В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Амосов: `У коренных народов рождаемость высокая, но живут они меньше` Назад
Анатолий Амосов: `У коренных народов рождаемость высокая, но живут они меньше`
КМНС - четыре буквы расшифровываются как "коренные малочисленные народы Севера". В нашем крае таковых восемь (если считать, что 17 эвенов тоже народ, и они все-таки отличаются от эвенков, то девять). Численностью от шести тысяч, как у эвенков, до нескольких десятков. В США индейцы имеют массу льгот, многие пытаются выдать себя за индейца из карьерных соображений - а как у нас? Быть коренным - выгодно, или наоборот? Ситуацию разъясняет Анатолий Амосов, депутат Законодательного собрания, председатель комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов.Анатолий Амосов
По закону и по жизни

- Давайте, Анатолий Егорович, начнем с определений. Коренной и малочисленный - кто такой? В чем эта идентичность и насколько она дорога им самим?
- Есть федеральный закон, в котором прописано кто. Численность малочисленного народа менее 50 тысяч человек, он имеет свою территорию, живет традиционными промыслами, имеет традиционный уклад.

- Сразу два вопроса. А если без уклада, промысла и территории - что, уже какой-то иной народ? Под закон не попадающий? Допустим, община переезжает в большой город...
- Нет, все равно попадает. Сохраняется главный признак - численность менее 50 тысяч.

- То есть остальные признаки - по большому счету, факультативные?
- Получается, да.

- Второй вопрос. Если я вдруг уеду на Север и заживу там традиционным промыслом в традиционном укладе - могу я рассчитывать на льготы малых и коренных?
- Нет. Вы же только что приехали. И у вас династии нет.

- Хорошо, десять лет прожил. Полжизни прожил. Могу рассчитывать на тот же статус, что и, к примеру, ненец?
- Если долго проживете, причем с родными, будете как основатель рода, можно будет присвоить вам статус "коренного".

- Это те же самые права, что и у ненца, или все-таки нет?
- Все-таки нет. Вы будете "коренным", а он будет "коренным малочисленным". Вы тоже получите какие-то права - на земельные участки, на лицензии. Но во вторую очередь, а у них в первую. Если численность народа больше 50 тысяч, его представитель никак не может быть отнесен к малочисленным. И вообще, есть специальный перечень, где все малочисленные народы Российской Федерации названы. Их меньше - они имеют право на государственную протекцию. Первоочередное получение участков, бесплатное обучение в школах-интернатах, первоочередное получение лицензий на соболя, волка и т. д.

- С формальной идентичностью понятно. Законы РФ ее оберегают. Но насколько ею дорожат сами носители идентичности? Я так понимаю, что рождаемость там неплохая, а численность сокращается.
- Рождаемость в том же Эвенкийском округе действительно рекордная. 300 ребятишек в прошлом году родилось. Но не забывайте, там выше и смертность. Если брать в целом по этим народам, там живут на 10-12 лет меньше, чем по России. Не очень хорошо на Севере с медициной. Есть проблемы с адаптацией вообще.

- Кроме высокой смертности, есть ведь и еще одна причина сокращения численности - потомки смешанных браков часто не относят себя к коренным народам.
- По-разному относят... Рождаемость высокая, но численность не растет. Сейчас по краю численность около 16 тысяч, в 90-е годы было 18 тысяч. Но здесь надо учитывать, что в одной только Эвенкии закрылось более десятка крупных предприятий, люди уезжали на материк, уезжали в том числе смешанные семьи. Не все остаются в традиционных промыслах, женщины, например, могут быть учительницами, перебираться в большие города. В том числе за пределами края. Так что, помимо ассимиляции, была еще и миграция. Что касается того, дорожат ли идентичностью... Еще в царские времена был эвенкийский род князей Гаюльских. Его потомки есть и сейчас. Династия сохранилась, более того: потомки князей и сейчас занимают руководящие места. Так, Виктор Иванович Гаюльский - президент ассоциации КМНС. И глава оленеводческого предприятия.
Увидеть город и вернуться

- Давайте перечислим всех коренных малочисленных...
- Долганы, ненцы, эвенки, нганасаны, кеты, селькупы, энцы, чулымцы. Всего их чуть более 16 тысяч. Численность народности может быть от нескольких десятков людей до нескольких тысяч. Есть сравнительно крупные народы - эвенки, ненцы. Есть кеты и селькупы, их несколько десятков, они компактно расположены в нескольких поселениях.

