В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Бойко: Антирегиональная политика Назад
Ирина Бойко: Антирегиональная политика
Круг настоящих и перспективных экономических проблем начинает принимать некоторые окончательные очертания. С 2009 года нам предстоит жить в условиях растущего бюджетного дефицита и быстрого сокращения золото-валютных резервов, которые могли бы покрыть разрастающуюся финансовую брешь у государства. Из этого вытекает вторая неизбежность - рост внешних заимствований. В этих условиях стоит ожидать падения валютного курса национальной денежной единицы. Трудно представить страну, которая живет одновременно с высоким курсом своей валюты и растущей финансовой несбалансированностью (кроме той, страны, конечно, которая имеет монопольное право на эмиссию основной резервной валюты). Увы, эту ситуацию никак не спасает даже самая благоприятная цена на нефть. С 2000 года мы жили в условиях роста нефте-газовых доходов, а с 2008 года в силу вступил в действие эффект "ножниц цен", при котором чем выше цена на энергоносители, тем больше расходов несет страна по импорту готовых товаров продовольственного и инвестиционного назначения. Значит, еще одной перспективной проблемой становится падение (девальвация) рубля и неизбежный рост инфляции. Конечно, наше государственное статуправление, попавшее под прямой контроль Министерства экономического развития, может показать нам обратное (ну, например, дефляцию по товарам длительного пользования за счет снижения цен на автомобили марки "Лексус" или еще что-то в этом роде), но в рыночной экономике дефицит промышленных товаров собственного производства при падении курса национальной валюты - это рост денежного эквивалента в массе. Кстати напомнить, при отсутствии разумной промышленной политики инфляция перерастает в галоп, который может побудить реанимацию бартерных сделок ("военный коммунизм", бартеризация экономики начала 1990-х), экономически "отменяющих" рыночную экономику. В некоторых случаях инфляция подгоняет промышленное производство, приводя к росту цен и доходов хотя бы у отдельных производителей. Но, опять же, это при условии существования эффективной промышленной политики. В случае нашей страны, инфляция будет скорее всего "затратной", а не "доходной", что приведет к падению занятости. Такой эффект в мировой экономике называют стагфляцией, то есть это сочетанием инфляции с одновременным падением объемов промышленного производства. Итак, нас, по всей видимости, ожидают дефицит бюджета, девальвация рубля, стагфляция. Все эти макроэкономические процессы, по крайней мере в теории, изучены вполне достаточно. Неизученной остается та проблема, от столкновения с которой Россия рискует потерять свою государственную целостность, та проблема, которая определяет экономическую и, следовательно, политическую безопасность страны. Та проблема, в сравнении с которой все мыслимые макроэкономические неурядицы могут показаться легкой прелюдией. Это проблема целостности российского государства. В политическом плане ситуация пока остается благоприятной для страны, но в экономическом плане в результате серии неверных правительственных решений угроза разрушения единого экономического пространства становится все более очевидной.
По-сути антирегиональная политика была заложена правительством еще в докризисный период. Основные ее черты состояли в следующем:
Отток ресурсов из регионов. Разнообразные механизмы, так называемого, "рыночного" регулирования экономики, взятые на вооружение российским правительством, привели к значительному оттоку ресурсов из регионов (особенно периферийных) в несколько столичных центров (прежде всего в гг.Москву и Санкт-Петербург). Так, через Москву, к примеру, проходит более 80% всех финансовых ресурсов страны, а ее бюджет в 2008г. составил 1316 млрд. рублей (к слову, бюджет восточной столицы страны - г.Владивостока в 2008г. составил 7,3 млрд.руб., т.е. в 180 раз меньше).
Движение денежных ресурсов в направлении столиц происходило по-разному, была предпринята приватизация собственности наиболее привлекательных региональных объектов московско-питерскими предпринимателями (практически повсеместно такая участь постигла объекты добывающей промышленности, торговые сети, транспортные предприятия и пр), была осуществлена перерегистрация крупных объектов собственности, таких, к примеру, как перерегистрация ОАО "Сибнефть" в г. Санкт-Петербурге (прежнее место регистрации - г.Омск) и т.д.
Значительный отток трудовых ресурсов из регионов также создал проблему для промышленного развития территорий, а утечка мозгов в столичные города не только значительно ухудшила социально-культурную среду для проживания, но и сократила возможности регионов по повышению эффективности производства, созданию новых товаров и росту производительности труда. Так в 2009г. только учтенная численность населения московской и санкт-петербургской агломераций насчитывала более 20 млн.человек, что составляет около 15% населения страны. С неучтенной миграцией эта цифра станет еще внушительнее.
Экономическая дезориентация регионов. Федеральным центром были спущены приоритеты, которые противоречили тем целям развития, которые регионы могли бы реализовать, полагаясь на свою ресурсную (как сырьевую, так и интеллектуальную) базу. К примеру, Амурская область, обладающая возможностями для выращивания сои по стандартам качества превышающей мировые уровни и имеющая для развития разнообразных технологий вокруг "соевой специализации" необходимую научную и университетскую базу, была "подсажена" на строительство космодрома и необоснованное увеличение энергогенерирующих объектов (строительство новых гидроэлектростанций в условиях значительного избытка электроэнергии, производимой в регионе). По-сути, у региона были "отобраны" возможности по выращиванию своих особенных "конкурентных преимуществ".
Трансферт "экономики мыльного пузыря" в российские регионы. Мотивируя свои решения социальными приоритетами, правительство не только не предприняло попыток для охлаждения "перегретого" сектора жилищного строительства (как в таких случаях поступают развитые рыночные экономики), но более того, "подлило масла в огонь" проталкивая программы ипотечного кредитования и заставляя местных руководителей отчитываться по объемам жилищного строительства перед федеральным центром. В инвестиционной сфере регионов произошел существенный перекос, жилье ввиду "разогретых цен" стало еще менее доступным, и тем самым последующий кризис в регионах был предрешен.

