В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Марианна Павлютенкова: Реализация вектора взаимодействия G2C электронного правительства в России и странах Зарубежья Назад
Марианна Павлютенкова: Реализация вектора взаимодействия G2C электронного правительства в России и странах Зарубежья
Сегодня можно встретить различные подходы к трактовке понятия "электронное правительство": от новой концепции государственного управления до суммы технологий. Довольно часто электронное правительство сводится лишь к поддержке государственных структур информационно-коммуникационными технологиями. Однако очень важно уточнить границы понятия, подчеркнув, что под электронным правительством понимается не только способ реорганизации уже существующих административных структур и отношений, но и идея трансформации самих принципов организации управления государством, концепция, направленная, прежде всего на повышение эффективности административной деятельности. И самым важным критерием повышения этой эффективности должно стать удовлетворение потребностей граждан через совершенствование работы государственных структур (1).

Анализ зарубежных программ внедрения проектов электронного правительства демонстрирует намерение властей представить его в качестве существенного элемента масштабного преобразования общества. Чаще всего зарубежные программы как раз и направлены на удовлетворение потребностей граждан через совершенствование работы государственных структур. Причем ожидаемые результаты носят не только виртуальный, политический характер, но и являются мерами, реально повышающими качество жизни населения.

В зарубежных программах именно удовлетворение потребностей граждан и польза для них являются главными приоритетами при внедрении электронного правительства в жизнь.
 

 

 


В России для реализации проекта по внедрению электронного правительства разработана и принята федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)". В 2006 г. Правительство Российской Федерации утвердило подготовленную Мининформсвязи РФ новую редакцию ФЦП "Электронная Россия (2002-2010гг.)", в которой одним из направлений реализации мероприятий программы обозначено "обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ", а принятая годом позже Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года одну из целей формирования электронного правительства уже определяет как "повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан (3)".

Понятие "электронное правительство" в Концепции определяется как "новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов". В приведенном определении, по сути, основное назначение электронного правительства видится именно в оказании гражданам и организациям услуг на базе широкого применения ИКТ, т.е. в конечном счете, ведет к удовлетворению потребностей граждан через совершенствование работы государственных структур.


Детальное сопоставление целей российского проекта и его зарубежных аналогов позволяет сделать вывод, что если зарубежные программы в основном направлены на удовлетворение потребностей граждан через совершенствование работы властных структур на основе информационно-коммуникационных технологий, то российская программа, в большей степени направлена на модернизацию самих государственных структур посредством использования информационно-коммуникационных технологий. То есть то, что в зарубежных программах является средством, в российской программе - ожидаемый результат.

Таким образом, сущностью электронного правительства в российском варианте становится использование современных информационно-коммуникационных технологий для совершенствования деятельности органов государственной власти и информирования о принимаемых ими решениях. В отличие от аналогичных зарубежных программ, ориентированных на удовлетворение потребностей граждан страны, клиентом "Электронной России", скорее, является сама исполнительная власть. Это, конечно, не означает, что граждане и бизнес не окажутся в выигрыше от успешной реализации программы, однако выгоды для них, согласно концепции программы, будут, скорее вторичным результатом ее реализации (4).

И еще один важный момент.

При прочих равных условиях развитые государства западного типа ориентируются в своей деятельности на самый близкий гражданам уровень - муниципальный и максимальное вовлечение граждан в управление. В то же время, в странах с иными социально-культурными традициями, например, таких как Россия или Китай, администрация имеет большое значение и, более того, может становиться доминирующей силой, которая "подминает под себя" гражданское общество. Например, для России при разработке проектов электронного правительства, по оценкам экспертов, характерна ориентация в первую очередь на интересы самой бюрократии (5).

Если обратиться к практике реализации концепции, то в рамках программы формирования "электронного правительства" создается информационно-технологическая инфраструктура предоставления государственных услуг и центральным объектом в ней являются порталы, способные обеспечить широкий спектр различных сервисов в электронном виде. Исходя из мировой практики предоставления госуслуг через Интернет, эти работы должны осуществляться в несколько этапов.


В России в 2006 году работы по оказанию госуслуг в электронной форме на федеральном уровне фактически были провалены. В 2007 году, напротив, проведены масштабные работы по созданию доверенного портала госуслуг. Однако, в силу несовершенства законодательной базы и необходимости проведения широкого спектра работ силами органов государственной власти, госуслуги в электронной форме в настоящее время практически не предоставляются. Так, по состоянию на первый квартал 2008 года более 75% Интернет-ресурсов федеральных органов исполнительной власти не продвинулись в повышении качества представления информации о госуслугах дальше первого, информационного, минимального этапа. Другие ведомства и вовсе находятся в данном вопросе в состоянии, близком к нулевой отметке (6).

