В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Леонид СУМАРОКОВ: О ядерной программе Ирана. Дипломатические усилия, оценки и комментарии на фоне международной Венской встречи в Агентстве по атомной энергии. Назад
Леонид СУМАРОКОВ: О ядерной программе Ирана. Дипломатические усилия, оценки и комментарии на фоне международной Венской встречи в Агентстве по атомной энергии.
Автор публикации - не специалист в области дипломатии. И все же считает возможным для себя высказать предположение, что когда-нибудь, а может быть и в недалеком будущем, переговоры, связанные с ядерной программой Ирана с учетом обостренной взаимной подозрительности войдут специальным разделом в учебники и другие такого рода материалы по истории международной дипломатии. Примером тому могут служить переговоры в Вене, о которых речь пойдет ниже.

В конце октября в помещении МАГАТЭ Венского международного центра (ВИК) состоялось совещание представителей США, Франции, России и Ирана с участием Генерального директора Агентства по указанной выше проблеме. Характерной чертой совещания явилось отсутствие должного уровня доверия по крайней мере между некоторыми участниками, что поставило вопрос в том числе о доступе к соответствующей информации. Совещание проходило за закрытыми дверями и были предприняты буквально чрезвычайные меры по обеспечению конфиденциального характера соответствующего обсуждения с целью предотвращения несанкционированной утечки информации. В здании были определены и выделены тщательно охраняемые специальные зоны, куда в какой-то период не могли проходить даже корреспонденты, аккредитованные для участия, но не работающие в ВИКе на постоянной основе. Выбор стран для участия в переговорах был далеко не случайным, этому предшествовала тщательная предварительная работа и подготовка, связанная с возможной ролью каждой из стран - участниц.

Однако, перейдем ближе к некоторым аспектам и итогам дипломатических усилий. В основе всех подобных встреч и обсуждений лежит вопрос о предотвращении распространения ядерного оружия. Это ключевое положение хорошо известно и понятно. Оно поддерживается международной общественностью и вряд ли нуждается в дополнительном пояснении. Сама же тема особенно актуальна в свете недавнего заявления руководства МАГАТЭ, о том, что в настоящее время около 30 различных стран уже имеют либо само ядерное оружие, либо потенциал, достаточный для его относительно быстрого создания.

И вот состоялся очередной тщательно готовившийся этап развития событий, казавшийся вполне реалистичным и поначалу вызывавший большие надежды. Однако уже в скором времени выяснилось, что одна за другой стали возникать трудности, связанные с самой идеей и ее реализацией. В итоге будет ли успешным решение проблемы по предлагаемой схеме, и как процесс будет развиваться дальше, скажу прямо, мне с моей позиции судить сложно. Да и процесс еще не закончен.

Напомню, что 21 октября на встрече в Вене представителей Ирана, Франции, России и США Международное агентство по атомной энергии разработало и передало участникам предложения о поставках ядерного топлива для тегеранского исследовательского реактора.

В рамках этих предложений предусматривался вывоз из Ирана в Россию еще до конца этого года около 1200 кг низкообогащенного урана. Здесь, в России он должен был быть дообогащен. Затем полученные продукты должны поступать во Францию, и там их переработают в топливо для реактора. Москва, Париж и Вашингтон одобрили этот план. Он создавал определенные гарантии того, что Иран отказывается от перспективы создания собственного ядерного оружия. При этом Западные правительства, которые подозревают Иран в стремлении к такому оружию, хотели бы, чтобы весь этот уран был вывезен из страны единовременно. Именно в этом случае Иран лишается возможности работать над атомной бомбой, и именно тогда разрушается недоверие к заявлениям Ирана, что его программа носит исключительно мирный характер.

Тегеран же, со своей стороны, как отмечается в прессе, не доверяет некоторым посредникам (СМИ указывают, что почему-то особенно Франции; не знаю источник этой информации - ЛС) и не желает совсем отказываться от собственной программы по обогащению урана. Кроме того почти наверняка можно предположить, что Иран имеет в виду другие дополнительные обстоятельства и факторы, которые, возможно, в явном виде не фигурировали на данной встрече. Суть их заключаются в том, что в относительной близости от Ирана, имеются страны, располагающие ядерным оружием, не говоря уже о том, что один из близких соседей - Израиль, особенно чувствительный к проблеме, хотя до сих пор не подтвердил, но и не опроверг наличия такого оружия у себя.

В этой связи Иран передал в МАГАТЭ запрос о внесении ряда изменений к проекту венского соглашения. Они носят характер так называемых "поправок технического и экономического характера" в договоренность о вывозе ядерного топлива из страны за рубеж. Со ссылкой на американский журнал WSJ (Уолл стрит Журнал), сообщалось, что представитель Ирана передал в МАГАТЭ соответствующие поправки. Однако эти поправки, по словам компетентных европейских и американских дипломатов, практически лишают исходное предложение смысла. А это фактически равнозначно отказу от предварительного проекта.

Из некоего дипломатического источника стало известно, что Иран соглашается отправлять свой уран за границу лишь в случае, если получит взамен топливо для реактора. При этом, по сообщениям иранских СМИ, требования выдвинутые Тегераном, подразумевают два условия. Во-первых, низкообогащенный уран должен будет перевозиться за границу не единовременно, а в несколько этапов. Во-вторых, Иран хочет незамедлительно получать взамен готовые топливные стержни для использования в гражданских целях. В целом же, после доклада в Вене, представитель Ирана отметил, что согласие его страны на запланированное обогащение иранского урана за границей связано с выполнением многих и, видимо, не только упомянутых выше условий.

