В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Николай Тренев: Проблемы Российского образования Назад
Николай Тренев: Проблемы Российского образования
Система образования важная часть нашей экономики. Инновационное развитие и добавленная стоимость зависят от тех знаний, технологий, know-how, которые вложены в производственный процесс. С одной стороны общество вкладывает в систему образования ресурсы, с другой стороны образование способствует более эффективной работе и самой экономики и членов общества.

Рассматривая образование с экономической точки зрения, мы сразу находим оптимальный уровень вложений общества в систему образования - это такой уровень, при котором дополнительный (маржинальный) доход от вложений в систему образования превышает стоимость дополнительных вложений. Если общество вкладывает больше, то образование оказывает дорогим для общества и избыточным. Если вкладывает меньше - дешевым и недостаточным.

Образование, как любой ресурс экономики в любом случае оплачивается: либо обществом, если образование бесплатное, либо учащимися и их родителями в случае платного образования.

Особенность образования заключается в том, что оно является общественным продуктом - простые рыночные механизмы ценообразования приводят к заниженной цене образования и его недостаточному потреблению. Решением проблемы являются механизмы общественного выбора.

Для того, чтобы система образования выполняла свои цели, в нее должны приходить и находиться люди обладающие знаниями представляющими ценность. Здесь сразу включаются механизмы экономики и бизнеса: раз знания обладают ценностью, значит, они являются товаром. По законам экономики нельзя в течение длительного периода времени покупать товар по цене ниже издержек изготовления и принятой в обществе нормы рентабельности. Как только это правило нарушается, производители товара начинают уходить из бизнеса и товар становится все более и более редким. Знания - рыночный товар, и процесс покупки товара обществом - передачи знания - должен оплачиваться по цене, покрывающей издержки его формирования и принятую в обществе норму прибыли. Как только это правило нарушается, люди обладающие знаниями, представляющими ценность, начинают уходить из системы образования, и она постепенно приходит в упадок.

Годовой доход - это сигнал, который получают молодые люди при выборе профессии. Доход ниже среднего уровня говорит о том, что из отрасли надо уходить. Доход выше среднего уровня позволяет отбирать кандидатов. Для того, чтобы что-то требовать с профессорско-преподавательского состава их доход должен быть существенно выше среднего уровня. В противном случае после предъявления требований их место может оказаться вакантным..

Существуют три рынка труда: маргинальный, обычный и элитный. В сфере образования, медицины, охраны правопорядка маргинального рынка не должны быть в принципе.

Иначе и работать в этих сферах будут маргиналы..

Мы приходим к тому, что образование стоит дорого. Очень дорого. Стоимость образования примерно равна десятикратной разнице годового дохода человека с образованием и человека без образования. Эта стоимость той ренты, которую позволяет получить образование за счет выполнения более дорогих видов работы.

Стоимость = приращение годового дохода/процентная ставка.

Если образование не дает прибавки к годовому доходу, то и его стоимость равна нулю - такое образование бесполезно. Что мы часто и имеет в нашем обществе. На образование тратятся маргинальные деньги. Но и при устройстве на работу прибавки к доходу оно не дает. Речь в данном случае идет о бесплатном образовании второсортных ВУЗов.

Как с образованием обстоят дела в США? Выпускники дорогих платных школ приобретают знания на уровне первых курсов хороших университетов. Выпускники бесплатных школ могут иметь слабые знания. При этом нужно понимать, что бесплатные школы по уровню обучения могут отличаться очень существенно.

Связано это с тем, что местные налогоплательщики определяют бюджет своих школ. И дети могут учиться только в своей бесплатной школе. Если бюджет школы хороший, то она может привлечь и удержать хороших профессионалов. Граждане платят больше налогов, зато им нет нужды посылать своих детей в платные школы. Стоимость домов в округе, содержащем хорошую школу, также выше.

Например, моя знакомая, жившая в Бостоне, снимала трехкомнатную квартиру за $700 в месяц. На другой стороне улицы, через дорогу, точно такая же квартира стоила уже $1000 долларов в месяц. Разница $300 - стоимость обучения в школе, дающей более хорошую подготовку.

Образование стоит дорого. Более того: дешевое образование - атрибут бедности, дорогое образование - богатства. Образование и достаток взаимосвязаны. Бедность и плохое образование образуют порочный замкнутый круг, богатство и хорошее образование - хороший замкнутый круг.

Россия - страна, не имеющая лишних свободных денег. Большую часть населения России также богатой не назовешь. Оплачивать хорошее образование большая часть населения не сможет.

Рассматривая образование, стоит упомянуть две социальные парадигмы:

-    равная оплата за равный труд;

-    равный старт.

Доступное образование предоставляет населению равный старт в жизни. Равный старт независимо от богатства родителей, от социального происхождения. Равный старт - следующая парадигма, после реализации парадигмы равной оплаты за равный труд.

