В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Московские династии. Алена Бондарчук: Мы до сих пор мерим жизнь по отцу` Назад
`Московские династии. Алена Бондарчук: Мы до сих пор мерим жизнь по отцу`
Нынешняя осень будет особо значимой для одной из самых известных наших артистических династий - Бондарчуков. В сентябре исполнится 85 лет со дня рождения Сергея Федоровича Бондарчука. После долгих мытарств наконец-то выйдет на экран его картина Тихий Дон". А как раз в дни юбилея отца Федор Бондарчук представит на суд зрителей фильм 9 рота". Он шел к своей дебютной полнометражной режиссерской работе долго, и так же, как и отец, снял ее в 38 лет. Одну из ролей в фильме сыграл внук Сергея Федоровича Константин Крюков. В канун всех этих событий мама Константина Алена Бондарчук рассказывает о своей семье.
О родительском воспитании
Родители считали, что мы должны получить как можно больше знаний - не только те, что нам могла дать школа. Они распланировали наше время таким образом, что на личные дела у нас его уже не оставалось. Правда, Федя в последних классах умудрялся находить какие-то лазейки, прятался за диваном. Это он сейчас говорит: Мама, почему ты не настояла на том, чтобы я окончил музыкальную школу. Теперь мне это так необходимо!" У меня все было расписано по минутам. Подъем, школа, музыкалка, потом я ехала к Алисе Михайловне - потрясающей женщине, долгое время проживавшей в Англии. Она занималась с нами английским. Федор, кроме того, ходил еще и в художественную школу. Свободное время у нас появлялось лишь на каникулах.
Мне кажется, родители делали все правильно. Музыкальная школа дает не только знание классической музыки, но и понимание совсем иного мира. Или знание той же живописи. Папа привозил из Италии потрясающие антологии по искусству, книги по истории музыки, пластинки. Мы все это просматривали, прослушивали. Столь бесценный багаж потом так пригодился!
Вообще, знания надо накапливать в детстве, потому что наступает период, когда тебе уже некогда добирать. К тому же родители часто бывали в отъезде и мы оставались с бабушкой, которая держала нас в ежовых рукавицах, контролировала, дневники проверяла. Любые просьбы выделить деньги, чтобы куда-то пойти, пресекались на корню.
О бремени родительскои славы
Отец был для нас с Федором не просто родным человеком, а беспрекословным авторитетом. А родительская слава - огромной ответственностью. С одной стороны, у нас всегда был некий выбор, а с другой - мы многого не могли себе позволить. К нам поступали какие-то заманчивые предложения, но мы хорошо понимали, какие из них отец не одобрит, и отказывались. Надо было выбирать лишь то, что родительское, на его взгляд, было важным и достойным. Более того, я и сейчас, получая какие-либо предложения, думаю: а как бы на это посмотрел отец? Вот и выходит, что бремя помогает держать планку.
О съемках у отца
Отец снял нас с Федором в своем фильме Борис Годунов". Мы играли детей царя. Близким людям очень сложно существовать на одной съемочной площадке. С одной стороны, мы хорошо понимали друг друга и могли быстрее объяснить какие-то вещи. Но с другой - очень тяжело держать некую дистанцию, которая просто необходима. Вот мама, когда приходила к отцу на площадку, называла его только Сергеем Федоровичем и обращалась к нему на вы". Отец прекрасно понимал, что нам тяжело, и старался облегчить нашу участь. Он очень хорошо знал природу артиста и умел создать нужную атмосферу на площадке. У него все было сосредоточено на актере, которого он умел очень точно подвести к результату. Ведь он и сам был артистом.
О Федоре
