В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гайский ГОК: из ямы - на-гора Назад
Гайский ГОК: из ямы - на-гора
Объединение медных предприятий в холдинг способствовало увеличению прибыли каждого из них

Добывающая промышленность подобно мощному локомотиву тянет за собой экономику России. В Оренбургской области одним из таких тягачей является Гайский горно-обогатительный комбинат. Результаты, которых за последние годы добилось это градообразующее предприятие, на котором работает 6,5 тыс. человек, сделали его одним из самых стабильно работающих в области. За счет чего это достигнуто? Определенным и весьма важным этапом для всех предприятий медной подотрасли Большого Урала , а так же тех, основным сырьем для которых является медь, стало создание Уральской горно-металлургической компании. Общая стратегия корпоративного развития позволила менеджменту и владельцам предприятий "медной группы" оптимизировать процессы производства и сбыта продукции, произведенной компаниями, входящими в холдинг. Но путь, которым до того прошел Гайский ГОК, не был простым и безоблачным.
Двое на одного

В 1995 году на предприятии сменился собственник. Группа крупных акционеров ОАО "Гайский ГОК", представляющих интересы компаний, близких к банку "Менатеп" и зарождавшемуся тогда "Сибирскому алюминию" во главе с Искандером Махмудовым и Олегом Дерипаской, инициировали внеочередное собрание акционеров и ввели в совет директоров предприятия своих людей. Этой же группе акционеров на тот момент уже принадлежал ряд предприятий по добыче и переработке меди: "Уралэлектромедь", Кировградский медеплавильный комбинат, "Сафьяновская медь". Гайский ГОК - это крупнейшая на Урале обогатительная фабрика и медный подземный рудник, два в одном, и он был необходим новым акционерам как сырьевая база для уже имеющихся предприятий. Так же комбинат интересен и в стратегическом плане. В Оренбургской области это единственное предприятие, обладающее достаточными мощностями и опытом проведения горных работ. У ГОКа были неплохие шансы участвовать в разработке и освоении новых месторождений Восточного Оренбуржья (около 30% всех разведанных запасов меди на Урале). Немудрено, что многие стремились посидеть за рычагами управления комбинатом.

Не была исключением и администрация Оренбургской области. Она долгое время лелеяла планы создания на территории области замкнутого цикла по переработке меднорудного сырья до рафинированной меди и производству из этой меди промышленных товаров. Тем более что набор медеперерабатывающих предприятий в Оренбургской области позволял создать подобное новообразование, а экономическая целесообразность была делом третьим. Потеря влияния над Гайским ГОКом разрушила планы областных властей. Они попытались сделать все от них зависящее, чтобы не допустить смены собственника. Впрочем, столкновение интересов не переросло, как это зачастую бывает, в затяжную войну. Сторонним акционерам вставляли палки в колеса при скупке акций, противоборствующие стороны обменивались взаимными обвинениями в СМИ. Апогеем противостояния стало внеочередное собрание акционеров с участием первых лиц области во главе с бывшим губернатором Владимиром Елагиным.

Впрочем, администрация области не оставила попыток создать замкнутый цикл переработки меди. Совместно со структурами, подконтрольными второму лицу РАО "Газпром" Владиславу Шеремету, была создана альтернативная Гайскому ГОКу фирма "Ормет", которая получила лицензии на разработку ряда медных и медно-цинковых месторождений в области. Но роды не были успешными, детище региональных властей оказалось хилым и недееспособным. Если бы не финансовые вливания создателей, оно бы умерло на самой начальной стадии. Администрация области и "Ормет" начали помаленьку сотрудничать с комбинатом. В этом году заместитель главы администрации области Борис Плохотнюк был избран в состав совета директоров ОАО "Гайский ГОК".
Регион почувствовал разницу

Вхождение Гайского ГОКа в холдинг "Уральская горно-металлургическая компания" вполне отвечало интересом самого ГОКа. После развала СССР комбинат потерял былые связи, и некоторое время не имел стабильных рынков сбыта продукции. В структуре холдинга эта проблема была решена. Объединение предприятий под единым собственником способствовало увеличению прибыли каждого из них в отдельности, выросли доходы и у Гайского комбината. За счет чего это произошло? Являясь собственником сырья, ГОК теперь уже не продает концентрат, а перерабатывает его на предприятиях холдинга до рафинированной меди. На сегодняшний день разница между стоимостью концентрата и чистой меди составляет около 600 - 700 долларов за тонну. Регион вслед за комбинатом почувствовал разницу - алогооблагаемая база выросла в два раза.

Впрочем, если заработать деньги - это наука, то умение ими распорядиться - искусство. На предприятии введена система контроля над финансовыми потоками - они четко отслеживаются и перераспределяются в нужные русла. Если учесть трехмесячную инертность бизнеса, колебания мировых цен на медь и объемы производства, подобная практика - осознанная необходимость. Доказательством послужило падение мировых цен на медь в 1996 -1998 годах. Сначала цена упала с 2500 до 1400 долларов, а потом обрушилась до отметки 1200 долларов за тонну. Жесткий контроль над финансовыми потоками, минимизация затрат, привлечение кредитных ресурсов партнеров по бизнесу и сторонних кредитов позволили предприятию не только нормально работать, но и не снижать темпов реконструкции.