Практически всем периферийным регионам уготована второсортная роль в российской экономике, роль поставщиков сырья и, вследствие этого, искусственных иждивенцев (по данным статистики, в 2008г. 72 российских региона относились к дотационным). Лес, рыбные ресурсы, уголь, нефть и пр. Недавно мне попалась на глаза баночка красной лососевой икры, произведенная в одном из подмосковных поселков. Москва- родина лосося. Все бы ничего, но таким образом около 3/4 дохода создается не в местах естественного обитания биологических ресурсов, а перевозится на другой конец страны для пополнения бюджетов резидентов иных регионов. То же самое происходит в сфере фармацевтического производства, в производстве продуктов питания и т.д. Вспомним, одной из причин реформы, начавшейся в середине 1980-х годов, являлось непомерное колонизаторское давление на отдаленные регионы (с той лишь разницей, что в советское время периферийные регионы выполняли роль сырьевых придатков промышленных центральных регионов России, а сегодня они начинают выполнять роль сырьевого придатка таких развивающихся стран как Китай). В последние десятилетия это давление значительно усилилось и практически похоронило надежды на создание в них достойных рабочих мест Один из примеров - центр дальневосточной науки- г.Владивосток, "подсаженный" на импорт автомобильного "сэконд хэнда" и тем самым скандально известный протестными выступлениями против "автомобильного" протекционизма, осуществляемого федеральным правительством.

Разрушение региональных технологических систем. Пример Пикалево показал, что приватизация технологически связанных между собой промышленных объектов по-частям приводит к разрушению сформировавшейся промышленной системы, поддерживающей устойчивое развитие экономики региона. Еще один пример - закрытие крупнейшего судоремонтного предприятия на Дальнем Востоке - Дальзавода. Это не только потеря рабочих мест и отсутствие перспектив для обслуживания судов основной промышленной специализации региона (разрыв технологической системы), но и отсутствие перспектив для подготовки востребованных кадров высшей квалификации (в том числе в местном техническом университете, первоначально созданном для обеспечения кадрами именно судостроительной отрасли).

