатляет.

На "Вопрос номер один" февральского номера "Бывает ли ложь во спасение?" могу дать однозначный ответ: безусловно, не бывает. Это такой же грех, как и все остальные, и спасительным он быть не может просто по определению. В моей жизни никогда не бывало так, чтобы ложь приводила к чему-то хорошему. Да, в нашей жизни очень много такого, что совершенно не нужно перегружать на близких. На вопрос в дверях: как сегодня прошел день? - автоматически отвечаешь - все нормально, хотя там, скорее всего, хватило всякого. Но на самом деле всегда чувствуешь - что ерунда, а что и нет. Хорошо в этом случае переложить проблему на Господа и все сомнения изложить на исповеди.
Замечательно, что в рубрике "Числа" появились рассказы о новомучениках, ведь это уникальный шанс прикоснуться к подлинной духовности, которая здесь, рядом с нами - в документах, в воспоминаниях очевидцев. Это близкая для меня тема, волнующая душу... Я как-то слышал историю сорока мучеников, которых в годы гонений вывели для казни на берег реки. Когда первого поставили на доску над водой и спросили: "Веруешь в Бога?", он ответил просто: "Верую". И был расстрелян. Тогда оставшиеся священники, поняв, что происходит, запели хором молитву на отход души. Так и шли на смерть, славя Бога...
Интересной получилась рубрика "Смысловая география", посвященная церковным бабушкам. Признаться, вы меня удивили! С такого необычного ракурса на Ярославль еще никто не смотрел. Недаром каждая "Смысловая география" начинается с социологического опроса, цель которого - узнать, с чем у людей ассоциируется тот или иной город. Как правило, диапазон ответов, к сожалению, - от банальности до нелепости... "Фома" разрушает стереотипы о регионе - и делает это увлекательно! Рассказывая о привычном и, казалось бы, хорошо известном каждому путешественнику месте, журналист берет на себя очень сложную задачу. Конечно, информацию можно получить отовсюду, но заслуга "Фомы" - в цельности и избирательной подаче фактов.
Современное отношение жителей мегаполисов к "провинциальным" городам - это, в какой-то мере, продукт глобализации и коммерциализации. На рынок попадает только тот продукт, который можно потреблять толпой. Если толпа идет по одной улице - маршрут быстро становится прибыльным. Последствия известны: строительство бесконечных сувенирных лавочек со штампованными буклетами и брелоками... Наверное, журналистов "Фомы" стоит посылать в недельные или даже двухнедельные командировки, чтобы они могли узнать регион глубже, выявить нечто уникальное, неизвестное людям или просто забытое.
Главное для "Фомы" теперь - не останавливаться на достигнутом. Естественно, у меня, как у любого внимательного читателя, есть свои опасения по поводу развития журнала. Он все более усложняется - это видно и по разнообразию материалов, и по глубине проникновения в актуальные проблемы и исторический материал. Порой мне кажется, что "Фома" сводит под одну обложку практически несводимое... Надо четко сегментировать аудиторию, ведь невозможно быть интересными абсолютно всем!
Мне кажется, судьба "Фомы" - разделиться. Редакция может выпускать целый блок изданий: детский журнал; журнал для пожилых людей, которые всю жизнь прожили при советской власти и нуждаются в особом подходе; для молодежи, с которой надо общаться на ее языке и никак иначе. Думаю, "Фома" справится с этой сложной, но необыкновенно важной задачей, ведь цена ее решения - сердца читателей.


Автор: ЗЕЛИНСКИЙ Анатолий, председатель совета директоров Балтийского банка, Москва

www.foma.ru

Док. 607551
Перв. публик.: 11.02.08
Последн. ред.: 11.11.09
Число обращений: 0

  • Зелинский Анатолий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``