В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Женщины в составе владельцев торговых домов в России в конце XIX - начале XX вв. Назад
Женщины в составе владельцев торговых домов в России в конце XIX - начале XX вв.
М.Н.Барышников

Эта работа подготовлена при содействии фонда поддержки научных исследований (RSS) Института "Открытое Общество"(грант 320/1999).



В начале ХХ века в российском предпринимательстве происходили глубокие изменения, связанные, помимо прочего, с активным вовлечением в сферу бизнеса женщин. Особый интерес представляет участие женщин в руководстве торговыми домами, действовавшими обычно в двух формах: полных товариществ и товариществ на вере. Фирмы в виде торговых домов (функционировали не только в торговой сфере, но и в промышленности, на транспорте, в банковском деле и т.д.) не были акционированы, обладали (в сравнении с акционерными капиталами) небольшими капиталами, сравнительно ограниченной сферой операций и узким составом владельцев - полных товарищей.

Полное товарищество представляло собой договорное соединение лиц для осуществления предпринимательской деятельности совместными средствами с круговым ручательством каждого из товарищей всем своим имуществом. Создавались они обычно из нескольких предпринимателей, нередко родственников или близко знакомых и доверявших друг другу людей. Члены полного товарищества не только отвечали за долги фирмы всем своим имуществом, но и отвечали солидарно за каждого из товарищей. Юридическим лицом являлось само товарищество, от имени которого велись деловые операции, а не компаньоны. Размер вклада каждого из них в капитал товарищества определялся учредительским договором. Прибыль распределялась пропорционально внесенному вкладу. Полному товариществу запрещалось участвовать в деятельности других товариществ (кроме акционерных компаний), а сами товарищи не имели права передавать свое участие в торговом доме постороннему лицу без согласия компаньонов. Правда в случае заранее оговоренного наследования на вступление нового товарища уже не требовалось согласия компаньонов.
Товарищество на вере, в отличие от полного товарищества, предполагало круговое ручательство одних компаньонов (полных товарищей, то есть владельцев торгового дома) всем своим имуществом, других (вкладчиков) - только в размере своего пая. Ограничение материальной ответственности вкладчиков (в отличие от полных товарищей) способствовало привлечению большего числа держателей капиталов. В рамках товарищества на вере из участников с неограниченной ответственностью образовывалось полное товарищество, которое подчинялось правилам, установленным для этой формы объединений. Юридическим лицом являлось само товарищество. Вкладчики ограничивались внесением определенного пая, в соответствии с которым получали дивиденд. Вместе с тем они не могли принимать личного участия в управлении торговым домом и обязываться на его имя третьим лицам, хотя и имели право вести самостоятельную предпринимательскую деятельность и передавать свое участие в товариществе на вере постороннему лицу. Вступлении нового товарища сопровождалось публичным извещением, вступление нового вкладчика - в соответствии с желанием последнего.
Анализ участия женщин в деятельности торговых домов (в отличие от индивидуального бизнеса) позволяет выявить ряд значимых для ведущих отраслей российской экономики структурные показатели женского предпринимательства в начале ХХ века, в том числе: а) большую или меньшую самостоятельность женщины в тех или иных видах предпринимательской деятельности; б) наличие у женщины семейных и родственных связей среди других предпринимателей; в) руководство фирмами , имевшими более открытый (товарищества на вере ) или закрытый (полные товарищества) характер деятельности, а также их место и роль в структуре ассоциированного капитала в России (например, в отличие от акционерных компаний, торговые дома не предоставляли публичной отчетности, их паи не котировались на бирже и не переходили из рук в руки). В конечном итоге, участие женщин в руководстве торговыми домами показывает масштабы их бизнеса, степень их деловой активности (полная или ограниченная, в том числе участием мужчин или занимаемым постом), их интегрированность в наиболее динамично развивающиеся структуры российского предпринимательства, способность работать с крупными производственными и финансовыми ресурсами.
