В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Как у вас дела? Назад
Как у вас дела?
Промышленный кризис

Наталья Мирон, и. о. генерального директора фармацевтической фабрики "ICN-Октябрь" (Санкт-Петербург):
- Кризис катастрофически влияет на нашу работу. Фабрика покупает сырье за границей за доллары, а продает продукцию в России за рубли. Объем производства не снизился, но продажи замедляются. Мы испытываем проблемы с Инкомбанком: наши платежи не проходят. Есть проблемы также и с нашими западными партнерами, так как мы не расплачиваемся по нашим долгам. Я не хотела бы давать прогнозов, но если курс доллара не остановят, то последствия могут быть трагическими.

Сергей Данилочкин, заместитель генерального директора Гайского горно-обогатительного комбината:
- В расчетах с поставщиками царит полная неразбериха. Со многими мы, как и другие предприятия, рассчитывались векселями крупных банков - ОНЭКСИМбанка, Инкомбанка. На днях "Газпром", Пенсионный фонд отказались принимать эти векселя. Западные банки приостановили нам кредитные линии, они выжидают, как будет развиваться ситуация. Такую же позицию занимают и поставщики сырья. Они пытаются привязать стоимость своей продукции к курсу доллара. В конце сентября они поднимут цены на свои услуги. Увеличение себестоимости производства меди, и без того давно нерентабельного, станет сильным ударом для всех медных предприятий России.

Владимир Мельников, гендиректор и владелец фабрики по производству джинсовой одежды "Глория-Джинс" (Ростов-на-Дону):
- То, что произошло сейчас, мы спрогнозировали еще 8 месяцев назад и провели комплекс необходимых мероприятий. Мы увеличили рабочий день до 10 часов в сутки и закупили новое оборудование, тем самым добившись роста объемов производства на 70%. Это привело к снижению себестоимости на 28%.
Когда произошла девальвация, мы договорились с нашими партнерами в Японии, США, Турции и других странах, чтобы они временно - на 2-3 месяца - снизили цены на поставляемое нам сырье примерно на 10%. Мы сотрудничаем с зарубежными компаниями уже 6 лет, и они хорошо понимают, что лучше потерпеть, чем потерять такого партнера, как мы. Сейчас 60% себестоимости нашей продукции составляет зарубежное сырье. Но несмотря на то, что доллар подорожал в два раза, наша продукция подорожала лишь на 20%. Пускай мы сейчас работаем в ноль или даже несем убытки - мы готовы работать таким образом еще несколько месяцев, до тех пор пока не случится нормальный государственный переворот. Безусловно, для государства в целом это будет плохо, но для производителей - хорошо. Сейчас для нас главное - не потерять каналы сбыта.

Геннадий Ежов, пресс-секретарь президента РАО "Газпром" Рема Вяхирева:
- Сегодня компания оказалась в достаточно тяжелом положении. Мы чувствуем себя обязанными перед нашими сотрудниками, которые и без того вынуждены получать зарплату с большой задержкой, а сейчас в результате падения курса рубля получат ее существенно обесцененной.
Основной проблемой "Газпрома" стали неплатежи. Только 30% нашего газа уходит на экспорт, остальное реализуется в России. При этом оплачивается лишь 13% поставок. А в условиях кризиса неплатежи лишь усиливаются - тому есть как объективные причины (многие потребители газа сами находятся в трудном положении), так и субъективные. Даже те, кто в состоянии расплатиться, предпочитают не расставаться с живыми деньгами. На протяжении всего августа "Газпром" давал потребителям, в частности РАО ЕЭС, газ "от пуза", рассчитывая в сентябре получить за него деньги. Кризис спутал нам все карты. Пока "Газпром" продолжает работать в прежнем режиме в соответствии с планом на 1998 год. Но уже сейчас пора заключать новые договоры, что в условиях кризиса сделать весьма проблематично. Поэтому последствия финансовой нестабильности могут в полной мере проявиться в будущем году.