Ориентация региональных органов власти на выполнение воли центра в ущерб экономическому развитию регионов, что привело практически к полной демотивации региональных руководителей к анализу внутренних возможностей регионов и выстраиванию полноценной региональной политики, направленной на максимальную реализацию специфических для каждого региона "сравнительных преимуществ". Не секрет, губернаторы в меньшей степени ориентированы на формирование и реализацию программ по улучшению структуры своих экономик (прежде всего реального сектора), и в большей - на выполнение целевых установок федерального центра. Самое опасное то, что губернаторы ориентированы даже не столько на выполнение хозяйственных, сколько политических установок федеральной власти. На это недавно обратил внимание Президент Башкортостана Муртаза Рахимов. Но именно политическая лояльность является практически единственным средством усилить лоббистские возможности региональной власти и получить дополнительное финансирование. По-сути, тем самым сформировалась "недружественная" экономическим интересам регионов, среда.

Создание техногенных рисков для регионов. Ситуация на Саяно-Шушенской ГЭС показала, что удержание полного контроля за крупными и технологически сложными объектами нерезидентами регионов способно создать огромный риск не только для сохранения экономической стабильности, но и для обеспечения безопасности проживания населения регионов. Именно этой объективной озабоченностью обусловлена инициатива губернатора Хакассии Виктора Зимина о выделении Саяно-Шушенской ГЭС в отдельное юридическое лицо, куда бы вошел представитель республики. К слову сказать, почти ни в одной ГЭС в России в совете директоров нет представителей администраций субъектов Федерации.

Спекулятивное "программирование" регионального развития всякого рода "экономическими центрами", работающими в кооперации с Министерством регионального развития. Так, недавно разработанная "питерскими" программа развития одного из крупных городов Дальнего востока на период до 2020 года стоимостью 4 млн.рублей, началась с экскурса в "Период Российской империи 1860-1917гг.", а ее результатом явилось предложение передать часть города в аренду Китаю на 75 лет. Практически в то же самое время другой "питерский разработчик", "осваивал" трудности Приморского края и Дальнего востока и Забайкалья. Описывая прелести освоения сырьевых месторождений региона и пользы, которую могут получить страны Восточной Азии он, даже не закончив труд, представил его на обсуждение в Министерство регионального развития. Стало очень легко делать бизнес "на регионах", меняя лишь даты: "2015", "2020", "2035" и объединяя "для целей программирования" один регион с другим.

Создание высокорискованной макросреды для долговременного развития регионов. И, наконец, развитие российских регионов не автономно, оно определяется внешней (экзогенной) по отношению к ним средой. Которая, как известно, является неустойчивой. Отсутствие стратегии развития экономического единого целого, изменение экономических настроек, постоянные корректировки законодательства, неопределенность будущего все это создает для регионов высокие риски и не позволяет им формировать долговременную стратегию устойчивого роста и обеспечения экономической и технологической безопасности для своих граждан. Не говоря уже о том, что именно экономическая неопределенность является причиной роста многих конфликтных ситуаций и даже терроризма в некоторых российских регионах. Очень верно высказался по этому поводу Президент Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров, утверждая, что невозможно победить терроризм в регионе силовыми методами. Для этого необходима новая экономическая политика, создающая рабочие места для молодежи и, прежде всего, для выпускников университетов. Интеллектуальная элита, активно задействованная в прорывном развитии регионов - это путь реального выхода из тупика криминализации, коррупционности и растущего терроризма.

Таковы условия, в которых живут сегодня российские регионы. Не кризис создал проблемы, угрожающие разрушением региональных экономик. Но кризис обнаружил те существенные промахи, которые допустило федеральное правительство в отношении регионов. Из западной практики известно, выход из кризиса возможен только в случае квалифицированного реагирования на те системные проблемы, которые он выявляет.

Может ли в этих условиях федеральный центр требовать поддержания занятости, "сбрасывая" эту острейшую проблему на регионы?
В силу созданным им самым объективных условий, не может.
Прежде чем требовать удержания уровня занятости в регионах что должно сделать федеральное правительство?
Изменить свою региональную политику.
В каком направлении?
В направлении преодоления тех "узких мест", которое оно создало для регионов, ущемляя их собственные экономические интересы.

Регион- это то яйцо, в котором находится ключ к пониманию и решению практически всех российских проблем - от макроэкономических до геополитических. Если мы это поймем, нам будет проще выбраться из экономического кризиса.

Бойко И.В.
Директор
Центр региональной и инновационной политики

www.viperson.ru

Док. 606934
Опублик.: 10.11.09
Число обращений: 0

  • Бойко Ирина Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``