Следует подчеркнуть, что уже в начале ХХ века акционерные общества заняли господствующее положение в ведущих промышленных и финансовых сферах российской экономики. Удельный вес производимой ими продукции во многих отраслях промышленности был доминирующим, составляя 70-80, а иногда и более процентов. Не акционерные структуры сохраняли заметное влияние главным образом в пищевой отрасли. Вместе с тем торговые дома представляли собой весьма удачную организационную форму для развития среднего и отчасти мелкого бизнеса, вовлечения в эти сферы небольших частных капиталов. В связи с этим важное значение для определения места и роли женщин в структуре российского предпринимательства имеют следующие факторы:
1)    Территориальное размещение правлений торговых домов (Москва, Петербург, провинциальные города), свидетельствующее о наличии (отсутствии) благоприятных условий для развития женского предпринимательства в тех или иных регионах Российской империи.
2)    Наличие отдельных периодов в развитии женского предпринимательства :
а) 1890-е годы, связанные с финансовым оздоровлением и промышленным подъемом в России.
б) 1900-1904 года - промышленный кризис в России, резкое обострение социально-экономической ситуации в стране, начало неудачной войны с Японией.
в) 1905-1907 года - революционный кризис в стране, экономическая депрессия, первые масштабные реформы в России.
г) 1908-1913 года - хозяйственная и социально-политическая стабилизация в России, начало нового экономического подъема в стране.
3)    Отраслевая направленность женского предпринимательства и его финансовый потенциал.
4)    Принадлежность женщины к той или иной социальной группе или сословию.
5)    Соотношение участия женщин и мужчин среди владельцев торговых домов; наличие среди руководителей фирм членов семей и родственников.
Комплексное изучение данных показателей позволяет выявить наиболее типичные черты участия женщин в паевых структурах российского предпринимательства с учетом окружающего благоприятного (неблагоприятного) экономического и политического фона в стране, социального статуса женщины, ее семейно-родственных отношений , опыта (или времени) деятельности в сфере бизнеса, способности адекватно реагировать на изменения в обществе и экономике, наличия явных или потенциальных претензий на лидерство, инициативности, готовности к принятию самостоятельных решений.
Источники по женскому предпринимательству в России в начале ХХ века, использованные в работе, представлены с различной степенью полноты. Поэтому по каждому конкретному показателю использованы только имеющиеся данные, в связи с чем возможно несовпадение основных цифр (например, общее число женщин может превышать число их принадлежности к тем или иным социальным группам по причине отсутствия полных сведений такой принадлежности). Итоговые показатели, базирующиеся на анализе более 80- 90% данных, в соответствии с применяемым в статистике методом, можно считать достаточно репрезентативными при характеристике главных структурных элементов модели в целом.
На 1 января 1893 года в России было зарегистрировано 1313 торговых домов, в том числе 867 полных товариществ, 388 товариществ на вере и 58 единоличных фирм, использовавших марку торгового дома. Из этого числа 463 (35,3%) были открыты в Москве, 374 (28,5%) - в Петербурге, остальные (36,2%) в провинции. Состав владельцев (полных товарищей) включал купцов (53%), потомственных почетных граждан, то есть наиболее состоятельную и влиятельную группу бывших купцов (13%), иностранцев (13%), мещан (7%), крестьян (3,5%), дворян (2%), представителей других сословий (1%). Лица не имевшие сословной принадлежности (прежде всего служащие) составляли 8%.
Спустя 10 лет, на 1 января 1904 года, в России насчитывалось 3616 торговых домов, что свидетельствовало о почти 3-кратном их увеличении. Среди этих фирм 1022 (28,3%) были зарегистрированы в Москве , 470 (13%) - в Петербурге, остальные 59% - в провинции. Здесь обращает на себя внимание рост числа торговых домов, зарегистрированных за пределами столиц. В провинции имелось значительно больше полных товариществ (до 60% фирм, по которым известен этот показатель), в то время как в Москве этот показатель снижался до 55%, а в Петербурге - до 45% . Большая численность товариществ на вере в Петербурге объяснялась наличием в этом городе благоприятного инвестиционного климата, обеспечивавшего достаточно свободное перемещение капиталов независимо от их сословной или отраслевой принадлежности. Напротив, преобладавшие в провинции и Москве полные товарищества представляли собой самодостаточные финансово-хозяйственные структуры, имевшие чаще всего и внутрисемейную замкнутость.