Помимо добычи руды комбинат нашел еще один способ зарабатывать - этим инструментом стали финансы ГОКа. Заместитель генерального директора ОАО "Гайский ГОК" по экономике и финансам Сергей Данилочкин так охарактеризовал новый вид деятельности: "Мы просто придерживаемся нормальной экономической истины: деньги должны работать. Всегда четко знаем, на какой максимальный срок мы можем разместить свободные активы, и эффективно делаем это. У нас сложились прочные партнерские связи с рядом крупных кредитных организаций, также ГОК входит в число пайщиков и акционеров ряда банков, например ,,МДМ-банка".
Видно ли дно ямы?

Оценочные запасы Гайского месторождения 300 млн. тонн руды. При объеме добычи в 4,5 млн. тонн нетрудно подсчитать , на сколько лет хватит работы Гайскому ГОКу. Впрочем, есть одно ,,но": чем глубже добыча, тем ниже содержание меди в руде и выше ее себестоимость. Глубина залегания гайских руд достигает 1600 метров, сейчас работы ведутся на 670-м горизонте. Генеральный директор ОАО ,,Гайский ГОК" Юрий Старостин рассказывает о возможных путях решения этой проблемы:

- Мы проводим модернизацию и реконструкцию обогатительной фабрики, ее мощности переработки возрастут до 5 млн. тонн руды в год. Еще один способ компенсировать затраты - разработка новых месторождений открытым способом. Комбинатом уже начата эксплуатация месторождения ,,Летнее". В июле этого года первая его руда поступит на Гайскую обогатительную фабрику. Также мы претендуем на разработку еще ряда месторождений в Оренбургской области: ,,Осеннего" и Домбаровской группы. В окрестностях Гая тоже есть одно рудопроявление. Активно ведем поисково-разведочные работы. Суммарная площадь, которую предстоит нам разведать, - около 3 тыс. квадратных метров. Перспективными для предприятия являются и золоторудные месторождения Восточного Оренбуржья.

Стоит отметить, что помимо Гайского ГОКа на разработку месторождений медной руды претендует еще ряд предприятий. При прошлой администрации области лицензии на месторождения выдавались не по соображениям эффективности, а в соответствии с приближенностью компании к тому или иному сановнику. Новая администрация получила бразды правления в конце прошлого года и еще до конца не определилась в своих экономических приоритетах, поэтому строить прогнозы на будущее достаточно трудно.
Другие кладовые

В мае этого года Гайский ГОК участвовал в конкурсе за право получения лицензии на разработку Южно-Кировского месторождения золота, входящего в ряд золотоносных месторождений Кировской группы. Вторым участником конкурс стала ,,Южно-Уральская золотодобывающая компания". Но конкурс был признан несостоявшимся и перенесен. Что позволяет ГОКу, специализирующемуся на добыче меди, претендовать на разработку месторождения золота? На подобный вопрос генеральный директор Юрий Старостин ОАО ,,Гайский ГОК" обычно отвечает так:

- Золотодобыча для нас не новость. С начала освоения Гайского месторождения мы занимались этим вопросом. Наша руда относится к полиметаллическим, в ней много золота, серебра и цинка. И схемы извлечения этих составляющих постоянно рассматривались, разрабатывались, испытывались. Мы добываем 160 килограммов золота ежемесячно. Немногие профильные золотодобывающие предприятия Урала имеют близкие к нашим объемы. При этом мы используем гравитационно-флотационный метод извлечения, он безопасен для окружающей среды, в отличие от метода кучного выщелачивания и цианирования. А пошли мы на Южно-Кировское месторождение опять же с целью стабилизации экономики предприятия и в связи с тем, что у нас усложняются условия работы на подземном руднике. Оставаться только на подземных горных работах означает, однозначно, загубить комбинат. Надо искать альтернативу. Мы горнодобывающее предприятие и хотим заниматься своим делом. Деятельность должна быть многоплановая, но в тоже время ориентированная на горнодобывающее, обогатительное производство. Есть и еще одно перспективное направление. Если опытно-промышленные испытания на Качканарском ГОКе первых партий бентонитовых глин покажут, что наша глина хороша, то мы будем получать лицензию на разработку этого месторождения."

Гайский горно-обогатительный комбинат живет и развивается. Платит налоги живыми деньгами. Поддерживает социальную сферу. Помогает пенсионерам, доплачивает надбавку к пенсии. Содержит город, медицину, образование. И занимается своим делом - добывает медь. В общем - работает. Добывая свой хлеб насущный из "ямы".


Леонид Добровольский, автор "Эксперт Урал", "Эксперт Казахстан"

www.expert.ru

10.07.2000

Док. 606284
Перв. публик.: 10.07.00
Последн. ред.: 09.11.09
Число обращений: 0

  • Данилочкин Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``