У нас была очень большая семья: бабушки, прабабушки, много каких-то родственников. И дом всегда был очень открытым. С братом у нас были какие-то совместные проекты, иногда очень опасные. То мы запускали ракету и Федя чуть было не утонул в речке. А от наших танцев у него на лице шрам остался. Мы танцевали вальс, я его кружила, кружила, он не выдержал и ударился головой о стенку. Потом я ему устраивала театр в ванной. Сажала его на стул, сама пряталась за шторку и начинала на все лады говорить разными голосами и что-то изображать. Когда он был маленьким, я над ним издевалась. Придумала какую-то фею, которая приходила ко мне. Я сидела на чердаке и изображала диалог, а потом поднимался Федя, и она" говорила: Ах, это опять пришел ты, негодный мальчишка!" - и улетала". Тогда он начинал канючить: Почему она с тобой разговаривает, а со мной не хочет? Почему она мне не показывается?" И это оставалось вечной тайной, я ехидничала: Вот, Федечка, ко мне-то она приходит, а тебя она не любит". Зато потом, классе в десятом, уже он начал надо мной подшучивать, отыгрываясь за детские обиды.
Иногда к нам приезжала тетя Лиза - родственница неизвестно с чьей стороны. Она была ужасно смешная: в драной шубе, фантастической шапке, с которой свисали две облезлые лисьи лапки. Папа называл ее Анной Карениной. Тетя Лиза поселялась у нас недельки на две, к ее приезду готовились заранее. Каренина" очень важно ходила по дому и разговаривала гордым тоном. Федя ее очень боялся, потому что она, безумно любя животных, так же страстно ненавидела детей. И нам с братом от нее доставалось по полной программе. Эдакая фрекен Бок. А под Новый год выходила и читала Мцыри". Вообще, у нас было принято устраивать концерты, вечера. Мы с Федей разыгрывали пантомиму Пат и Паташон". В канун Нового года в доме собиралось много народу. И все, кто приходил в гости, тоже должны были что-нибудь продемонстрировать. У Феди был коронный номер - пантомима Смерть собаки Гитлера". Он очень смешно ее показывал, доводя всех до колик. Мало кто знает, что он очень яркий характерный актер, человек мощного темперамента.
О периоде опалы
После того самого злосчастного V съезда кинематографистов наступило страшное время для всей нашей семьи. Мишенью для выстрелов в первую очередь был сам Сергей Федорович, но это не могло не коснуться и его семьи. Для всех нас в тот период самым главным было уберечь отца от всеобщей травли - разного рода обвинений, звонков, публикаций. Но сам он был мощным человеком и не считал нужным тратить время на защиту. Мы тогда часто недоумевали, почему он не хочет ответить своим обидчикам. Сейчас я понимаю, почему. Если бы он позволил себе это - он встал бы на уровень тех, кто его ненавидел. А его молчание их еще больше распаляло и злило. В то время он часто сидел на даче, рисовал, читал, занимался в саду, а они все без устали писали и писали гадости.
Его отношение к жизни повлияло на меня, и теперь все слова и поступки разных людей из нашего мира я меряю по отцу. Он никогда нас с братом специально не воспитывал. Нас воспитывали его дела, отношение к жизни. К тому же у отца было много друзей - потрясающих людей. Георгий Свиридов, Нино Рота, Василий Шукшин Несмотря на всю свою социальную значительность, в домашнем общении это были простые, душевные люди.
Удивительно, прошло время, и та озлобленность ушла, а пришло понимание. Недавно по телевизору показывали Войну и мир". И не было человека, который бы не подошел ко мне и не сказал: И как это он смог в то время снять такую гениальную картину!" А ведь буквально несколько лет назад было вылито столько грязи именно на эту картину. К сожалению, у нас умеют любить только мертвых. Когда такой человек находится рядом, не замечаешь всей его мощи и таланта. А вот когда проходит время, ты видишь, что происходит вокруг, и тут тебе бабах - Война и мир" И начинаешь по-другому смотреть на многие вещи.
"Труд"

08.09.2005

www.alenabondarchuk.sitecity.ru
Мария Безрук

Док. 607030
Перв. публик.: 08.09.05
Последн. ред.: 10.11.09
Число обращений: 0

  • Бондарчук Елена (Алена) Сергеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``