В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Палата заполнилась на две трети Назад
Палата заполнилась на две трети
Недостающих наберут по подсказке властей

Как и ожидалось, на минувшей неделе завершилось формирование той большей части Общественной палаты Республики Коми (ОП РК), которая представлена "назначенцами" органов госвласти. Спустя несколько дней после того, как госсовет РК определил свою десятку "общественников", 26 сентября, во вторник, глава республики Владимир Торлопов своим указом утвердил десять членов палаты от Желтого дома. Предположительно на этой неделе (но никак не позднее 18 октября) сформированная двадцатка соберется для того, чтобы выбрать недостающий десяток членов общественной палаты. Вероятность того, что выбирать придется опять-таки по подсказке властей, некоторых уже назначенных членов ОП, судя по сказанному ими корреспонденту "ЗЖ", смущает не очень.

Госсоветовскую десятку в общественной палате по указу главы РК дополнили такие известные и не очень люди, как председатель Союза композиторов РК Михаил Герцман, предприниматель и руководитель региональной еврейской национально-культурной автономии Леонид Зильберг, главный редактор журнала "Арт" Галина Бутырева, олимпийский чемпион Николай Бажуков, заместитель директора ИЯЛИ КНЦ УрО РАН Александр Попов, профессор Коми пединститута Николай Садовский, активистка движения "Коренные женщины РК" Ангелина Захаренко, член правления регионального отделения "Союза ветеранов Афганистана", функционер республиканского отделения "Единой России" Петр Байда и два его "однопрофильных" коллеги - исполнительный директор Коми республиканского общественного фонда социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, Василий Прокашев и председатель Коми республиканского совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Георгий Турьев.

Об отношении к затее власти создать контролирующий ее же общественный орган в конце минувшей недели корреспондент "ЗЖ" расспросил некоторых из тех, кто прошел в Общественную палату РК, и кому сделать этого не удалось или не захотелось.

Из опрошенных членов ОП РК наиболее концептуально обосновал свое согласие на призыв из Желтого дома поучаствовать в деятельности создаваемой структуры Леонид Зильберг. Известный своей принадлежностью к так называемому "первому поколению демократов", а также деятельной работой в качестве советника экс-главы РК Юрия Спиридонова г-н Зильберг полагает, что былые попытки "проповедовать демократию как идеологию" провалились, "потому что общество невосприимчиво к идеологии". Поэтому он видит свою сегодняшнюю задачу в пропагандировании "инструментальной ценности демократии". Делать это в условиях существующей "симулятивной демократии" можно, по его мнению, как раз таки через общественную палату. "Так сложилось, что в нашей стране практически не существует авторитетов за пределами бюрократических и криминальных структур, - объясняет г-н Зильберг. - Даже если они появляются, то мгновенно уничтожаются, потому что становятся опасными, внесистемными. Общественная палата хороша тем, что существует возможность и определенная статусность для создания авторитетов в разных областях общественной жизни, авторитета, поддержанного государством и при этом не встроенного в криминальную или бюрократическую структуру". На замечание, что в Общественной палате РК ему доведется работать с представителем одной из указанных им структур - авторитетным сыктывкарским предпринимателем Валерием Веселовым, - Леонид Зильберг ответил: "В данном случае нужно, так сказать, легализовать авторитеты, поскольку они уже реально существуют. То есть существует реальный человек, который способен вести за собой других людей. Нужно только сделать так, чтобы его контрпродуктивная деятельность стала продуктивной. А иначе что делать со всем этим?.."

Говоря о кандидатах в члены ОП РК, которых лично он мог бы предложить на предстоящем заседании палаты, г-н Зильберг упомянул, в частности, председателя Коми правозащитной комиссии "Мемориал" Игоря Сажина, известного своей жесткой позицией по отношению к любому нарушению или нарушителю законов (именно оценкой республиканских законопроектов, главным образом, должна будет заниматься Общественная палата РК).

Сам г-н Сажин заявил корреспонденту "ЗЖ": если бы его кандидатура с подачи Леонида Зильберга была поддержана, он согласился бы поработать в общественной палате, несмотря на убежденность, что "нормально работать она в принципе не должна". Эта убежденность у Игоря Сажина появилась после ознакомления с уже утвержденным властью составом "общественников": "Я уважительно отношусь в этой палате к одному-двум человекам. Все остальные меня очень пугают, неприятное такое впечатление - как будто в обществе людоедов живем". Развивая мысль о своей гипотетической деятельности в общественной палате Коми, г-н Сажин дал понять, что, несмотря на ее "людоедскую" сущность, там можно было бы "сколотить пусть маленькую, но команду", и "хоть как-то обозначать общественные интересы, протестовать, создать какую-то систему заявлений". При этом предстоящую деятельность ОП РК правозащитник оценивал с оглядкой на российскую общественную палату, где, по его убеждению, интересы общества реально пытаются отстаивать лишь несколько человек из 126 ее членов.

