В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Про-грам-ма по со-хра-не-нию язы-ков ханты и манси раз-ра-ба-ты-ва-ет-ся в Югре Назад
Про-грам-ма по со-хра-не-нию язы-ков ханты и манси раз-ра-ба-ты-ва-ет-ся в Югре
Сур-гут, Хан-ты-Ман-сий-ский ав-то-ном-ный округ. Раз-ра-бот-ка про-грам-мы "Язы-ко-вое гнез-до", на-прав-лен-ная на со-хра-не-ние и раз-ви-тие хан-тый-ско-го и ман-сий-ско-го язы-ков на-ча-лась в ХМАО. Об этом за-яви-ли в Сур-гу-те на вы-езд-ном за-се-да-нии Ас-сам-блеи пред-ста-ви-те-лей ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, глав-ной темой ко-то-ро-го стали про-бле-мы по-лу-че-ния об-ра-зо-ва-ния мо-ло-ды-ми ханты и манси.

Новая про-грам-ма пред-по-ла-га-ет непре-рыв-ность по-лу-че-ния основ род-ной куль-ту-ры, тра-ди-ций и на-ци-о-наль-но-го языка, на-чи-ная с се-мей-но-го вос-пи-та-ния. Дан-ную эс-та-фе-ту в даль-ней-шем долж-ны под-хва-тить дет-ские сады, школы, а затем и вузы.

"Труд-ность за-клю-ча-ет-ся в том, что се-год-ня на стой-би-щах Югры труд-но найти семьи, ко-то-рые бы в со-вер-шен-стве вла-де-ли род-ным язы-ком. Со-хра-не-ние куль-тур-но-го и язы-ко-во-го раз-но-об-ра-зия об-ских угров под угро-зой ис-чез-но-ве-ния", - за-яви-ла спе-ци-а-лист экс-перт от-де-ла про-фес-си-о-наль-но-го об-ра-зо-ва-ния де-пар-та-мен-та об-ра-зо-ва-ния и науки ХМАО Ва-лен-ти-на Сте-па-но-ва.

В по-след-нее время в окру-ге пред-при-ни-ма-ют-ся ак-тив-ные меры, чтобы не до-пу-стить вы-ми-ра-ния древ-ней куль-ту-ры. "На тер-ри-то-рии окру-га дей-ству-ют 33 школы, где изу-ча-ет-ся хан-тый-ский и ман-сий-ский языки, спе-ци-а-ли-зи-ро-ван-ные груп-пы име-ют-ся в дет-ских садах, спе-ци-аль-ные фа-куль-те-ты от-кры-ты на базе Югор-ско-го го-су-дар-ствен-но-го уни-вер-си-те-та. В окру-ге по-сто-ян-но про-во-дят-ся олим-пи-а-ды по хан-тый-ско-му и ман-сий-ско-му языку. В лет-нее время юные або-ри-ге-ны при-об-ща-ют-ся к род-ной куль-ту-ре в эт-но-оздо-ро-ви-тель-ных ла-ге-рях", - рас-ска-за-ла за-ме-сти-тель пред-се-да-те-ля Ас-сам-блей пред-ста-ви-те-лей ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра Та-тья-на Го-го-ле-ва.

При этом спе-ци-а-ли-сты от-ме-ча-ют мно-же-ство про-блем в деле со-хра-не-ния эт-но-куль-тур-ной са-мо-быт-но-сти ко-рен-ных на-ро-дов. В част-но-сти, тре-бу-ет-ся улуч-ше-ние ма-те-ри-аль-но-тех-ни-че-ской базы на-ци-о-наль-ных школ. "В первую оче-редь это ка-са-ет-ся ком-плек-то-ва-ния учре-жде-ний учеб-но-ме-то-ди-че-ской ли-те-ра-ту-рой. От-сут-ству-ют учеб-ни-ки на ва-х-ов-ском диа-лек-те хан-тый-ско-го языка, нет учеб-ни-ков хан-тый-ско-го и ман-сий-ско-го язы-ков для 7-11 клас-сов", - от-ме-ти-ла Та-тья-на Лыт-ки-на.

От-ме-тим, что из 3 тыс. 453 детей ко-рен-ных на-ро-дов, про-жи-ва-ю-щих на тер-ри-то-рии Югры, род-ной язык изу-ча-ют 2 тыс. 666 юных ханты и манси. Ко-ли-че-ство детей, вла-де-ю-щих род-ным язы-ком каж-дый год уве-ли-чи-ва-ет-ся на 5%.

16.11.2005
www.t-l.ru

Док. 606072
Перв. публик.: 16.11.05
Последн. ред.: 06.11.09
Число обращений: 0

  • Гоголева Татьяна Степановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``