В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Век уходит, мечты остаются Назад
Век уходит, мечты остаются
ЦВЗ "Манеж" представил выставку из собственных фондов - "Петербургское искусство ХХ века". Свою коллекцию Центральный выставочный зал собирал последние полтора десятилетия, принимая в дар и покупая работы у петербургских художников и их наследников. Коллекция складывалась не стихийно, а системно и последовательно. "Манеж" закладывал основу музея современного искусства. Сегодня в фондах ЦВЗ около двух с половиной тысяч произведений - от авангарда 1920-х годов до современных художественных течений. Выставка вместила четвертую часть.


На вернисаже присутствовали официальные лица и ныне здравствующие авторы. Говорили теплые слова. Губернатор радовалась, что художники заняты искусством, а не шумят на улицах и площадях. Митек Дмитрий Шагин, обласканный в нашем городе почти как Церетели в столице, поделился воспоминаниями об удачном во всех отношениях художественном проекте, в котором приняла участие Валентина Ивановна. Умный тонкий Дмитрий Каминкер эмоционально говорил о пользе художников в самом широком смысле. С точки зрения одного из лучших современных скульпторов, его коллеги, "словно мухи, разносят вирус креативного мышления в массы". С их легкой руки самые неожиданные предложения со временем будут восприниматься менее остро. В этот момент на "Манеж" упала тень башни "Газпрома".

Выставка понравилась всем. Иначе и быть не могло, работы качественные, подача материала интересная. В аванзале, как символ связи между прошлым и настоящим, разместились скульптура ушедшего из жизни Левона Лазарева и картины ныне живущего классика Вячеслава Михайлова. Экспозиция строится как городское пространство, где в качестве набережных, площадей и улиц выступают художественные течения, объединения и авторы, оставившие след в истории развития изобразительного искусства нашего города в ушедшем столетии. Они представлены в живописи, скульптуре и в лицах художников, глядящих на зрителя с больших групповых снимков. Здесь можно очутиться в художественном пространстве членов общества "Круг художников", увидеть работы учеников Филонова, входивших в группу "Мастера аналитического искусства", полотна учеников Петрова-Водкина, взглянуть на произведения классиков ленинградского андеграунда, заглянуть на "Пушкинскую, 10"...

Выставка задумана как прообраз музея современного искусства. Идея давно витает в воздухе и активно обсуждается. Ее лелеял Церетели, основавший подобный музей в столице и, по слухам, присматривавший для той же цели здание в Петербурге. Замысел пришелся по душе и Михаилу Шемякину. При всем уважении к дарованию упомянутых авторов, для нашего города они все же люди пришлые. Кроме того, как пишет во вступительной статье к каталогу выставки доктор искусствоведения Михаил Герман, для музея нужна научно систематизированная, хорошо структурированная коллекция и способность ярко ее представить. "Манежу" не хватает сущей малости - помещения, где он может все это показать.

Несколько лет назад город отсудил у Центрального выставочного зала рядом стоящее здание, не предоставив другого взамен. Варианты обсуждаются, но до дела пока не дошло. На пресс-конференции, предшествовавшей вернисажу, председатель комитета по культуре Николай Буров сказал, что видит будущий музей в одном из памятников промышленной архитектуры. Во всем мире их приспосабливают для подобных целей.

Недавно в Москве в здании бывшего винного завода обосновались художественные галереи. Не самое популярное место столицы тут же превратилось в один из центров яркой культурной жизни. Правда, для этого потребовались частные деньги. Как-то на семинаре в институте ПРО АРТЕ опытом по организации современных центров культуры делились зарубежные специалисты. Представитель городской администрации объяснил, что на нашей почве "коктейль" из частных и бюджетных средств использовать нельзя. Видимо, культурный организм его не усваивает. Зарубежные гости увезли свой опыт восвояси.

Еще несколько лет назад специалисты по охране памятников промышленной архитектуры призывали приспосабливать отслужившие свое здания заводов и фабрик под нужды культуры. Теперь они ушли в частные руки. На пресс-конференции в качестве возможных вариантов для размещения музея современного искусства прозвучали два адреса - трамвайный парк и газовый завод.

"Манеж" презентует свою коллекцию не в первый раз. Осталось подождать, что за этим последует.

19.04.2007

Людмила ЛЕУССКАЯ
www.spbvedomosti.ru

Док. 607175
Перв. публик.: 19.04.07
Последн. ред.: 10.11.09
Число обращений: 0

  • Герман Михаил Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``