Депутатов региональных заксобраний не устраивает низкая работоспособность федеральной исполнительной власти
Заксобрание Вологодской области предложило записать за регионами новое полномочие. Местные парламентарии отстаивают право субъектов РФ самостоятельно развивать принятые федеральные законы. И дело не в сепаратизме, а в неэффективной работе правительства по принятию подзаконных актов. Как уже писала "НГ" 3 ноября с.г., Центр часто нарушает сроки их появления на свет, а регионам приходится потом отвечать за неисполнение законов.
Парламент Вологодской области направил в Госдуму предложения о корректировке базового для региональных властей закона об общих принципах организации госвласти субъектов РФ. Областное Заксобрание отметило, что правительство плохо выполняет свои обязанности по выпуску подзаконных актов к принятым федеральным законам совместного ведения. То есть предполагающих, что ответственность за их исполнение частично ложится и на региональную власть. Поэтому вологодцы считают, что субъектам РФ надо дать дополнительное полномочие - позволить самим выпускать такие подзаконные акты. Не дожидаясь, пока в федеральном Центре провернется неповоротливая бюрократическая машина. Парламентарии отмечают, что раньше так все и делалось. Но с недавних пор суды стали отменять региональные подзаконные акты, ссылаясь на то, что таких полномочий у субъектов Федерации нет.
Главный аргумент авторов идеи: "Вследствие бездействия органов власти субъекта РФ нарушаются права граждан и юридических лиц". Заметим, кстати, что согласно критериям оценки эффективности деятельности региональных властей исполнение федеральных законов является одним из основных. То есть в принципе губернатору можно поставить в вину то, что законы в его регионе не действуют.
Претензии к правительству выглядят обоснованными. Недавно выяснилось, что множество подзаконных актов к бюджету на 2009-й так и не принято. Результат: деньги есть, но те, кому они назначены, получить их не могут. Потому что нет документа, устанавливающего правила их выдачи. Теоретически к каждому законопроекту прилагается специальная бумага с перечнем нормативных актов, которые должны быть изменены. Однако в последнее время к этому документу относятся формально. Гораздо большее распространение получила другая практика: Дума принимает законы с большим количеством отсылочных норм - к последующим решениям правительства или одного из ведомств. У которых до подзаконных актов руки не доходят.
Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский посетовал на "самую распространенную в нашей стране практику": "Как можно громче заявить о хорошем деле, а потом для его реализации не делать ничего". Депутат напомнил, что правительственное равнодушие к исполнению законов, кажется, ничто не способно пробить. Например, недавно в регламент ГД была внесена норма: законы социальной направленности не могут быть приняты в третьем чтении до тех пор, пока кабинет министров не представит проекты подзаконных актов. Однако, заметил Решульский, с тех пор Дума приняла уже несколько законов такого рода. И ни разу "эта категорическая регламентная норма, о которой так грозно говорили единороссы, применена не была". Решульский поддержал вологодское Заксобрание, даже несмотря на то, что большинство там - единороссы.
Депутат Сергей Иванов (ЛДПР) регионам предлагает обращаться с судебными исками к правительству или его отдельным ведомствам. Правда, заметил он, "всем известно, какие у нас суды и кто у нас возглавляет правительство, а это значит, что данный путь, в общем-то, перспективы не имеет". Интересно, что судебный путь решения застарелой проблемы предлагает регионам и первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству Александр Москалец. Он против вологодской инициативы прежде всего потому, что она "разрушает целостность Федерации". А еще он напомнил, что есть такая партия - "Единая Россия": "Вологодский губернатор Вячеслав Позгалев вообще-то член высшего совета партии - вот на предстоящем съезде он может подойти к Владимиру Путину и решить все проблемы". Зампред фракции "Справедливая Россия" Геннадий Гудков заметил на это, что в этом как раз и есть суть российской власти - в том, чтобы подойти и индивидуально договориться. А действовать, уверен он, надо более радикально: "Если какое-то ведомство со своими обязанностями не справляется - значит, надо менять его руководителя".