В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лаборатория драматургов: Героями не рождаются, героями становятся Назад
Лаборатория драматургов: Героями не рождаются, героями становятся
Владимир Гуркин родился в Иркутской области, свою театральную карьеру начинал в местном ТЮЗе. Сегодня об актерской профессии он говорит с легкой иронией, а главной в его жизни стала драматургия. Пьесы Гуркина "Любовь и голуби", "Прибайкальская кадриль" идут на сценах многих российских театров. Из них получились всенародно любимые фильмы. Напомним: победное шествие по сценам городов, а позже - как фильм - по экранам городов и весей нашей необъятной страны самая знаменитая пьеса Гуркина "Любовь и голуби" начала именно из Омска, где ее весело, лихо, остроумно поставил тогда молодой режиссер Геннадий Тростянецкий. В Омске Владимир Павлович гость не редкий. Летом этого года он приезжал обсуждать идею возобновления некогда широко известной лаборатории драматургов Сибири, Урала и Дальнего Востока. С 27 октября по ... ноября 2005 года - время, когда Омску вновь возвращено в театральном пространстве имя еще одного пристанища молодых российских драматургов. Наша беседа состоялась после встречи в Министерстве культуры Омской области.

- Мы много и долго говорили с министром культуры Владимиром Владимировичем Радулом о театрах, драматургии, о проблемах, с которыми приходится сталкиваться в нынешних условиях театру. И я хочу подчеркнуть, что именно по инициативе Министерства культуры Омской области, Омского академического театра драмы возрождается лаборатория для талантливейших людей Сибири, Урала и Дальнего Востока. Вот это я считаю самым главным событием сезона 2005 года. Дело благородное и чрезвычайно нужное для всего театрального пространства. Очень рад, что пока все движется хорошо.

- С какими чувствами Вы приезжаете в Омск?

- Я люблю этот город, этот театр. Очень сильно люблю. Для меня он как был родной, таковым и остается до сих пор, несмотря на то, что прошло уже много времени. Чем уникален омский театр? Он всегда разный во все времена, он меняется в отличие от многих других театров. И, меняясь, не умирает, он становится другим, но остается всегда живым театром. Это уникальное свойство омского драматического. Это гордость Сибири и России, на мой взгляд. И господи, только молиться надо за то, чтобы все шло в таком русле. Именно сюда пришел интересный и талантливый режиссер Евгений Марчелли.

- В нынешнем сезоне в омском театре будет идти Ваша пьеса "Саня, Ваня, с ними Римас". Как Вы относитесь к тому, что именно Марчелли будет ее ставить?

- У спектакля по моей пьесе будет другое название: "Веселая вода печали". Многие драматурги мечтают, чтобы их пьесу поставил Марчелли, потому что это очень профессиональный и очень талантливый человек. С интересом буду ждать, что получится.

- Вы в первый раз после ремонта в театре?

- Да. Ну, очень симпатично! Надеюсь, что все здесь крепко и надолго. Я прошелся по зданию и порадовался.

- Как Вы относитесь к предстоящей театральной реформе?

- Дело в том, что нас так запутали с этой театральной реформой. В принципе редко кто найдется, кто бы объяснил смысл этого дела. Я с возрастом становлюсь консерватором и, как сказал один великий, если в молодости ты не революционер, а в старости не консерватор, то ты - дурак. Слава богу, кажется, я этого избегаю, становлюсь консерватором, поэтому боюсь реформ. Особенно, когда все отлажено и, вроде, неплохо идет, тогда зачем что-то менять? Реформировать нужно тогда, когда все гибнет. Репертуарный театр - это дело, которое признано во всем мире. Это величайшее открытие и достояние России, начиная со Станиславского, нет, даже с Островского. Губить репертуарный театр - это все равно что взять и отрезать какой-нибудь живой орган.

- Где сейчас идут Ваши пьесы?

- Стали снова ставить "Любовь и голуби" и "Прибайкальскую кадриль", "Плач в пригоршню". Но перечислять города сложно и долго. Во многих российских театрах идут постановки.

- Ваше особо любимое место?

- У меня их два: Омск и Иркутск, потому что это мои родные города. В Иркутске я вырос, здесь, в Омске, встал на ноги. И здесь, кстати говоря, реализовался как драматург.

- Как, на Ваш взгляд, возрожденная лаборатория драматургов, режиссеров, критиков повлияет на дальнейшую судьбу театров?

- Поскольку первыми в списке стоят драматурги, то прежде всего эта встреча будет важна для них. Я так понимаю, что нельзя родить драматурга, потому как в лабораторных условиях, на семинарах, на фестивалях невозможно организовать появление таланта. А вот если такой талант уже существует, нужно создать пространство, обстоятельства, при которых этот талант будет развиваться и крепнуть. Вот это задача лаборатории. Надо собирать ребят молодых, в возрасте ограничений нет, может человек и в возрасте 35 - 40 лет написать хорошую пьесу. Вдруг. Бывали и такие случаи. Но нужно организовать пространство обстоятельств, при которых ускорится процесс драматургического взросления и в профессиональном, и в мировоззренческом, и в философском смысле.

- Репертуарный театр строится, как правило, на классической драматургии. А лаборатория - это уже поиск нового автора и нового героя.

- Это как часть того и другого, но репертуарный театр - это не только классика. Просто сейчас дефицит современной драматургии, поэтому театры и ставят спектакли классического репертуара.

- И как может родиться новый автор с новой пьесой?

- Для этого нужны два обстоятельства. Во-первых, если это будет не бездарь и не графоман. И второе, чтобы было осмысление того, что человек делает, чтобы был какой-то уровень профессионализма. А театры сегодня задыхаются без новых пьес.

- Предположим, появится новый герой. Каким он будет?

- Герой у каждого времени свой. У кого-то это бандит, у кого-то землепашец, у кого-то бомж, врач. Кто же явит нам Онегина, Печорина, а может, Павку Корчагина? Я не знаю. Это дело не программируемое. Вот когда будет провидению угодно, когда это нужно будет обществу, тогда он и появится, как Дон Кихот. Но как он может появиться в современной литературе - не знаю. Вряд ли нам удастся искусственно создавать героев, как это было в советское время.

- Поколение не делает героев?

- Как ни странно, но мне кажется, что нет. Вот мы живем, живем, а потом проходит время, и мы вдруг обращаем внимание на кого-нибудь. И думаем: ах, какой был человек! Большое видится на расстоянии, видимо, через призму расстояния и нужно на героя смотреть.

- Как будут выглядеть лабораторные встречи?

- Приедут авторы, будут проходить читки. Необходимо восстанавливать культуру взаимоотношений драматурга и театра. Введение молодых талантливых людей в повседневное производственное течение театральной жизни, преодоление существующих барьеров между режиссером современного театра и драматургом, для этого театра пишущим, - вот задача нашего проекта. Пьесы, которые будут представлять несомненный художественный интерес, будут рекомендоваться лабораторией к публикации и к постановкам в театрах России.

- Благодарю Вас за беседу. И успехов лаборатории!

- Спасибо.

Беседу вела Наталья КОРНЕЕВА

www.sibmincult.ru

Журнал "Омск театральный", октябрь 2005

Док. 607145
Перв. публик.: 10.10.05
Последн. ред.: 10.11.09
Число обращений: 0

  • Тростянецкий Геннадий Рафаилович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``