На Общественную палату РФ ссылалась в разговоре с корреспондентом "ЗЖ" и прошедшая в ОП РК по списку республиканского парламента от движения "Коми войтыр" зампред этой организации Галина Князева. Но ссылалась, лишь оправдываясь, что не только республиканская, но и федеральная палата создана, по сути, самой властью. Эффективность же республиканской общественной палаты, по мнению г-жи Князевой, будет зависеть от того, "как люди будут настроены". Сама она настраивается на предстоящее заседание ОП РК, которое, как сказал ей заместитель руководителя администрации главы РК и правительства РК Анатолий Родов, готовится Желтым домом и может состояться уже на этой неделе. Из того же Желтого дома ожидает г-жа Князева и списка претендентов на оставшиеся в палате места. Напоминание корреспондента "ЗЖ" о том, что, согласно закону, назначенная двадцатка членов ОП РК должна сама определить недостающую десятку общественников, Галину Князеву удивило: "Но нам же должны дать какой-то список, мы же из головы не будем выдумывать? Вы знаете, мне никто не говорил, чтобы я из головы выдумывала".

Обозначив свою мотивацию работы в ОП РК ("я туда иду, чтобы там действительно что-то сделать"), Галина Князева призналась, что не знает, "как все это получится". Оценивать уже имеющийся состав палаты она не стала, сказав только, что тот же Саркис Манасарянц (скандально известный президент Торгово-промышленной палаты РК, попавший в ОП РК по списку госсовета, - "ЗЖ") как человек крайне энергичный может быть общественно полезным.

В том же духе высказались еще два члена Общественной палаты РК. Бывший председатель Верховного совета Коми АССР, руководитель комиссии по вопросам помилования в РК Юрий Семуков на вопрос о сомнительных личностях в палате ответил следующим образом: "Главное, как они будут смотреть на перспективу развития республики и ее народа. Я не знаю, для чего они туда идут, но если они будут что-то отстаивать, чтобы изменить что-то к лучшему, пусть - ради бога".

"Нет-нет, не надо, друзья мои! - запротестовал замдиректора ИЯЛИ Александр Попов, как только корреспондент "ЗЖ" стал называть фамилию одного из его будущих коллег по работе в ОП РК. - Кто-то может, к примеру, сказать, что Попов был представителем президента Ельцина, а ельцинизм - это нехорошо. Вы же понимаете, что это не имеет совершенно никакого отношения к общественной палате!"

И г-н Семуков, и г-н Попов на вопрос об их готовности принять из Желтого дома подсказку по недостающим персоналиям ОП РК ответили утвердительно, хотя у каждого на сей счет имеются свои соображения. О вероятной эффективности создаваемой по указке сверху общественной структуры оба высказались также примерно одинаково - "поживем - увидим".

Между тем в предполагаемом списке Желтого дома могут оказаться те, кто не прошел в Общественную палату РК на первых этапах. В частности, выдвигавшийся Коми республиканским благотворительным общественным фондом жертв политических репрессий "Покаяние", коллега Александра Попова по работе в ИЯЛИ историк Игорь Жеребцов, который, по его признанию, был непротив попасть в ОП РК, чтобы понять, "действительно ли это учреждение может приносить общественную пользу либо это все-таки пятое колесо в телеге самодержавия".

Кого в палату точно не позовут, так это председателя правления фонда "Покаяние", учителя истории Михаила Рогачева. Ему уже поступало официальное приглашение из госсовета РК принять участие в работе общественной палаты, но он ответил отказом, сославшись на загруженность основной работой и скептическое отношение к возможностям ОП РК. "Странная это практика, когда для контроля за властью сама власть общественников и назначает", - пояснил корреспонденту "ЗЖ" свою позицию г-н Рогачев.

02,10,2006
www.zyryane.info

Док. 605061
Перв. публик.: 02.10.06
Последн. ред.: 03.11.09
Число обращений: 0

  • Садовский Николай Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``