Электронные правительственные услуги для граждан должны быть общедоступными, простыми в использовании и соответствовать приоритетам и потребностям населения. Эти услуги должны быть качественными и всесторонними, недорогими и конфиденциальными. Для реализации подобных услуг во многих развитых странах уже созданы Многофункциональные центры предоставления государственных услуг по принципу "одного окна", являющиеся перспективным каналом взаимодействия государства и граждан. Проекты многофункциональных центров уже разработаны и успешно функционируют в Великобритании, Германии, Бразилии, Канаде.

Остановимся на опыте Канады, где при предоставлении услуг существуют проблемы, схожие с проблемами в России. Это сходство, прежде всего, обусловлено географической ситуацией - большими расстояниями, экстремальными климатическими условиями, спецификой проживания северных народов, низкой плотностью населения на большей части территории страны и культурным многообразием. Кроме того, в структуре правительства Канады существует разделение полномочий, а не иерархия власти.

Система "одного окна" на федеральном уровне реализуется в Канаде уже около десяти лет. Еще в 90-ых годах в стране было объявлено о начале работы правительства, ориентированного на услуги. В сентябре 2005 года был запущен проект Services Canada, ставший универсальным пунктом предоставления услуг, обеспечивающий многоканальный доступ к различным услугам и ориентирующийся на клиента. Выбрав одну из возможностей предоставления услуги, будь то по телефону, лично или с помощью Интернета, гражданин получает универсальный доступ к программам и услугам правительства. Руководство программой осуществляет Министр человеческих ресурсов и социального развития.

В настоящее время Services Canada включает в себя 320 пунктов предоставления государственных услуг, кроме того, в рамках проекта существует колледж Services Canada и работает программа сертификации по предоставлению высококачественных услуг. В целях достижения вертикальной интеграции в провинциях Канады существуют и сотрудничают со службой Services Canada аналогичные агентства по предоставления услуг (7).

Интересен в этом отношении и опыт бывшей советской республики - Казахстана. Сегодня в Казахстане также создаются центры обслуживания населения по принципу "одного окна", где можно в одном месте оформить паспорт, получить РНН, водительское удостоверение, воспользоваться еще более 50 видами государственных услуг по выдаче различных документов. Еще в 2005 году подобные центры введены в городах Алматы и Астане. Как было отмечено Европейской Комиссией, деятельность этих центров может служить образцом для подражания, в том числе для аналогичных организаций европейских стран (8).

До создания в Казахстане Центров обслуживания населения граждане были вынуждены, так же как и сейчас в России, для оформления необходимых документов обращаться в различные ведомства, затрачивая много времени и ресурсов, сталкиваясь с бюрократизмом, бумажной волокитой, некомпетентностью и коррумпированностью чиновников. Ведомства несли затраты на организацию обслуживания граждан, а при возникновении конфликтных ситуаций объективному разрешению спора мешала корпоративная солидарность чиновников.

Между тем Россия стремится не отстать и в настоящее время в рамках реализации мероприятий ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" создается доверенный портал госуслуг, предназначенный для оказания гражданам и организациям госуслуг в электронном виде через единый сайт в Интернете. Ожидается, что уже с 1 января 2009 года органы государственной власти будут предоставлять услуги с его помощью. Доверенный портал госуслуг представляет собой территориально-распределенную информационную систему, которая обеспечивает взаимодействие информационных систем (ИС) органов государственной власти между собой, с ИС органов местного самоуправления и иными ИТ-системами в интересах оказания госуслуг гражданам и организациям в электронном виде (9).

Кроме того, 27 февраля 2008 г. в России открылся первый мобильный портал государственных услуг. Префектура Зеленоградского административного округа впервые в России открыла специализированный портал государственных мобильных услуг zelao.mobi. Портал появился в результате успешной реализации проекта "Мобильный округ" и представляет собой систему мобильных сервисов, взаимодействующих с web и wap интерфейсами, а также включает 8 мобильных услуг.

В число услуг, предоставляемых мобильными ведомствами, входят вопросы регистрации, выдачи паспортов и удостоверений личности, вопросы дотации на аренду жилья и многие другие. При этом граждане получают высокое качество обслуживания и уровня консультаций, а также самую актуальную информацию.

Отношения между органами государственного управления и гражданами устанавливаются посредством конвергенции Интернета и мобильных технологий. Таким образом, создается альтернатива стационарным офисам по предоставлению государственных услуг и реализуется новый формат отношений чиновников с гражданами и организациями. Перечень наиболее востребованных госуслуг в электронной форме в России и в других государствах приводится в таблице 3.


 

Для того чтобы электронные госуслуги стали массовыми и востребованными со стороны населения, процедуры их предоставления должны быть простыми и понятными для пользователей, в этом случае удастся ликвидировать многочисленные очереди в различные инстанции. Кроме того, для преодоления ведомственной разобщенности необходимо обеспечить надежное взаимодействие ведомственных баз данных, в особенности тех, в которых фиксируется возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей граждан и организаций. Ну и, наконец, для обеспечения прозрачности деятельности госорганов сервисы электронного государства должны обеспечить юридически значимую фиксацию событий, связанных с обработкой и предоставлением информации. Таким образом, станет возможным осуществление контроля со стороны гражданского общества за правомерностью действий должностных лиц при соответствующей поддержке высшего государственного руководства.