Каковы же, в сравнении с вышеприведенными общими данными, показатели деятельности женщин как владелиц торговых домов к 1904 году? Зафиксировано их участие в качестве 567 полных товарищей в 470 торговых домах (13% общего числа), среди которых 130 (27,7% числа фирм с участием женщин) были зарегистрированы в Москве, 82 (17,4%) - в Петербурге, остальные (55%) - в провинции. Таким образом, количество фирм с представительством женщин было значительно больше, в сравнении со среднероссийским показателем, в Петербурге, и меньше - в провинции. Примерно то же соотношение наблюдалось и по внутригородским показателям: численность фирм с участием женщин среди всех торговых домов в Москве составляла 12,7%, в Петербурге - 17,4%.
Предсказуемым выглядит соотношение полных товариществ и товариществ на вере с представительством женщин в Москве (65 и 35% их общего числа) и Петербурге (55 и 45%). Использование в товариществах на вере дополнительных капиталов вкладчиков открывало для женщин большие перспективы для широкой предпринимательской деятельности, позволяло действовать инициативно и в значительной мере самостоятельно. Неслучайно, что в 40 из 46 московских товариществ на вере управление было сосредоточено в руках женщины как единственного владельца; в Петербурге этот показатель составлял, соответственно, в 30 из 37.
Основную группу полных товарищей составляли в 1904 году купчихи (276 человек). На долю этого сословия приходилось 56,2% общего числа владелиц, по которым выявлена социальная принадлежность (480 человек). Для примера приведем общий показатель, то есть с участием и мужчин, по России: купечество составляло 42,2% всех владельцев торговых домов.
Из общего числа 20,1% купчих вели свой бизнес в Петербурге, 26,2% - в Москве, 53,7% - в провинции. Заметно иной выглядит внутригородская доля этого сословия среди владелиц торговых домов: в Петербурге купчихи составляли 64,3% общего числа полных товарищей (данный показатель с участием мужчин по городу был заметно ниже - 42,2%), в Москве - 48% (соответственно 31%), в остальных регионах - 58,5% (соответственно 49,3%). Таким образом, внутригородские данные показывают значительно более высокий удельный вес "традиционной" купеческой сословной группы в "официальном" Петербурге, в меньшей степени - в Москве и провинции. Примечательно и то, что все эти показатели превышают соответствующие общие данные с участием мужчин, среди которых купцов было значительно меньше. Принадлежность к купеческому сословию являлось в этот период для женщин определенным социокультурным ориентиром, обеспечивающим стабильность и преемственность в семейно-родственных и деловых отношениях. Приобретая сословный статус в замужестве, купчиха и после смерти мужа хранила верность своему званию и устоявшимся связям в купеческой среде. Переходы в другую сословную (социальную) группу здесь были очень редки и осуществлялись обычно при замужестве дочерей, часто с утратой ими доли в семейном бизнесе. Если же учесть и группу потомственных почетных гражданок - 51 женщина (10,6% общего состава владелиц торговых домов), из которых большинство были вдовы , имевшие купеческое происхождение, то доля всех этих женщин среди полных товарищей составит на 1904 год две трети.
Процесс социального обновления в среде полных товарищей в большей мере происходил за счет вовлечения в предпринимательскую деятельность женщин из социальных низов - крестьянок и мещанок. Обе эти группы составляли 15,4% всех владелиц торговых домов. Особенно много выходцев из этих низших сословий было в Москве и провинции. В Петербурге их почти не было. Следующие по численности группы составляли иностранки (6,7%), дворянки (5%) и лица без определенной сословной принадлежности, в том числе жены и дочери врачей, инженеров, военнослужащих, чиновников и т.д.(6%). В сравнении с общим показателем по составу владельцев торговых домов (включая мужчин), среди женщин было больше дворянок (общий показатель - 2,5%) и меньше иностранок (общий показатель - 11,3%).
Из общего числа торговых домов, существовавших к 1904 году с участием женщин, 34 % были образованы в период с 1900 по 1904 год, 14,4% - с 1894 по 1899, 25% - до 1894 года (по остальным 27,6% фирм данных о времени регистрации обнаружить не удалось). Как это видно, большее число торговых домов было учреждено в 1900-1904 года (период со сложной социально-экономической ситуацией в стране, обусловившей неустойчивость, изменчивость состава полных товарищей), меньшее количество - в благополучный период 1894-1899 годов (в это время стабильная хозяйственная и социальная ситуация в стране в меньшей мере способствовала обновлению состава владельцев).