Следует отметить, что эти парадигмы в существенной мере были реализованы в СССР и теперь потеряны. Продвижение по службе даже в коммерческих организациях существенно больше зависит от близости к руководителям и собственникам, чем от каких-либо других факторов. Людям не прошедшим по близости вполне могут сказать: "Ты здесь бизнес вести не будешь. Скорее его здесь не будет. Не будет, так не будет, но ты его здесь вести не будешь". И не важно, что те, которые прошли по близости и ведут бизнес, его регулярно проваливают. Денег не хватает подчиненным. В сложившейся в постсоветской России культуре деньги для собственников и высших руководителей будут всегда.

Для формирования достойного образования люди, работающие в нем, должны получать достойную зарплату. Речь идет о принципе: "Равная зарплата за равный труд".

Равные не по сравнению с другими учебными заведениями на маргинальном пайке, а с отраслями, достойно оплачиваемыми обществом, т.е. с коммерческими отраслями.

После реализации этого принципа можно говорить уже о реализации принципа "равного старта".

Принцип равного старта реализован в США. Бывший Президент США Билл Клинтон в детстве до ветру ночью бегал в сад, где водились змеи. За отличные способности получил стипендию, которая позволила ему окончить престижный университет.
По бедности Российское образование скатывается в порочный замкнутый круг. В престижных университетах в обеденный перерыв 80-ти летние профессора посылают в магазин 60-ти летних как самых молодых что-нибудь купить к чаю.

Из порочного круга образование должно вытаскивать общество. Так как именно общество в нем и заинтересовано. Бесплатным образование уже не будет. В него придут уже молодые люди, которые будут выбирать между ним и бизнесом. И доход образование будет уже предоставлять конкурентный в сравнении с доходом успешного предпринимателя, сотрудника коммерческих структур. Примерно такой паритет существует в США. За чтение 4 часов лекций в неделю в течение 8 месяцев профессор получает $80 тысяч, еще $40 за чтение 4 часов в неделю в течение летнего семестра. Еще $40 тысяч - за участие в гранте. Еще $40 - за консультирование фирмы. В итоге - порядка $200 получает просто хороший профессор, что является паритетом просто хорошего сотрудника бизнес структуры.

Даже, если общество выделит ресурсы, то это будет только начало пути. Возникнет проблема реинжиниринга системы образования.

Я окончил Московский физико-технический институт. При поступлении набрал полное число баллов по профилирующим предметам. При этом учился в обычной Московской школе. И не занимался с репетиторами. Не потому, что не было денег, а потому что они не могли ничего мне дать. Учился в Заочной физико-математической школе (ЗФТШ) при Московском физико-техническом институте. Читал научную литературу. Когда на третьем курсе перешел с факультета физики на факультет математики переход не составил для меня труда, так как основные математические курсы я прочел и освоил еще в школе. И очень многие поступали в Московский физико-технический институт из деревень, не платя репетиторам ни копейки. Москвичей в группах из 20 человек было всего несколько. В моей группе факультета физики из 20 человек было всего 4 москвича. И примерно также во всех группах на всех факультетах. Все остальные были со всех концов СССР.

Практически все прошли через ЗФТШ. Отдельные лица через школу-интернат N 18, которая отбирала школьников, способных к математике и физике. Система подготовки и отбора кадров была и работала в СССР. В ЗФТШ я позже преподавал уже будучи студентом - это была часть общественной нагрузки.

Скорее всего, эту систему придется возродить, но уже на коммерческой основе. Компьютеры и интернет позволяют создавать и поддерживать дистантные курсы подготовки. Материалы подготовительных школ можно предоставлять и по интернет. Но общество должно оплачивать эту работу, если хочет при свете дня провозглашать социальные ценности и позицию равного старта.

У нас сложились очень большие ценовые перекосы. И не только в сторону образование. Но также медицины, науки, оборонного комплекса. Эти отрасли очень легко вычислить по демографическим перекосам. Отраслей, где работают в основном пенсионеры и лица предпенсионного возраста много. Означает это только одно: в течение лет десяти в этих отраслях придется резко поднять оплату труда. Часть отраслей можно потерять. Но без образования и медицины цивилизованная страна просто не может быть - это уже неприлично.

Проблемы с образованием, наукой, медициной - структурные проблемы. И для решения их нужно разрабатывать специальные стратегические программы развития этих отраслей.

Если общество ничего не будет делать, то и образование и медицина будут. И будут высокого качества. Но не для всех.. Как в анекдоте будет не более 2 из трех качеств: доступная, хорошая, бесплатная.


Тренев Н.Н.
Д.э.н., ИПУ РАН


02 ноября 2009 г.

www.viperson.ru

Док. 604558
Опублик.: 02.11.09
Число обращений: 0

  • Тренев Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``