В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Краснянский: Украина в глазах западного инвестора выглядит гораздо менее рисковой страной, чем Россия Назад
Борис Краснянский: Украина в глазах западного инвестора выглядит гораздо менее рисковой страной, чем Россия
Политические перипетии последних лет, казалось, задвинули у глухой закуток информационного пространства другие сферы нашей жизни. Даже экономические темы сегодня ретранслируются и воспринимаются зачастую исключительно сквозь призму политического status quo.

И ведь, как кажется, иначе быть не может. "Когда говорят пушки, музы молчат" - этот расхожий афоризм в украинских реалиях все чаще используется в привязке к политике и "всему остальному". То есть, пока разбираются наши политики, всем остальным сферам общественной жизни лучше замереть - для собственного же блага. Все необходимые условия для "анабиоза" созданы: законы не принимаются, правительства меняются с умопомрачительной скоростью, власть аморфна, а народ пассивен.

Тем не менее - на удивление и к счастью - украинская экономика перманентный политический кризис как-то все больше игнорирует. ВВП, пусть нестабильно, но растет. Промпроизводство увеличивается. Национальная валюта укрепляется. Еще более удивительным на фоне политических кризисов выглядит рост иностранных инвестиций в экономику Украины (составивший по итогам 2007 года 36,5%). Этот феномен опровергает другое расхожее мнение: "деньги любят тишину". А может этот показатель говорит о том, что события, происходящие в Украине и воспринимаемые многими драматически, со стороны так вовсе не выглядят? И как вообще иностранный капитал воспринимает происходящее в нашей стране?

С этими и другими вопросами "Трибуна" обратилась к безусловному эксперту в области международных экономических отношений управляющему партнеру аудиторской компании PricewaterhouseCoopers Борису Краснянскому.

-Борис Ефимович, с чем связаны опасения иностранных инвесторов, выходящих на украинский рынок?

-К основным рискам зарубежные инвесторы относят инфляцию, состояние нашей судебной системы, проблему кадров. Иностранцев настораживают невообразимо сложные бюрократические процедуры в практике ведения бизнеса, сложность общения с контролирующими органами, начиная от пожарной инспекции и заканчивая налоговой администрацией. В украинских законах много неясностей, предполагающих двоякие и троякие трактовки, что всегда составляет риск для бизнеса. В отечественных законах множество белых пятен и противоречивых моментов, и какой бы путь не выбрал инвестор, он всегда может оказаться в проигрыше - в зависимости от трактовки соответствующего норматива налоговой инспекции.

-Однако, украинские инвесторы также сталкиваются за рубежом с препятствиями, воздвигаемыми бюрократическими системами. В последнее время видные украинские компании пытались приобрести бизнес на территории Евросоюза. Пытались безуспешно - государственные ведомства тех стран отказывались согласовывать сделки по покупке местного бизнеса украинским капиталом. Вам не кажется, что виной тому - политическая обстановка в Украине, которая влияет на имидж каждого потенциального отечественного инвестора, делая его нежеланным гостем в развитых странах?

-Дело не в украинском капитале, от ворот поворот мог получить также российский или аргентинский капитал. Просто в любой стране существует элемент защиты своих предприятий от иностранного влияния. К примеру, во Франции сейчас идет речь о продаже одного из крупнейших французских банков - Societe Generale, на который претендуют зарубежные покупатели. Но при этом в высших политических кругах Франции существует мнение, что было бы предпочтительнее, если бы этот банк купил другой французский банк - BNP Paribas. Конечно, подобное поведение считается не лучшей практикой с экономической точки зрения, потому что предпочтение "своих" - "чужим" не способствует росту эффективности экономики, противоречит духу открытости рынков. С другой стороны, это естественно - защищать собственных потенциальных инвесторов, пытаться дать им преференции. Ведь украинский банковский сектор тоже долго был закрыт для инвесторов, потому что отечественным институтам необходимо было время, чтобы развиться.

Украинские инвесторы всё-таки выходят на международные рынки, в иностранный бизнес успешно инвестирует группа СКМ, или, например, структуры, связанные с "Приватбанком".

-Но восприятие украинских инвесторов и украинского рынка в глазах международных сообществ оставляет желать лучшего. Так, в конце прошлого года Международный валютный фонд порекомендовал инвесторам поостеречься делать капиталовложения в развивающиеся страны, в том числе, в Украину. Насколько отрицательный эффект на развитие украинской экономики имеют подобные заявления?