Каковы отраслевые показатели деятельности торговых домов с представительством женщин? К 1904 году 66% фирм принадлежали к сфере товарной торговли, 34% - промышленности, транспорта и различного рода посреднических услуг. В сфере промышленности большее число торговых домов действовало в пищевой (23%), текстильной (10,5%) и металлообрабатывающей (7,2%) отраслях; значительное их число насчитывалось также на транспорте (8,6%), в агентурно-комиссионном деле и сфере обслуживания (по 5,9%), деревообработке и смешанном производстве (по 5,3%), обработке животных продуктов, кожевенно-обувном производстве и строительстве (по 3,9%). Кроме того, имелось 5 банкирских домов(они также учреждались в форме торговых домов), в составе которых имелись женщины. Среди них действовал крупнейший в России банкирский дом "Г.Вавельберг", зарегистрированный в Петербурге.
Удельный вес женщин в составе полных товарищей характеризуется следующими показателями (использованы сведения по 467 фирмам, из которых только по 378 имеются сведения о принадлежности к полным товариществам и товариществам на вере). В 173 торговых домах (37%) владельцами состояли 1 женщина и 1 мужчина, в 124(26,6%) - 1 женщина с 2 и более мужчинами, в 96(20,6%) - 1 женщина, в 24(5,1%) - 2 и более женщин, в 24(5,1%) - 2 женщины и 1 мужчина, в 19(4,1%) - 2 женщины с 3 и более мужчинами, в 17(3,6%) - равное количество, начиная от 2 женщин и 2 мужчин. Таким образом, можно заметить, что в более чем 2/3 торговых домов женщины составляли либо равное число с мужчинами, либо преобладали или являлись единственными владелицами фирм.
Большинство женщин занимались торговыми операциями (68,5%), в сфере промышленности, транспорте и посредничестве было занято в два раза меньше лиц (31,5%). Среди торговых домов с равным количеством женщин и мужчин преобладали полные товарищества (83,6%). Это было связано с тем, что в таких фирмах мужчины - полные товарищи - обладали собственным необходимым капиталом, не нуждаясь или не имея возможности в его привлечении со стороны. Напротив, торговые дома с участием женщины как единственного полного товарища действовали как правило (90,5%)в форме товариществ на вере; такие фирмы могли привлекать капиталы вкладчиков со стороны, обычно из числа близких владелице лиц.
По 232 (49,4% общего числа с представительством женщин) торговым домам имеются сведения о семейно-родственных отношениях среди полных товарищей. Из этого числа в 18,1% фирм наряду с женщиной владельцами являлись ее близкие родственники (отец, мать, сестра или брат), в 77,6% - члены ее семьи (муж, сын или дочь). Остальные 4,3% торговых домов включали дальних родственников. Среди фирм с семейно-родственным составом владельцев абсолютное большинство составляли полные товарищества (86,6%), действовавшие в сфере торговли.
В целом можно сделать вывод о том, что в 1904 году высокий удельный вес женщин в составе полных товарищей зафиксирован прежде всего в Москве и Петербурге, чаще в форме полных товариществ (если наряду с женщиной совладельцами являлись также мужчины) или товариществ на вере (если женщина выступала в качестве единственного полного товарища). В половине торговых домов женщина имела семейно-родственные отношения с другими полными товарищами. Вхождение женщин в состав владельцев было в большей мере характерно для кризисного периода (1900-1904 гг.), обусловившего процесс активного обновления в среде российских предпринимателей. Большинство женщин имели статус купчих и потомственных почетных гражданок, наследованный от отцов или мужей. Высокий удельный вес этих сословных групп объяснялся прочными хозяйственными и родственными узами, взаимной поддержкой и доверием в их среде, что благоприятствовало успешному бизнесу даже во внешних кризисных ситуациях.
К числу крупнейших торговых домов, возглавляемых женщинами в начале 1900-х годов, относились: "Е.И.Лбова сыновья" (Астрахань; торговля рыбой и нефтью, пароходство; складочный капитал 220 тыс. рублей), "Бр.Сапожниковы"(Астрахань-Петербург; рыбные промыслы; 200 тыс.руб.), "И.Ф.Шенлейн"(Петербург; производство и торговля лесоматериалами;150 тыс.руб.), "М.А.Чистозвонова, Н.П.Савинкова и К*"(Оренбург; лесопильный и крупяной заводы; 1 млн.руб.); "М.И.Грибушина наследники"(Пермь; торговля чаем и сахаром; 2 млн.руб.); "И.П.Колокольникова наследники"(Тюмень; хлеботорговля; 500 тыс.руб.), "Братья Поповы" (Петербург; табачная фабрика и торговля металлом; 360 тыс.руб.), "К.Весле и К*"(Одесса; агентурно-комиссионная контора; 300 тыс.руб.), "Н.Е.Башкирова наследники"(Петербург; хлеботорговля; 400 тыс.руб.), "Ф.П.Петров"(Петербург; торговля железом; 200 тыс.руб.) и др.
