В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политсистема большинства Назад
Политсистема большинства
Необходимость модернизации всех сфер жизни страны, прежде всего экономики, вопросов не вызывает. Сомнения возникают в том, готова ли, во-первых, РФ к модернизации, а во-вторых, какую цену она готова за нее заплатить. Поскольку сомнения эти имеют основания, и родился термин "мягкая модернизация". Об этом представители интеллектуальных элит на прошлой неделе говорили на очередном заседании секции "Наша демократия" форума "Стратегия-2020", функционирующего под эгидой "Единой России".

Обсуждая необходимость модернизации страны, эксперты не могли оставить в стороне и тему российской политической системы. По их мнению, последние десять лет с момента прихода к власти Владимира Путина эта система постепенно модернизируется.

Она уже достигла той стадии, когда политические институты фактически сформировались, что бы об этом ни говорила оппозиция. Более того - зачастую вопреки ее действиям. Свидетельством тому - высокие рейтинги президента и премьера, которые показывают соцопросы ФОМа, и те результаты, которых на последних выборах добилась "Единая Россия".

Также эксперты, участвовавшие в мероприятии, так объяснили то, чем "мягкая" модернизация отличается от любой другой. "Мягкость" процесса позволит не "ломать через колено" тех, кто к нему не готов, и не платить за очевидную вещь слишком дорого - как, например, было заплачено при петровской или сталинской модернизациях России. С другой стороны, неготовность большинства к изменениям совершенно не означает отсутствия необходимости в них - согласились присутствовавшие.

Модератор обсуждения, главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев, напомнил об угрозе, упомянутой Дмитрием Медведевым в его статье "Россия, вперед!". Как недавно заявил президент, мировой экономический кризис и ухудшившаяся в связи с ним конъюнктура нефтегазового рынка могли бы подтолкнуть Россию к модернизации и сами по себе. Ведь когда доходы от экспорта сырья сократились в разы, государство просто вынуждено либерализовывать экономику, а бизнес - искать не такие простые пути заработка, как перекачка нефти по трубе. Но экономический кризис не привел к катастрофе, более того - наблюдаются признаки оживления. Инфляция снижается, промышленное производство начинает медленно, но расти. К тому же цена на нефть достигла практически 80 долл. за баррель. "И в этот момент многим очень захочется ничего не делать и надеяться, что снова все будет так же, как было несколько лет назад, и денежные потоки зальют все эти проблемы, которые перед нами стоят", - напомнил Валерий Фадеев вывод президента Медведева.

Однако, считает Фадеев, так не получится, "потому что никакой 10-летний экономический цикл не бывает похож на предыдущий". И новая волна экономического подъема, наблюдавшегося в России до прошлого года, не может быть такой же (по сути - нефтегазовой), как предыдущая. Путь решения проблемы, по мнению эксперта, очевиден: постепенно модернизируя страну, внедряя инновации, искать ту новую волну, которая вынесет Россию к новому экономическому подъему.

Главная мысль, которая была сформулирована в ходе дискуссии: этот процесс государство может возглавить, но оно категорически не может быть его единственным участником.

Политолог Дмитрий Орлов уверен, что нынешний уровень доверия населения к президенту и премьер-министру позволяет создать широкую "модернизаторскую коалицию", включающую в себя представителей самых разных активных слоев общества. А "приводными механизмами" этого процесса могут и должны стать и структуры законодательной и исполнительной власти, и существующие политические институты. Что и будет одним из основных элементов "мягкой модернизации", поскольку раздаются и прямо противоположные предложения: создать какие-то параллельные властные органы, что-то наподобие чрезвычайных комиссий, основной и единственной задачей которых и будет, собственно, модернизация.

При этом никто не сомневается, что изначально сторонников такого обновления не может быть большинство. "Модернизация - это политика, - уверен директор Русского института Глеб Павловский. - Раз это политика, то, как любая политика, она встречает сопротивление, как любая политика, она может сформировать против себя коалиции, и, как любая политика, она может потерпеть неудачу", - говорит политолог. Однако, по его мнению, другого пути у страны все равно нет, и дискутировать, нужна ли России модернизация, все равно что обсуждать необходимость демократии.

Кстати, политолог Вячеслав Никонов напомнил, что все страны, совершавшие модернизационные рывки, в то время, когда их совершали, не были демократиями, - Япония, "азиатские тигры", Италия, современный Китай. И в этом смысле России гораздо сложнее: у государства значительно меньше рычагов влияния на процесс. С другой стороны, тот самый "модернизационный класс", который и должен стать основой модернизации страны, не представляет себе иного пути развития России, кроме демократии. И чем больше ее будет в стране, тем активнее будет идти модернизация. Это, пожалуй, можно выделить в качестве второй неотъемлемой черты "мягкой модернизации" - развитие, а не сворачивание демократических свобод.

Поскольку аналогов этой ситуации в мировой истории нет, России придется создавать собственную модель модернизации, которая отражала бы значение государства в этом процессе, соотношение государства и частной инициативы, роль политических, общественных и социальных институтов. Об этом на заседании секции форума "Стратегия-2020" говорил президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. По его мнению, опасения относительно неготовности людей к переменам сильно преувеличены. "Люди всегда боятся изменений в своей личной жизни, тем более если эти изменения инициированы не ими, - говорит политолог. - С другой стороны, есть очевидный политический заказ со стороны большинства нации - вытащить страну из ямы, сделать ее современной, такой, которой мы могли бы гордиться. А с третьей стороны, многие не уверены, что за словами последуют дела, поэтому со стороны политических лидеров сейчас требуется сделать что-то такое, чтобы люди поверили, что изменения начинаются. Ответом на это будет такой большой отклик со стороны общества. Изменится сама общественная атмосфера".

А по мнению политолога Алексея Чеснакова, модернизация России все-таки начнется "сверху". Но при этом "не надо ставить знак равенства между модернизацией "сверху" и авторитарной модернизацией", утверждает он. И призывает согласиться, что для модернизации у нас сложилась классическая "недореволюционная ситуация": "низы" не хотят и не могут, "верхи" - в широком смысле - хотят, но не могут. А раз так, то в "верхах" должен найтись кто-то (в нашем случае, очевидно, тандем президент-премьер), кто заставит все слои населения поверить не только в необходимость, но и в неизбежность модернизации. У них для этого есть не только юридические, но и моральные основания: по последним данным ФОМа, рейтинги Дмитрия Медведева и Владимира Путина выросли на 3 и 4% соответственно и составляют 59 и 70%. То есть уровень доверия к лидерам государства вернулся к показателю предыдущего экономического подъема. А это, считает политолог, значит - самое время начинать подъем следующий.

09.11.2009
Константин Григорьев
www.ng.ru

Док. 606212
Опублик.: 09.11.09
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Фадеев Валерий Александрович
  • Чеснаков Алексей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``