-Я не думаю, что такие заявления имеют драматическое влияние именно на Украину. Дело в том, что международные финансовые сообщества делят страны с развивающейся экономикой на две большие части - группу BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай) и все остальные. В крупных корпорациях BRIC рассматривается как локомотив мировой экономики, в который следует инвестировать. Наша фирма работает с большим количеством иностранных инвесторов, помогая им инвестировать в экономику Украины, и я могу сказать, что их стратегии инвестирования основываются отнюдь не на громогласных заявлениях. Крупные инвесторы никогда не рассматривают только одну страну как претендента на инвестиции - они рассматривают группу стран, сравнивая их преимущества и риски. Так вот Украина в глазах потенциального инвестора выглядит гораздо менее рисковой страной чем, к примеру, Россия.

-Странно, ведь у России есть громадные природные ресурсы, которыми не может похвастаться Украина, да и политическая обстановка у нас, мягко говоря, неуравновешенная...

-Хотя Россия за счет своих природных богатств - нефти, газа, полезных ископаемых - является богатейшей страной, но Украина считается в международных инвестиционных кругах не столь рисковой, как наш Восточный сосед. Ведь политическую нестабильность можно встретить во многих странах, будь то Италия или страны Латинской Америки. Но в нашем государстве существует противовес одной части власти другой части власти. Именно это называется демократия, и это внушает большее доверие и дает комфорт инвесторам.

-Неужели Украина привлекает международный капитал только за счет демократии?

-Главным критерием интереса к Украине можно назвать сильную недооцененность нашей страны и её потенциала. Так уж получилось, что Восточная Европа - Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, страны Балтии - заинтересовали западные финансовые сообщества еще в 90-е годы. У этих стран за плечами было недавнее прошлое демократического режима, в сознании и менталитете восточноевропейских государств сохранилась "демократическая память", поэтому инвесторы из развитых государств стали приходить в эти страны намного раньше. В Россию инвестиционные потоки потекли позже, но за счет огромных ресурсов она показала стремительный рост экономики, также привлекающий западный капитал.

Украина же не могла предложить инвесторам то, что имело её окружение - у нас не было ни недавнего демократического прошлого, ни крупных природных ресурсов. В результате рост украинской экономики начался только в этом веке.

-Что послужило толчком к росту отечественной экономики?

-В стране сформировалась критическая масса капитала, накопленного самими украинскими компаниями, в результате отечественные финансово-промышленные группы начали создавать рабочие места. Внутренний рост страны определяют в первую очередь не инвестиции из-за границы, а собственные силы и развитие собственного бизнеса.

Из-за того, что внутренний рост экономики у нас начался позже, украинские компании до сих пор имеют гораздо менее адекватные оценки, чем компании в России, а тем более, компании в Восточной Европе.

-Компании из каких секторов вы имеете в виду?

-Практически из всех. Посмотрите на банковский сектор, который в течение последних лет являлся объектом активных инвестиций, и продолжает являться таковым. Посмотрите на последние сделки. Только в прошлом году скандинавский Swedbank купил ТАС-Комерцбанк и ТАС-Инвестбанк за $685 млн, итальянская группа Unicredit Group приобрела Укрсоцбанк за $2,21 млрд, банк "Форум" был продан немецкому Commerzbank за $600 млн. Украинские банки покупаются с учетом их скрытых возможностей и перспектив развития самой страны, а главное учитывая, что Украине с ее 47 миллионами населения - это огромный рынок. Суммы, которые платят за банки, в разы превышают капитал этих банков. Инвесторы верят, что этот капитал значительно недооценен, что банки в скором времени станут зарабатывать намного больше денег.

Посмотрите на недвижимость, на галопирующие темпы роста цен на квартиры, офисы и аренду в Киеве и других крупных городах. Несколько лет назад казалось, что подобный рост невозможен. Когда рост начался, все начали думать что это уже предел, что вот-вот - и цены начнут снижаться. А рост всё продолжается, одна аренда растет сумасшедшими темпами, и будет расти - за счет того, что рынок недооценен, и что самой коммерческой недвижимости попросту не хватает, в сравнении с другими восточноевропейскими городами, та же ситуация с гостиницами. К примеру, Киев на сегодня имеет всего две первоклассные сетевые гостиницы - Radisson и Hyatt. А в любой столице Восточной Европы, в Бухаресте, Софии, не говоря уже о Будапеште, Праге и Варшаве, сетевых отелей десятки, это Sheraton, Marriot, Hilton и так далее. Таких примеров можно приводить много, и возможностей для вложения капитала на Украине более чем достаточно.

-Как вы оцениваете распространенное мнение о том, что приходящие на Украину инвесторы покупают "кота в мешке" и обманываются в своих ожиданиях?