Рассмотрим характеристики торговых домов применительно к 1912 году (на данный год имеется, помимо достаточно полных статистических материалов того времени, научное исследование А.И.Боханова "Крупная буржуазия в России"(Москва,1992), в котором анализируется, правда без обращения к "женской составляющей", облик владельцев торговых домов). Всего имеются данные о 6063 торговых домах, т.е. в сравнении с началом 1900-х годов их количество увеличилось на 68% (в связи с отсутствием большинства данных не учитывались товарищества в Царстве Польском). Из этого числа 976 (16,1%) фирм имели в составе своих полных товарищей женщин. Таким образом, по сравнению с 1904 годом количество торговых домов с представительством женщин возросло на 51,8%. Из общего их числа 55,6% были зарегистрированы в 1908-1912 гг., 16,5% - в 1905-1907 гг., 17,1% - в 1900-1904 гг., 4,5% - в 1895-1899 гг., 6,3% - ранее 1895 года. Следует вновь отметить незначительное число фирм, созданных в благоприятные для бизнеса 1890-е годы, и сравнительно большее количество тех, которые были учреждены в кризисные 1900-1907 годы. Сокращения представительства женщин в составе владельцев торговых домов, ожидаемого в кризисные периоды, не произошло в силу той особой роли, которую они играли в сохранении целостности и устойчивости семейного дела. Резкое увеличение количества женщин в составе полных товарищей с началом нового экономического подъема в России (1908-1912 года) подтверждало особое место женщины в обеспечении преемственности и стабильности этого дела.
Торговые дома с участием женщин в сфере промышленности (в эту категорию включены также транспорт, банкирская и посредническая деятельность) составляли в 1912 году 32,9% общего числа. Здесь обращает на себя внимание рост численности фирм в химической промышленности (в сравнении с началом 1900-х годов на 76,2%), в агентурно-комиссионном деле (на 71%), сфере обслуживания (на 67,9%), строительстве (на 66,6%), издательской и полиграфической (на 66,6%) и пищевой (на 56,2%) отраслях. Среди промышленных фирм преобладали полные товарищества (составляли 74,9%). Из числа последних 46% имели заявленный капитал от 10 до 50 тыс.руб., 33,9% - до 10 тыс.руб., 9,3% - от 50 до 100 тыс.руб., 10,9% - свыше 100 тыс.руб.(в том числе 3,8% - свыше 500 тыс.руб.). Таким образом, подавляющее большинство полных товариществ с участием женщин может быть отнесено к малому бизнесу (средний капитал по торговым домам на 1912 год составлял около 50 тыс.руб.). Та же картина наблюдалась среди товариществ на вере. Здесь 87,5% торговых домов имели капитал менее 50 тыс.руб.
По месту регистрации торговые дома в сфере промышленности располагались: 28,5% - в Москве, 12,2% - в Петербурге, 6% - в Риге, 3,8% - в Одессе, 3,4% - в Туле, 2,5% - в Нижнем Новгороде, 1,9% - в Харькове, по 1,6% - в Ярославле и Вятке. Таким образом, на долю этих 9 городов приходилась регистрация 61% торговых домов в сфере промышленности. К 1912 году действовали 4 банкирских дома с представительством женщин.