- Федеральная программа помощи про то, чтобы сохранить традиционный уклад. А что бы предпочли сами люди? Все-таки вести свои традиционные промыслы или влиться в большие города?
- По-разному. Люди же разные. Ребята приезжают учиться в красноярские вузы, но многие, увы, слабо адаптированы к городской жизни. Кругом транспорт, очень много людей, возможности отдыха, соблазны. Если родители не смотрят, такие ребята могут стать проблемными. Но это, наверное, проблема не только северных, но и вообще всех сельских ребят.

Как правило - остаются на Севере или возвращаются. Сын Гаюльских закончил в Москве престижный Нефтяной институт, подумал и... вернулся на родину промысловиком. Можно вернуться и работать по "городской" профессии. Врач, учитель, бухгалтер. Вообще, если род сильный, если у него все хорошо - дети продолжают традиции рода.

- Вы назвали восемь народностей. Разные по размеру, по истории. Можно сказать, что кто-то из них лучше адаптирован к сегодняшнему миру, кто-то хуже?
- Я бы не сказал, что есть деление на лидеров и аутсайдеров. Ни у нас в крае, ни в России. Скорее есть деление внутри каждого народа, как и везде. Есть те, кто хочет работать, есть те, кто выбрал жизнь на пособие. Но так ведь и в Красноярске обстоят дела. Можно добавить, что у чистокровных - хуже с расщеплением этилового спирта, это вы, наверное, знаете. У метисов с нужными ферментами получше, им алкоголь не так страшен. Но он и в Красноярске многих валит с ног, не обязательно быть северянином, чтобы спиться.

- Если сравнивать положение народов Севера со среднероссийским...
- Социальное положение - хуже. Наши материалы про это лежат в Министерстве регионального развития. Показатели по доходам на душу населения, обеспечение жилой площадью, разным обслуживаем, включая медицину и образование, - ниже средних по стране. О том, что живут на десяток лет меньше, уже говорил. В регионах, становящихся промышленными, экология становится хуже. Миграции некоренного населения делают неустойчивой социальную инфраструктуру, поселки возникают, а потом исчезают. Отдельная история - транспорт. Улететь в Туру стоит 7 тысяч рублей в один конец, кому это по карману? Самые нужные товары - отнюдь не самые лучшие с точки зрения коммерсантов. Соль, спички, сахар и прочее самое нужное везут неохотно. Жить тяжело, а уехать - еще тяжелее. Жилищный сертификат дается из расчета того, что метр стоит 33 тысячи рублей, а реально он стоит в 1,5 раза дороже. Институт медицинских проблем Севера, созданный вообще-то для Севера, обслуживает в основном Красноярск и ближние к нему районы. И страдает серьезным отсутствием должного федерального финансирования.

- Если помогать - по какому принципу? Нет ли риска просто посадить несколько тысяч человек на дотацию? Нет, сначала вопрос: а если народам Севера не помогать вообще, вот не будет всех этих программ, они выживут?
- Выживут, конечно. Те, кто не пьет, а работает. Сто лет назад выживали и тысячу лет назад. Будут так же заниматься своими промыслами. Но жить будут хуже, чем вся Россия. А между тем на их землях богатейшие месторождения, с их исконных территорий будет кормиться весь край.

- Так может, крупнейшие корпорации - "Газпром", "Роснефть" - просто откупятся от проблемы? Суммы не самые малые, но явно меркнут по сравнению с общими инвестициями в тот же Ванкор.
- Корпорации создают рабочие места, это в свою очередь создает инфраструктуру. Они пришли всерьез и надолго, это хорошо, это большая надежда территорий. Но коренным народам, на мой взгляд, надо давать не рыбу, а удочку. Что нужно? Закрепление собственности на промысловые участки, делегирование государственных полномочий по управлению природой, выдача квот и лицензий. Грантовая программа вместо натуральной помощи и пособий.