-Крупные компании не покупают бизнес в Украине из расчета на два-три года, капиталовложения в нашу страну делаются на многолетнюю перспективу. К нам приходят стратегические инвесторы, которые готовы в течение многих лет, инвестировать в дочерний украинский бизнес.

В финансовом секторе первые крупные сделки начались только в 2004 году, и инвесторов никто не обманывал, просто для получения результатов нужно время.

Вообще мне кажется, что люди, делающие подобные заявления, попросту не представляют современного уровня финансовых услуг. Ведь то, что представлено сейчас на Украине - это капля в море, это самые элементарные и базовые услуги в сравнении с возможностями, которые присутствуют на западных рынках. Пришедшие к нам иностранные финансовые группы могут предложить гораздо более сложные и интересные для населения продукты, и обязательно предложат их в будущем.

Посмотрите на страховой рынок, который находится в эмбриональном состоянии. Вот, например, страхование жизни, которое в развитых государствах занимает львиную долю финансового рынка, а у нас он копеечный, каких-то 2% населения имеют полиса накопительного страхования.

Кстати, зачаточное состояние рынка финансовых услуг также является серьезной движущей силой роста цен на недвижимость. У людей нет особенных альтернатив во вложении своих денег - или банк, или недвижимость.

-В Европейских государствах одним из двигателей благосостояния населения считается накопительная система - негосударственные пенсионные фонды и накопительное страхование жизни. Что тормозит развитие этих систем у нас?

-Для нашего обывателя негосударственные пенсионные фонды и системы накопительного страхования представляются диковинкой, и это парадокс украинского рынка труда. В пенсионных фондах и страховых компаниях аккумулируется часть дохода каждого сотрудника. Эти деньги не просто лежат мертвым грузом, а инвестируются в нерисковые инструменты, как-то государственные бумаги недвижимость, драгоценные металлы, банковские депозиты. То есть, какая-то часть от заработной платы сотрудника постоянно работает на его благосостояние, а при выходе на пенсию человек получает на руки капитал или становится рантье.

Парадокс заключается в том, что сейчас все быстрорастущие отрасли экономики говорят о нехватке квалифицированного персонала, компании испытывают колоссальную нехватку и текучесть кадров. Но негосударственное пенсионное обеспечение и накопительное страхование почему-то не предлагается как часть пакета на том рынке, где жутко не хватает персонала. В России во многих крупнейших корпорациях еще в 2001 году накопительная система работала, а в развитых западных странах пенсионные схемы, особенно в интеллектуальных сферах деятельности, являются обязательной частью пакета, предлагаемого сотрудникам. Во многом корпоративные накопительные схемы помогают решить проблему текучести кадров, и косвенно влияют на внедрение белой заработной платы. До сих пор многие отечественные компании платят зарплату в конвертах. Такая схема зарплаты означает, что никаких отчислений на пенсионные нужды с этих денег идти не будет. Если же все будут знать, что у тех, кто получают белую зарплату, увеличивается пенсионный фонд, а у других нет, то в обществе начнет формироваться давление на работодателей. Специалист задумается, стоит ли идти в компанию, которая выплачивает деньги из-под полы. В культуру украинского бизнеса накопительные системы стимуляции сотрудников еще и не вошли, люди же этим не интересуется, потому что живут сегодняшним днём. И потребуется время, чтобы система накопления у нас прижилась и заработала.

-В развитых странах население имеет доступ к фондовому рынку, как варианту для вложения и приумножения средств. Почему у нас рынок ценных бумаг не доступен для частных лиц?

-Я считаю, что наш фондовый рынок все еще находится на эмбриональной стадии развития. Количество компаний, акции которых продаются на биржах - смехотворно, у людей ограничен выбор по вложению денег в ценные бумаги. Да и сам процесс выхода на рынок в нашей стране доведен до абсурдного уровня сложности. Если вы инвестируете средства в акции, скажем, в Нью-Йорке, вы можете делать это через Интернет, посредством своего брокера. Через Интернет вы можете покупать, продавать, реинвестировать, снимать дивиденды. Украинским же законодательством, сформирован огромный объем документооборота и административных проблем, которые требуются для управления портфелем. Для покупки ценных бумаг от частного лица требуют договора с банком, с депозитарием, с брокером, и еще бог знает с кем... Это отваживает частного инвестора от фондового рынка, который пока что не комфортен среднего плана человеку проще открыть депозит в банке или купить недвижимость. Чтобы люди пошли на биржу, необходимо упрощать законодательство, сделать законы удобными и понятными.

Лия СЛЕПЦОВА

2008-02-22
kartina-ua.info

Док. 605456
Перв. публик.: 22.02.08
Последн. ред.: 05.11.09
Число обращений: 0

  • Краснянский Борис Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``