Среди фирм, занятых в торговле, также преобладали полные товарищества (72,6%). Из них 44,3% полных товариществ имели капитал от 10 до 50 тыс.руб., 38,8% - до 10 тыс.руб., 8,7% - от 50 до 100 тыс.руб., 8,2% - свыше 100 тыс.руб. Товарищества на вере имели в сфере торговли несколько иное соотношение в капиталах: преобладали - 47,5% - фирмы с капиталом до 10 тыс.руб., 39,3% - от 10 до 50 тыс.руб., 6% - от 50 до 100 тыс.руб., 7,1% - свыше 100 тыс.руб. Таким образом, в сфере торговли преобладали мелкие фирмы и среди полных товариществ, и товариществ на вере. По месту учреждения фирмы в сфере торговли располагались: 33,8% - в Москве, 12% - в Петербурге, 3% - в Одессе, по 2,1% - в Риге и Харькове, 1,5% - в Нижнем Новгороде, по 0,9% - в Туле, Ярославле и Самаре. На долю этих 9 городов приходилось 57% фирм с участием женщин в сфере торговли, что свидетельствовало о постепенном увеличении количества торговых домов как в крупнейших (Москва) , так и небольших городах России. Вместе с тем, к 1912 году сохранялись ведущие позиции Москвы, Петербурга, Риги и Одессы в развитии женского предпринимательства в России (на долю этих четырех городов приходилось более половины - 51,4 % - всех торговых домов с участием женщин).
Основную группу владелиц торговых домов составляли по-прежнему купчихи (35,7% всех женщин). Вместе с потомственными почетными гражданками они составляли 44,8% общего количества полных товарищей. Но в сравнении с 1904 годом мы видим общее сокращение их численности на 22%. Напротив, значительно возрастает количество мещанок (25,9% общего числа) и крестьянок (10%), по численности сравнявшихся с группой купчих. Можно сказать, что время масштабных общественно-политических и экономических потрясений в России негативно отразилось на положении купеческого сословия, в то время как для женщин из социальных низов - мещанок и крестьянок - этот период сыграл в целом благоприятную роль в деловой карьере. Следует также отметить некоторое уменьшение среди владелиц торговых домов количества женщин, не имевших четкой сословной принадлежности (3,8% общего числа), а также иностранок (4,4%) и дворянок (5%).
Для сравнения приведем общие показатели по составу владельцев торговых домов (включая мужчин) на 1912 год: купцы и потомственные почетные граждане - 34,2%, мещане - 24,4%, крестьяне - 14,9%, иностранцы - 6,9%, дворяне - 2,6%, прочие - 17%. Как это видно, общая численность полных товарищей в сравнении с "женской группой" была значительно ниже по купечеству и потомственным почетным гражданам, выше - по крестьянам, мещанам и лицам с неопределенной сословной принадлежностью. Данный факт подтверждал тяготение женщин к сословной группе с более стабильным и влиятельным статусом, т.е. к купечеству и потомственному почетному гражданству.
Высокий удельный вес купчих и потомственных почетных гражданок по-прежнему сохранялся среди владелиц торговых домов в Петербурге(51% их числа) и в российской провинции (46,9%), в меньшей мере - в Москве (38,4%). Большее количество мещанок и крестьянок насчитывалось среди владелиц в Москве (43,8%), меньшее - в провинции (36,2%) и Петербурге (14,5%). Сопоставим эти данные с общими показателями по составу владельцев торговых домов (включая мужчин) на 1912 год: по численности группа купцов и потомственных почетных граждан лидировала в провинции (37,4%), затем шла Москва (30,5%) и Петербург (27,3%). Мещане и крестьяне были широко представлены в Москве (41,7%) и провинции (39,7%), в меньшей мере в Петербурге (32,6%). Таким образом, если среди женщин наблюдался численный перевес группы купчих и потомственных почетных гражданок в Петербурге, крестьянок и мещанок - в Москве, то среди общей массы владельцев торговых домов первая группа преобладала в провинции (здесь, в отличие от крупных городов, женщинам труднее было сделать деловую карьеру), вторая - в Москве. В целом, накануне первой мировой войны наблюдалось выравнивание основных сословных составляющих в среде владелиц торговых домов, прежде всего за счет увеличения численности крестьянок и мещанок. Столь значительные изменения, произошедшие всего за несколько лет в большинстве российских регионов, подтверждали усилившийся в кризисные 1900-1907 года процесс вовлечения в предпринимательство представителей низших сословий.
По 381 торговому дому (31,2% общего числа) прослеживаются сведения о семейно-родственных отношениях среди полных товарищей. Из этого числа в 21% фирм женщины являлись совладелицами наряду с близкими родственниками (отцом, матерью, сестрой или братом), в 77,2% - с членами семьи (мужем, сыном или дочерью). Остальные 1,8% торговых домов включали дальних родственников. Можно отметить некоторый рост, по сравнению с 1904 годом, количества торговых домов, образованных близкими родственниками. В целом, среди выявленных 381 фирмы абсолютное большинство составляли полные товарищества (90,8%), из которых примерно 1/3 действовала в сфере промышленности, 2/3 - в сфере торговли. Можно сделать вывод, что в большинстве случаев наблюдалась тенденция к образованию полных товариществ с участием женщины и членов ее семьи.