- В чуме найдутся люди, которые корректно заполнят грантовую заявку?
- Кто-то из коренных народов учился в больших городах. Но если не найдется бухгалтера и юриста - можно привлечь стороннюю помощь. Наконец, есть краевая ассоциация КМНС, помогут там.
Холодно и не сладко

- Если не секрет, можно ли прожить на вот это "северное пособие"?
- А оно небольшое. Те же примерно пять тысяч рублей по безработице, что и в городе Красноярске, только с северными коэффициентами. На само пособие прожить - вряд ли. Но если хоть немного добыть зимой соболя, дикого оленя, порыбачить - то да, вполне. Так что полными иждивенцами быть на Севере нельзя, но лучше иждивенцами не быть ни на сколько. Поэтому нужна грантовая программа, нужна удочка. Чтобы развивалось оленеводство, охота, рыболовство, нужно что? Развить сеть заготовительных и снабженческих пунктов, приблизить их к местам проживания и кочевок. С одной стороны, обеспечить сбыт, сами кочевые народы далеко на рынке не уйдут, себе заготовят, с голоду не умрут, и все. С другой стороны, для удачного промысла нужны поставки - продовольствия, снаряжения. И это уже наша забота.

- Если подробнее, как обстоит с образованием и медициной для наших коренных малочисленных?
- Касательно образования. С одной стороны, принимаются меры для того, чтобы оно было на самом Севере в школах, при сохранении родного языка и культуры. На родных языках издаются учебники, пособия, художественная литература, также книги по их истории и культуре. С другой стороны, молодежь должна иметь возможность уехать - за средним специальным и высшим образованием. Им выплачиваются дополнительные стипендии, компенсируется проезд до места учебы и обратно. Есть проблемы - прежде всего не хватает педагогов на Севере. Нехватка книг, причем не только на родных языках, но и на русском. Помещения школ требуют капитального ремонта, в общем, типовые проблемы образования на селе, только усиленные нашей спецификой. Например, нужна организация выездной формы обучения - кочевая школа. Живут они так, что кочевая школа нужна. Но отсутствует нормативно-правовое обеспечение для такого типа школы.

- А медицина - те же проблемы села с отягощением?
- Что у нас? Сокращение населения в отдаленных районах. Отсюда - сокращение штатного расписания в сельских и районных больницах, отъезд квалифицированных врачей. Сократилось число профилактических осмотров, основная роль все более отходит к санавиации. На круглосуточном дежурстве в районах Крайнего Севера до 10 вертолетов. Вот поселок, в нем 200-300 человек, другой поселок от него в 500 километрах, кругом зима, и минус сорок градусов. В поселке один терапевт или фельдшер. Не всё он может. И почти на каждое серьезное обращение - вылетает санрейс. А если летные условия не позволяют, то не вылетает.

- Видимо, неизбежность.
- С санрейсами - да. Но что можно сделать, мы делаем. Прежде всего - улучшение медицинских связей с материком. Организована предварительная запись пациентов по электронной почте - во всех краевых учреждениях здравоохранения. Заложена в бюджете оплата проезда в краевые и федеральные клиники. На Таймыре организованы передвижные отряды профилактического осмотра, куда входят 9 врачей разных специальностей, также передвижные противотуберкулезные отряды. На Север направляются бригады врачей из краевой клинической больницы, Красноярского медуниверситета. Для охотников, рыбаков и оленеводов с 2006 года закупаются специальные аптечки, в прошлом году куплены специальные комплекты для новорожденных.

- Одна из главных ваших тем последнее время - региональная авиация...
- А что делать? На Севере это единственный круглогодичный транспорт. Более 80 пунктов, куда круглый год - только по воздуху. В 2008 году на эти пункты пришлось 64% всего краевого пассажиропотока, примерно 205 тысяч пассажиров. Общий парк воздушных судов: 11 самолетов Ан-24/26, 9 самолетов Ан-2/3, 38 вертолетов Ми-8. Вообще, при прочих равных нужно 15 самолетов Ан-24/26. Но изношенность такова, что в 2014 году останется лишь 7 таких судов, а в 2017 году списаны будут все. Из вертолетов к тому моменту останется уже 20. Нужно понять главное: региональная авиация имеет не коммерческий, а социальный характер. Нужно снизить налоги для местных авиаперевозчиков, отменить таможенные пошлины на импортные самолеты (раз уж не можем сделать свои), дать гарантии по кредитам, идущим на обновление авиапарка. Иначе - отрезанность от материка не только северных народов, но и всех, кто на Севере.
Оленина - не фьючерсы

- А злоупотребления льготами случаются?
- В массовом порядке - вряд ли. Но бывает, допустим, с теми же лицензиями. 10 шкурок соболя сдал по лицензии, 40 пустил в обход на пушной рынок.

