В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
На службе бюджета и государства Назад
На службе бюджета и государства
Тринадцать лет назад, 9 апреля 1993 года, начало свою работу Управление федерального казначейства Воронежской области. И все эти тринадцать лет в должности начальника управления - Людмила Алексеевна БЕРЕЖНАЯ. О главнейших задачах, решаемых Федеральным казначейством, о значимости этой работы для бюджета и государства - наш с ней разговор.

- Действительно, Воронежскому казначейству уже тринадцать лет. Для истории это один миг, а для нас это тринадцать лет напряженного труда, творческого поиска, порой и ошибок. Ведь дореволюционный опыт утратил значение, а практика передовых капиталистических стран требовала творческого осмысления. Так что нам пришлось быть пионерам возрождения казначейства. А впереди идущим всегда сложнее, сложнее, но и интереснее. В короткое время была развернута сеть территориальных органов федерального казначейства, которая имеет трехуровневую основу. С 1 января 2005 года Казначейство России было выделено из состава Министерства финансов, ему был придан статус федеральной государственной службы. Это означает повышение доверия и ответственности за эффективность управления государственными финансами. Не хвалясь, скажу, что в Минфине сложилось мнение, что если надо решить сложную управленческую задачу, то надежней исполнителя, чем казначейство, нет.

- И какие функции возложены сегодня на казначейство?

- Первая и главная задача, которую обязано было решить казначейство, - это поставить под четкий контроль каждодневное прохождение федеральных средств на уровне субъектов Федерации, на уровне районов и городов, а также на местном уровне. Ситуация, сложившаяся на момент возрождения казначейства, характеризовалась тем, что Центральный банк не мог сохранить за собой функцию обслуживания всех бюджетных счетов, как это было раньше в Госбанке СССР. По объективным причинам он не мог этого сделать, занимаясь вопросами регулирования целого сектора коммерческих банков. Деньги у очень крупных бюджетополучателей оставались в коммерческих банках, которые не могли дать гарантии сохранности средств. Средства пропадали на пути движения из Центра вниз; задерживались на счетах в банках. Банки - в одних случаях умышленно, в других - по объективным причинам -не доводили средства до бюджетополучателей. В бюджетном хозяйстве страны был беспорядок. Этот процесс был локализован, а затем и полностью изжит, и деньги, проходя только через счета федерального казначейства, стали поступать в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города.

Вторая задача, которая гораздо более важна, - это создание методологической основы работы федерального казначейства. Она состоит не только в том, чтобы обеспечить контроль за прохождением средств сверху вниз. Главнейшей задачей казначейства является налаживание и осуществление жесточайшего предварительного и текущего контроля за выделением средств.

Эта задача решается, в общем, двумя путями. Первый - казначейство концентрирует на своих счетах все платежные операции федерального бюджета. Второй - оно осуществляет постоянный контроль на стадии, предшествующей выделению средств из федерального бюджета и платежам с этих счетов.

- Итак, главный итог развития казначейской системы за эти годы в том, что...

-...Что казначейские органы за прошедшие тринадцать лет в совершенстве отработали исполнение федерального бюджета. Наведен порядок в финансовой сфере. Заметно укрепилась бюджетная дисциплина. Бизнес коммерческих банков на бюджетных средствах прекратился. Безденежные зачеты, посредством которых отражались в отчетах огромные суммы проводимых на бумаге инвестиций, "канули в Лету". Бартерные формы уплаты федеральных налогов исчезли почти полностью, как только казначейство внедрило "котловой" способ распределения доходов.

Ушли в прошлое различные формы финансирования путем выпуска казначейских обязательств, казначейских налоговых освобождений, предоставление Минфином гарантий и поручительств за счет средств федерального бюджета по кредитам коммерческих банков, привлекаемых получателями средств федерального бюджета.

Повысилась оперативность аналитической деятельности. Совсем недавно составлять отчет об исполнении бюджета по полной экономической классификации было возможно только один раз в год. Сегодня ежемесячно анализируются состояние счетов бюджетополучателей, остатки неиспользованных средств по каждой статье расходов. Это в значительной степени повысило эффективность управления бюджетными потоками. Казначейские технологии позволили ежедневно зачислять на счет Федерального казначейства доходы со всей России и составлять по доходам ежедневную отчетность.

Устранен беспредел при распределении доходов между уровнями бюджетов. 90 процентов всех поступлений распределяются через казначейство по уровням бюджетной системы в строгом соответствии с нормативами, установленными законодательством.

Сведено к минимуму нецелевое расходование средств бюджетополучателями, финансируемыми из федерального бюджета.

Факты позитивной деятельности казначейства свидетельствуют об укреплении стабильности финансовой системы России, которая, в свою очередь, является хорошим "барометром" положения в экономике страны.

- Какие задачи перед казначейством видятся в ближайшей перспективе?

- В перспективе - завершение вертикали казначейского исполнения и кассового обслуживания бюджетов всех уровней. На это была нацелена экспериментальная работа предшествующих лет. Когда мы переводили бюджетополучателей федерального бюджета на лицевые счета, мы говорили о том, что если мы сможем обеспечить строго целевое расходование федеральных средств, поставить барьер для нецелевого списания и ликвидировать долги, которые скопились ими за ряд лет, то эта победа казначейской системы утвердит ее право на дальнейшее существование.

Сегодня мы стоим на следующей ступеньке этой лестницы, и от того, как мы ее преодолеем, будет зависеть, как дальше будет развиваться наша система: пойдет ли она вперед и обеспечит единообразие в построении процедур кассового обслуживания всех бюджетов бюджетной системы РФ, или мы вынуждены будем отступить и передать казначейские полномочия субъекту Федерации, чего не исключают действующие правовые акты. Предусмотрены несколько вариантов перевода на кассовое обслуживание бюджета субъекта и местных бюджетов. Эта задача является профилирующей в 2006 году для финансистов и органов исполнительной власти.

Надо сказать, что огромная работа, проведенная органами Федерального казначейства в предшествующие годы по открытию лицевых счетов получателям средств местных бюджетов всеми отделениями Управления Федерального казначейства, была во многом сведена на "нет" с выходом приказа Минфина РФ N 1н, позволяющего муниципальному образованию сделать выбор варианта обслуживания. Из 33 муниципальных образований 23 выбрали первый вариант, и их бюджетополучатели закрыли лицевые счета.

К сожалению, работы у финорганов этих районов не стало меньше, но эффективность финансовой деятельности заметно снизилась. Если в 2005 году в казначействе было открыто около 3 тысяч лицевых счетов получателям муниципальных средств, то на 1 февраля 2006 года - всего 1030. То есть реформа управления финансами осуществляется типично по-русски: шаг - вперед, два шага - назад.

Стратегической задачей завтрашнего дня является создание единой телекоммуникационной системы органов Федерального казначейства. Эта система должна стать центральным звеном инфраструктуры управления государственными финансами, а также бухгалтерского учета операций с ними и соответствовать всем функциональным требованиям исполнения федерального бюджета в условиях функционирования единого казначейского счета.

В заключение отмечу, что все текущие и перспективные задачи становления и совершенствования казначейской системы решаются нашими замечательными людьми-казначеями. Благодаря их интеллекту, высокой профессиональной подготовке, богатому опыту есть абсолютная уверенность, что любые казначейские задачи нам по плечу, и все трудности на нашем пути будут преодолимы.

Вел беседу

Николай ДМИТРИЕВ

11.04.2006

www.voronezh.ru

Док. 605699
Перв. публик.: 11.04.06
Последн. ред.: 05.11.09
Число обращений: 0

  • Бережная Людмила Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``