Удельный вес женщин в составе полных товарищей характеризуется следующими показателями. В 33,4% фирм владельцами состояли 1 женщина и 1 мужчина, в 29,7% - 1 женщина с 2-мя и более мужчинами, 18,9% - женщина как единственная владелица, 5,8% - 2 и более женщин, 5,8 % - 2 женщины и 1 мужчина, 3,2% - 2 женщины с 3 и более мужчинами, 3,1% - равное количество (начиная с 2 женщин и 2 мужчин). Таким образом, в большинстве торговых домов (67,1%) женщины составляли либо равное число с мужчинами, либо преобладали или являлись единственными владелицами фирм.
Из числа фирм, имевших владелицей только 1 женщину, 98,4% являлись товариществами на вере (то есть с участием инвесторов со стороны); имеющих владелицами 2 и более женщин - 86% являлись полными товариществами (то есть в финансовом отношении замкнутыми). Последнее объяснялось тем, что несколько женщин привносили в дело собственные значительные капиталы, обеспечивая тем самым финансовую самодостаточность фирмы. Это же касается торговых домов с участием мужчин, которые в большинстве своем (87,1%) также были полными товариществами.
Среди крупнейших торговых домов, возглавляемых накануне Первой мировой войны женщинами, выделялись по величине капиталов и объемами операций: "Наследников Харлампия Петюкова"(Благовещенск; хлеботорговля; 900 тыс.руб.), "К. и С. Якимовы в Балакове"(Самара; хлеботорговля; 900 тыс.руб.), "Аверьяновы и К*"(Стерлитамак; винокуренный и чугунолитейный заводы; 1 млн.руб.), "В.Е.Петров, Ф.Натус и К*"(Петербург; водочный завод; 500 тыс.руб.), "Абрагам Яковлевич Кон"(Александровск; завод сельскохозяйственных машин; 2 млн.руб.); "Наследники Кондратовы"(Москва; завод стальных изделий; 560 тыс.руб.), "Коковин и Басов"(Кяхта; торгово-экспедиторская контора и пароходство; 500 тыс.руб.), "Стодольской суконной фабрики В.Барышникова сыновей"(Черниговская губ., с.Клинцы; суконный и кожевенный заводы; 3,5 млн.руб.), "Тифлисско-Майкопское товарищество"(Тифлис; нефтепромышленное дело; 500 тыс.руб.), "И.Г.Стахеев"(Елабуга; торговля зерном, мукой и нефтепродуктами; 5 млн.руб.); "Наследники Г.С.Семенова"(Петербург; табачная фабрика; 1347800 руб.), "Наследники А.М.Кушнарева"(Якутск; торговля мануфактурой; 1 млн.руб.), "Г.Мозер и К*"(Петербург; торговля ювелирными изделиями и часами; 700 тыс.руб.), "В.П.Лапина наследники"(Петербург; торговля хозяйственными товарами; 930 тыс.руб.) и др.
Приведенные показатели по торговым домам с участием женщин в конце XIX века - 1912 году свидетельствовали о том, что увеличение их числа происходило за счет сравнительно небольших фирм (с капиталом до 50 тыс.руб.) в форме полных товариществ. Данный факт объясняется тем, что в периоды неблагоприятной финансовой конъектуры (1900-1907 года) развитию крупных торговых домов мешали ограниченные возможности в отыскании внешних источников для пополнения своих средств. Их финансовая деятельность в отличие от акционерных компаний была полностью скрыта от посторонних, что также затрудняло получение кредитов. Полные же товарищества вообще были лишены возможности привлекать капиталы со стороны. Эти обстоятельства обусловливали изменение состава полных товарищей и удельного веса двух форм торговых домов. Во-первых, в рассматриваемый период наблюдалось, с одной стороны, преобладание полных товариществ с участием и женщин, и мужчин, а с другой - господство организационно более гибких и социально мобильных товариществ на вере с участием женщины как единственной владелицы. Во-вторых, в кризисные 1900-1907 года значительно усилился процесс обновления состава полных товарищей прежде всего за счет выходцев из низов населения (крестьян и мещан) в Москве и провинции. В-третьих, по-прежнему важнейшим консолидирующим фактором в деятельности торговых домов являлись семейно-родственные отношения женщин с другими полными товарищами. В-четвертых, проявлением адаптации торговых домов к новым экономическим условиям было то, что многие из них возникали в технологически продвинутых сферах (например, в химической и металлообрабатывающей отраслях). Одновременно увеличивалось число фирм, занятых посредническими операциями, в том числе в промышленной области. Количество различных агенств и контор за указанный период возросло более чем в три раза. В этих условиях торговые дома становились для женщин своеобразным переходным этапом от второстепенных ролей в семейном деле к самостоятельному бизнесу в более высоких организационных формах , в том числе акционерных компаниях.