Выше мы попытались подойти к рассмотрению вопроса оказания электронных госуслуг населению с позиций государства. Возникает вопрос, а насколько готовы сами российские граждане к такого рода взаимодействию? Для ответа на этот вопрос обратимся к исследованиям.

По данным исследования Online Market Intelligence (OMI), у 90% опрошенных имеется необходимость общаться с властью с помощью Интернета (в опросе приняли участие 510 жителей городов-миллионников, средний возраст - 35 лет). Среди госструктур, с которыми онлайн-общение необходимо, но не получается, в опросе лидируют учреждения ЖКХ (61%), ГИБДД (41%), мэрия (34,7%), органы внутренних дел (32%) и суды (29,6%). 34% респондентов пытались добиться обратной связи от органов власти, обращаясь на их сайты, и 58% из них оказались хотя бы отчасти удовлетворены результатом (10).

Вместе с тем, по мнению ряда экспертов (11), сама возможность обращения через Интернет за получением государственных услуг в настоящий момент в России еще реализована слабо. Ранее упоминалось, российские органы власти сейчас находятся на первой из четырех стадий перехода к взаимодействию с населением через Интернет, которая предполагает обеспечение информацией об услугах, но даже в этом госорганы пока не преуспели: в 70-80% случаев проблемы при получении государственных услуг связаны с дефицитом информации.

Через Интернет граждане обращаются не только за получением государственных услуг, но и с подачей жалобы. По статистике префектуры ЮЗАО, на сайте которой Интернет-приемная (12) работает почти пять лет, число электронных обращений жителей ежегодно растет, тем не менее, их доля в общем потоке запросов (телефонных, бумажных, на пейджер и при личной встрече) остается невысокой - 18,5%, по данным за девять месяцев 2008 года. Это связано, прежде всего, с потребностями и возможностями жителей: не во всех семьях есть Интернет, а многим просто удобнее формулировать вопрос или жалобу по телефону.


Однако российские госслужащие и сами не стремятся к общению с гражданами. У Председателя Правительства РФ В.В. Путина, например, совсем недавно появился официальный сайт (www.premier.gov.ru), на котором не предусмотрены личные сообщения премьера, не предоставлена возможность оставлять свои комментарии и для посетителей сайта. Интернет-приемную на сайте создали сразу, а вот блогов или какого-либо интерактивного общения председателя правительства РФ с посетителями сайта не предусмотрено. Хотя в развитых странах именно интерактивные сервисы продвигают на своих Интернет-порталах органы власти, и одними из критериев оценки порталов являются: популярность у пользователей, контент и сервисы порталов: от поиска информации до консультаций специалистов.

И последнее. Проводимое ежегодно Фондом Общественного Мнения (ФОМ) исследование "Интернет в России" показало, что к настоящему времени все 7 федеральных округов Российской Федерации (Центральный без Москвы) имеют приблизительно равную долю пользователей Интернета от населения округа, долю достаточную для того, чтобы рассматривать Интернет как новый канал коммуникации. Сравнительные с 2002 годом данные приведены в таблице 4.




__________________________________________________________________________________
1. См.: Жукова Т.И. Электронное правительство - диалог с властью? Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.rranet.net/gyk_e-prav_dial_s_vlastu.htm

2. Там же.

3. См.: Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.adm.yar.ru/a_center/admref/sait/eGov.doc

4. См.: Жукова Т.И. Электронное правительство - диалог с властью? Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.rranet.net/gyk_e-prav_dial_s_vlastu.htm

5. Баканова Е. Региональные и муниципальные е-правительства /Cnews - Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2008/articles/11_01_reg_gov.shtml

6. Хохлова Н., Шалманов С. Граждане смогут сами выбирать, как им общаться с чиновниками / Cnews. Издание о высоких технологиях. Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2008/articles/gos_uslug_internet.shtml


7. См. Хохлова Н. Мировые "электронные правительства" идут по пути "одного окна". / Сnews. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2008/articles/zarubej_opit_el_gov.shtml?print

8. Там же.

9. См.: Хохлова Н., Шалманов С. Граждане смогут сами выбирать, как им общаться с чиновниками / Cnews. Издание о высоких технологиях. Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2008/articles/gos_uslug_internet.shtml

10. Юсупова Д. Обратная связь. / "Ведомости" N 43 (130) 21 ноября 2008.

11. Например, мнение руководителя направления по работе с федеральными органами власти Института проблем государственного и муниципального управления (ИПГМУ) ГУ ВШЭ А. Жулина. - там же.

12. См.: Сайт Юго-Западного округа Москвы: http://www.uzao.mos.ru

13. Cм.: Исследование ФОМ "Интернет в России". Весна 2008 г. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/bntergum07/internet/internet0802/int0802


03.11.2009
www.viperson.ru

 

 



Док. 605201
Опублик.: 03.11.09
Число обращений: 0

  • Павлютенкова Марианна Юрьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``