Андрей Краснов, руководитель пресс-службы группы "Роспром-ЮКОС":
- ЮКОС уже на следующий день после отказа правительства выполнять обязательства по ГКО-ОФЗ выступил с заявлением о том, что в отличие от властей будет выполнять все взятые обязательства, данные иностранным кредиторам. Поэтому в отношениях с партнерами у нас напряженности нет.
Нефтекомпании оказались, пожалуй, наиболее подготовленными к сложившейся в России ситуации. Мировой нефтяной кризис начался год назад, и фактически уже с начала этого года мы "затягиваем пояса". Падение курса рубля оказало благотворное влияние на нефтяные компании, однако даже при нынешнем курсе доллара мы лишь выходим на уровень нулевой рентабельности по рублевой прибыли. Сейчас основная задача российского правительства - дать зарабатывать хотя бы тем компаниям, которые реально располагают такой возможностью. Для того чтобы был экономический рост, властям необходимо снизить налоговый пресс.

Ольга Ежова, руководитель пресс-службы АО "Северсталь" (Череповецкий металлургический комбинат):
- Кризис усугубил негативные процессы, которые начались еще в прошлом году после кризиса в Юго-Восточной Азии. Сокращение рынка сбыта металлопродукции привело к сокращению производства на "Северстали": если раньше предприятие ежемесячно выпускало 620 тыс. т металла, то в последнее время этот показатель упал до 580 тыс. т.

Евгений Швидлер, и. о. президента ОАО "Сибнефть":
- Кризис не отразился на текущей производственной деятельности компании. Изменения объемов добычи и переработки нефти будут проводиться в рамках оптимизации работы компании. В результате кризиса иностранные инвесторы потеряли интерес к покупке ценных бумаг российских компаний, "Сибнефти" в том числе, но они по-прежнему заинтересованы в наших физических активах - месторождениях и инфраструктуре.
Из-за ситуации в банковской системе нашим контрагентам стало сложнее расплачиваться за продукцию. Но у нас проблем с банками пока нет: мы предвидели данную ситуацию и сотрудничали в основном с иностранными банками, работающими на территории России.
Финансовый кризис окажет различное влияние на нефтяные компании разного масштаба. Если говорить о мелких и средних трейдерах, то сложившаяся ситуация не сможет нанести им смертельного урона. Но для больших компаний рынок может существенно измениться. Не все крупные структуры в нашей отрасли смогут "перезимовать". Многие компании сейчас сильно зависят от западных денег, а западный рынок рефинансирования для российского бизнеса закрыт.

Аркадий Кобицкий, генеральный директор ЛОМО:
- ЛОМО в основном производит продукцию для нужд обороны, космоса, здравоохранения и других отраслей, финансируемых из бюджета. За последние три месяца объем производства постепенно снижался и упал почти в два раза в связи с отсутствием оплаты оборонной продукции, космических программ, а также отсутствием в регионах средств на здравоохранение. К тому же некоторые зарубежные партнеры и обслуживающие их банки боятся оплачивать поставленную продукцию, предполагая, что деньги, отправленные в банки России, не дойдут до предприятия. В условиях финансового кризиса и потери ликвидности большинством банков нет возможности получения кредитов, без которых промышленность жить не может. Поэтому оборотных средств практически нет. Во всех банках кризис текущей ликвидности. Отсюда задержка платежей и большие сомнения в сохранности средств. По всей видимости, на ЛОМО будет частично приостановлено производство, увеличится задолженность по зарплате.

Николай Привалов, заместитель по экономике генерального директора АО "Казанский вертолетный завод":
- Тяжело. Ситуация очень напряженная. Банки, с которыми мы плодотворно и успешно работали последние годы,- ОНЭКСИМ, Межкомбанк, Инкомбанк - перестали выдавать кредиты промышленным предприятиям. Завод, основная продукция которого (Ми-8/Ми-17 как единый вертолет разной модификации.- Ъ) идет на экспорт, оказался перед иностранными партнерами в интересном положении. Мы теряем лицо.
С текущими платежами проблемы, естественно, тоже есть, но не столь заметные. Наверное, это естественно, что банки, выдерживающие напор вкладчиков, забирающих деньги, пытаются выстоять с помощью клиентских средств. Неудивительно, что задержки по платежам, проводкам достигают нескольких дней.
Опасения у нас вызывает поведение иностранных банков, обслуживающих наши экспортные сделки. Валютная выручка от них начала приходить с опозданием. Боимся, что проблемы с ГКО могут затормозить поступления наших средств из-за границы.