Отмеченные показатели были неразрывно связаны с другими, отражавшими общий характер складывание и развитие женского предпринимательства в России в начале 20 века. В экономической сфере эти показатели проявлялись в двух плоскостях. Во-первых, в отраслевой и региональной концентрации фирм с участием женщин. Большинство из них действовали в торговле, текстильной, металлообрабатывающей и пищевой отраслях; учреждались они главным образом в Москве и Петербурге. Во-вторых, важную роль играли периоды социально-политической нестабильности в России, затруднявшие функционирование акционерных обществ и, напротив, значительно активизировавшие деятельность торговых домов с участием женщин.
Появлялись новые черты и в самом облике женщин-предпринимательниц. До конца 19 века в их среде безраздельно господствовали представительницы родовитых купеческих семей, на протяжении многих десятилетий занимавшихся различными видами предпринимательской деятельности. В 1900-1907 годах положение существенно меняется. Наряду с "традиционными" хозяйками промышленных и торговых предприятий, в предпринимательство активно включаются женщины из низших слоев населения (крестьянки и мещанки) или семей служащих. Данный факт свидетельствовал о значительной демократизации социального состава российского бизнеса, появлении новых, до кризиса 1900-1907 годов отсутствовавших, возможностей для широкого занятия предпринимательством независимо от сословной принадлежности.
Анализ состава владелиц торговых домов позволил выявить еще одну важную черту развития женского предпринимательства в России. В среде российской деловой элиты наблюдалось быстрое размывание прежних сословных, религиозных и культурно-национальных воззрений (предрассудков) на роль женщины в предпринимательстве. Обычной практикой становится единоличное владение женщиной или группой женщин торговым домом . В этих условиях в сословно-иерархической структуре российского общества сфера предпринимательства становилась для женщины одной из немногих областей относительно "равных возможностей" с мужчиной . В большей мере это относилось к женщинам из средних и низших слоев населения, получавших реальную возможность самостоятельно заниматься не только частной мелкой торговлей, но и открывать весьма крупные торгово-промышленные предприятия, транспортные и посреднические фирмы. Процесс вовлечения женщин в организованные предпринимательские структуры имел, несомненно, противоречивое содержание, подвергался воздействию как положительных, так и негативных экономических и общественно-политических факторов (революции, войны, политические перевороты, экономические кризисы и т.д.). Однако общая тенденция в развитии женской составляющей российского бизнеса носила в начале 20 века в целом благоприятную направленность, потенциально способствуя крупным изменениям в социально-экономической структуре российского общества в этот период.


.


                ПРИМЕЧАНИЯ

1См.: Сведения о торговых домах, действовавших в России в 1892 г. СПб., 1893; Дмитриев-Мамонов В.А. Указатель действующих в империи акционерных предприятий и торговых домов. СПб., 1905. Вып. 1-2; Он же. Указатель торговых домов. СПб., 1907; Сборник сведений о действующих в России торговых домах. СПб., 1912.

2 Боханов А.Н. Крупная буржуазия России (конец XIX века - 1914 г.). М., 1992. С.97-98

Там же. С.99
См. подробнее: Барышников М.Н. Женщины в структуре российского предпринимательства в начале ХХ века //Факты и версии. Историко-культурологический альманах: исследования и материалы. Книга 2. Из истории экономики. СПб., 2001. С.51-64

Док. 607172
Перв. публик.: 10.10.09
Последн. ред.: 10.11.09
Число обращений: 0

  • Барышников Михаил Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``