- А злоупотребления - вокруг самой темы? Допустим, такой случай: приходят люди, по виду вполне себе русские, и говорят - мы тут за северные народы, дайте нам - и дальше перечисляют. Сами северяне, мол, глупые, а мы за них справимся.
- Да, было. Стараемся пресекать. Обратите внимание, что та же ассоциация КМНС, с которой мы работаем, - она не сверху придумана, она снизу выросла, президент там - Виктор Гаюльский, потомок известного эвенкийского рода.

- А какие-то параллельные ассоциации, работающие по той же теме?
- Есть, например, Союз родовых общин малых народов Красноярского края. Есть Центр информационной поддержки коренных народов Красноярского края. Разное есть, полезное и не очень. Некоторые коренных народов в глаза не видели, зато в Женеву ездили Россию критиковать. Если вопросом коренных народов не будет заниматься государство, им будут заниматься неправительственные организации, а там в погоне за грантом может оказаться кто угодно.

- Какие прогнозы на будущее? Какие, учено говоря, тренды по северным народам?
- Помню, как в 1990-е годы свет в Туре давали на 3 часа, солярку экстренно завозили самолетами с Якутии. Хуже, чем тогда, уже не будет. Народ уже однажды бросили, и он выжил. Объединился в ассоциацию. Тогда северяне поняли: на государство надейся, а сам не плошай. Недавно общался с одной общиной на Таймыре, мне там сказали: "А нас мировой кризис не беспокоит, проживем".

- Ну да, оленина - это не какой-то дериватив.
- То есть каким-то образом там выживут всегда. А как именно будут жить - зависит уже от внешнего мира. Думаю, что "Газпром" и "Роснефть" пришли на Север надолго. Будут договоры с общиной на территорию, где они работают. Будет инфраструктура. Меня, правда, смущает вахтовый метод. До чего доходят? Приезжают, ставят 100 капканов на зверя и уезжают, капканы не "закрыв". Зверь в них попадает и просто гниет там. Но это частности. В целом, если в РФ все будет нормально, то и у коренных народов - все будет нормально.
Досье "ВК"

Анатолий Егорович Амосов родился 13 марта 1957 года в с. Аян Хабаровского края. Образование: Свердловский институт народного хозяйства им. Плеханова, экономист; Новосибирская высшая партийная школа, политолог; кандидат экономических наук.

Трудовая деятельность: с 1977 года - старший экономист совхоза "Стрелковский" Тунгусо-Чунского района Эвенкийского АО. Затем выборная работа в комсомольских органах, был первым секретарем окружного комитета ВЛКСМ. Избирался депутатом районного, окружного Совета народных депутатов Эвенкийского АО. В 1990 году избран заместителем председателя окружного исполкома - председателем окружной плановой комиссии. С 1992 года работал первым заместителем главы администрации Эвенкийского АО. В 1997 году избран председателем Законодательного собрания (Суглана) Эвенкийского АО. С 1997 по 2001 год - член комитета по делам Севера и малочисленных народов Севера Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

В 2001 году был повторно избран председателем Законодательного собрания (Суглана) Эвенкийского АО. 15 апреля 2007 года избран депутатом Законодательного собрания Красноярского края первого созыва.
Входит в состав комитетов: по делам Севера и коренных малочисленных народов (председатель), по природным ресурсам и экологии.

Участие в общественно-политической жизни: член политсовета КРО всероссийской политической партии "Единая Россия". В мае 2001 года президент России вручил Амосову орден Дружбы народов.

Александр Силаев, "Вечерний Красноярск"

www.newslab.ru
02,02,2009

Док. 606878
Перв. публик.: 02.02.09
Последн. ред.: 10.11.09
Число обращений: 0

  • Гаюльский Виктор Иванович
  • Амосов Анатолий Егорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``