СМИ отмечают, что выдвигаемые новые требования Ирана могут стать значительным препятствием для инициативы международного сообщества. Пойдут ли партнеры по переговорам, стремящиеся урегулировать вопрос о ядерных амбициях Ирана на новые требования и сумели ли они их уже оценить, пока не ясно.

Следует отметить, что при этом Тегеран вновь настойчиво утверждает о своей приверженности мирному атому, отвергает подозрения Запада, что иранская ядерная программа направлена на создание бомбы и в этой связи настаивает на своем праве продолжать атомную программу. Со своей стороны, Западные СМИ отмечают, что в ходе ядерного спора иранцы "мастерски тянут время", а все предполагаемые ранее сроки для одобрения предложения уже прошли. И вот, спустя несколько дней после окончания официального срока, отведенного на обдумывание ответа, представитель Ирана при МАГАТЭ озвучил позицию Тегерана по недавнему предложению Генерального директора МАГАТЭ эль-Барадеи относительно урегулирования ядерного конфликта. Детали ответа не разглашаются, но из того, что известно, как отмечает автор одного из западных комментариев, "однозначное да" звучит по-другому.

Издание WSJ напоминает, что администрация Обамы пригрозила Ирану новым пакетом более жестких санкций, если переговоры будут провалены, однако члены Совбеза ООН Китай и Россия по-прежнему имеют по этому вопросу собственное мнение. Одновременно США и их союзники рассматривают возможность введения санкций вне формата ООН (можно лишь догадываться, о чем идет речь, но хотелось бы надеяться, она не связана с сербским прецедентом конца прошлого века), однако эффективность таковых остается под вопросом. Что касается позиции России в отношении санкций, то, как сообщают СМИ, Россия не поддержала выдвинутые Западом новые санкции против Ирана, хотя и допускает в том или ином виде их применение. В ходе визита в Москву госсекретаря США Х. Клинтон глава российского МИДа С.Лавров высказал сомнение, что давление на Иран и угрозы ввести новые санкции будут действенными способами урегулирования конфликта. В то же время Клинтон в интервью Би-би-си сказала, что Россия признает угрозу, исходящую от ядерной программы Ирана.

Но время неумолимо движется. И вот одно из последних, доступных автору, сообщений, опубликованных в СМИ 7 ноября с.г. под заголовком "Иран отказался вывозить свой уран за границу для дообогащения". В нем говорится: - Иран отказывается отдавать свой низкообогащенный уран за рубеж для дальнейшего дообогащения, сообщает в субботу агентство AFP (Агентство печати Франции) со ссылкой на главу национального комитета по безопасности парламента Ирана А.Боруджерди.

"Мы не желаем отдавать часть нашего обогащенного урана общей массой 1200 килограммов, чтобы получить топливо 20-процентного обогащения", - цитирует агентство слова Боруджерди. По его словам, вариант с передачей обогащенного урана постепенно сходит на нет, и идут поиски нахождения решения по снабжению топливом ядерного завода.

Каков же предварительный итог на сегодня? Пока ясно одно: - время работает на Иран, а одновременно в портале NEWSru.com 7 ноября 2009 появилась публикация: "Медведев не исключил введения новых санкций в отношении Ирана".


Журналист, член-корр. АН СССР (1984), РАН (1991) Леонид СУМАРОКОВ. Вена.

PS. Впрочем, по неофициальным, но заслуживающим доверия сведениям, полученным от моих зарубежных коллег, переговоры между иранской стороной и представителями Агентства в помещении ВИК продолжаются. Стало быть, вопрос еще не закрыт, и вероятнее всего будет следующий этап переговоров. В каком формате, могу только гадать. Что касается этой записи, то она сделана примерно через четыре недели после главного события, упомянутого в основном тексте. LS

PPS. А вот еще одна более поздняя запись. "Иран тянет время. Какова роль России?" InoPressa: тема дня 19.11/09.
После месяца деклараций о благих намерениях, угроз и противоречивых заявлений министр иностранных дел Манучехр Моттаки наконец объявил, что Тегеран отказывается вывозить уран за границу на дообогащение, пишут СМИ.

PPPS. Новый демарш Ирана: он отказался информировать МАГАТЭ о своих новых ядерных заводах (Ньюс.ру 04.12/09). В Тегеране заявили, что данные о них Агентство получит только после установления там оборудования и не раньше чем за шесть месяцев до загрузки уранового сырья в центрифуги. Наблюдатели уже предвидят опасное обострение с Западом: с учетом санкций Иран сможет закупать необходимые материалы только на черном рынке. Тегеран объявил, что намерен самостоятельно производить ядерное топливо, и фактически отказался предоставить Международному агентству по атомной энергии информацию о строительстве 10 новых заводов по обогащению урана. С соответствующими заявлениями выступили официальный представитель МИДа Ирана Рамин Мехманпараст.

PPPPS. Информация Русской службы Би-би-си от 07.02/10:
Запад скептически относится к заявлениям Ирана. США и Евросоюз не видят оснований для скорого достижения соглашения с Ираном об обмене обогащенного урана на ядерное топливо. Иран приступит к работам по обогащению урана до уровня 20% уже в начале следующей недели, заявил глава иранского атомного агентства Али Акбар Салехи.

Он добавил, что в понедельник (08.02/10) иранские власти передадут в МАГАТЭ официальное письмо, в котором уведомят международное сообщество о своем решении. Ранее западные страны осудили намерение иранского правительства повысить процент обогащенного урана с 5% до 20% - многие воспринимают подобные действия как еще один шаг к производству атомной бомбы. Комментарий ЛС: -результат, связанный с работами по обогащению урана был предсказуем.

www.viperson.ru

viperson.ru

Док. 606707
Перв. публик.: 10.11.09
Последн. ред.: 16.11.10
Число обращений: 0

  • Сумароков Леонид Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``