Владимир Силивончик, и. о. генерального директора АО "Приморсклеспром":
- Мировой финансовый кризис мы, лесоэкспортеры, ощутили на себе уже давно. После того как фирмы стран АТР стали в массовом порядке сокращать закупки лесопродукции и упали мировые цены на сырье, "Приморсклеспром" был вынужден в начале лета свернуть производство, за исключением твердолиственных пород. Если до падения цен мы загружали древесиной 10-12 теплоходов (это 30-35 тыс. кубометров древесины) ежемесячно, то в июле - только один.

Станислав Рухмалев, заместитель начальника управления центра общественных связей Магнитогорского металлургического комбината:
- Впервые за последние несколько лет действиями правительства России комбинат поставлен на грань выживания. Объем производства резко снизился. В июле ММК недовыпустил 30 тыс. т проката, не будет выполнен и план августа. Дефицит оборотных средств на комбинате составляет сегодня около 2 млрд рублей. Комбинат уже перешел на режим жесткой экономии. На 70% сокращены расходы на социальную сферу, заморожена и несколько даже уменьшена заработная плата. Хотя в начале года планировалось за год поднять заработную плату на 25% в течение года. Впервые задержка зарплаты на предприятии превысила один месяц, хотя еще недавно зарплату рабочим здесь давали день в день. Весьма прискорбно и то обстоятельство, что теперь большую часть зарплаты на ММК будут выплачивать товарами и услугами. Например, погашать коммунальные платежи по взаимозачету с городской администрацией.

Герман Ткаченко, вице-президент группы "Сибирский алюминий" (головная структура группы - Саянский алюминиевый завод):
- На деятельность Саянского алюминиевого завода кризис не повлиял. Между тем в группу входит много перерабатывающих предприятий (Самарская металлургическая компания, завод "Саянал", холдинг "Ростар".- Ъ). Они были ориентированы в основном на российский рынок, емкость которого теперь сократится. Сейчас эти предприятия дорабатывают старые контракты, но в будущем проблемы со сбытом их продукции возникнут обязательно.

Всеволод Гейхман, генеральный директор Челябинского электролитно-цинкового завода:
- Мне неудобно встречаться с директорами других челябинских предприятий. Один не платит зарплату своим работникам год, другой полтора. А мои получают день в день. Однако сейчас положение резко ухудшилось. В результате нынешнего кризиса рентабельность производства цинка снизилась с 12 до 5%, балансовая прибыль сократилась на 30%, чистая прибыль упала на 37%. Прекратился рост заработной платы, хотя весь прошлый год зарплата росла. Сейчас размер заработной платы застыл на отметке 2 тыс. рублей. Мы были вынуждены ввести на заводе режим жесткого бюджетирования. Кроме того, в целях пополнения оборотных средств завод был вынужден продать свою долю в российско-швейцарском СП "Отель", которое занимается эксплуатацией единственного на Урале трехзвездного по мировым параметрам современного отеля "Виктория". Сейчас решаются вопросы о продаже самого здания отеля. Практически полностью заморожены сегодня все инвестиционные программы предприятия, включая сооружение крупнейшего в СНГ комплекса электролиза цинка.

Валерий Платонов, конкурсный управляющий, генеральный директор Челябинского тракторного завода:
- Финансовый кризис усугубил и без того сложное положение завода. План августа, судя по всему, выполнен не будет. По-прежнему работники ЧТЗ не получают полноценные зарплаты. Недавно им выдали очередной аванс - 60 рублей, остальные выплаты осуществляются товарами, продуктами, услугами. Завод по-прежнему вообще не имеет собственных оборотных средств. Взять их неоткуда.


www.kommersant.ru

01.09.1998

Док. 606283
Перв. публик.: 01.09.98
Последн. ред.: 09.11.09
Число обращений: 0

  • Данилочкин Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``