В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Украинским розничным сетям исключительно повезло три с половиной года назад Назад
Украинским розничным сетям исключительно повезло три с половиной года назад
Украинским производителям повезло вдвойне. Кроме форы во времени для подготовки встречи на рынке с производителями западными, они получили уникальную возможность посмотреть сценарии развития своих отношений с розничными торговыми сетями. Используя простую и проверенную "машину времени" в виде поездки в страны Восточной Европы, несложно увидеть картину своего будущего через 3-5 лет. Побывав в Москве, можно заглянуть вперед года на 2-3.

В западной практике торговые комплексы обычно расположены на окраинах города и рассчитаны, в основном, на покупателей со средним достатком. Посетителям здесь предлагается самый широкий спектр товаров (от продуктов питания до промышленных товаров) по ценам оптового рынка. Торговые комплексы чаще всего включают в себя супермаркет, центры развлечений, службы быта, кафе, бары и многое другое. К ним примыкают бесплатные стоянки, рассчитанные на сотни автомобилей. Покупатель, приезжающий раз в неделю за покупками в такой торговый комплекс, может провести в нем несколько часов и приобрести абсолютно все необходимые товары, причем гарантированно высокого качества. Такая организация розничной торговли стала неотъемлемой частью быта для многих развитых стран мира.
"Сетевики" поделили Венгрию

Из населения около 10 млн. человек более 2 млн. венгров проживают в Будапеште. В стране представлены свыше 20 сетевых операторов, среди которых такие гиганты, как британская сеть Tesco, немецкие Metro и Kaizer, французская Auchan, уже известная нам австрийская Billa и другие знаменитые компании. Доля сетевых супермаркетов в общем розничном товарообороте составляет более 25%.

Жесткая конкуренция за место под солнцем, вернее - за форинты из карманов венгров, ведется не только самими операторами. Парадоксом при таком количестве ритейлеров выглядит то, что они диктуют поставщикам и производителям правила игры и ужесточают конкуренцию между ними. Производители вынуждены доказывать свои конкурентные преимущества не только конечному покупателю, но и ритейлерам. То, что нашим производителям сегодня кажется "страшным сном" - оплата места на полках для своего товара, жесткий регламент условий поставок, "драконовские" санкции в случае нарушений договорных обязательств, возможность выпасть из рейтинга продаваемых товаров (и как следствие, автоматический отказ от закупок), финансирование рекламных мероприятий для ритейлера - реальность для поставщиков венгерских. У любой медали есть две стороны, для счастливчиков (производителей, чей товар попадает в рейтинговый лист) в буквальном смысле открывается вход в ритейлеровую сеть. Супермаркеты соединены единой компьютерной сетью с поставщиком. Когда на кассе пробивается упаковка товара, информация о выбытии единицы товара моментально поступает на склад. Производитель, имеющий доступ к своим товарным запасам в режиме on-line, видит реальное движение своей продукции и на основе этой информации самостоятельно может формировать поставку. Конечно же, и ответственность за несбалансированную поставку также ложится на него. Многие могут сказать: "Ну, нам до Венгрии далеко". Действительно, срок, отделяющий нас от уровня развития экономики Венгрии, не менее 3-5 лет.
Картинка из ближайшего будущего

Посмотрим на последние события в России, а точнее - в Москве, которая является показательным полигоном для стран СНГ и отражает тенденции, как правило, в полной мере проявляющиеся с тем или иным процентом приближения у нас, максимум, через 3 года.

На сегодняшний день, по данным агентства AC Nielsen, в Москве доля супермаркетов в розничном товарообороте впервые достигла 10% (в 1997 году - 1,7%). Естественно, наиболее развита сетевая торговля в столице. Основными сетевыми операторами являются "Перекресток" (см. справку), "Рамстор" (см. справку), "Седьмой континент", "Дикси", "Мегамарт", "Копейка", "Авоська", "Азбука вкуса", "Бин", "Патэрсон". Еще год назад доля супермаркетов в розничном товарообороте РФ в целом составляла менее 1% (для сравнения: в Польше - 18%, в Бразилии - 36%). Розничная торговля с ужасом ждет прихода на рынок крупнейших иностранных игроков - Metro, WalMart, ALDI. Компания Metro уже построила первые магазины в Москве. Пользуясь преимуществами во времени, сетевые ритейлеры предпринимают решительные меры для усиления своих позиций перед схваткой с "гигантами". Торговый дом "Перекресток" и "Седьмой континент" уже этой весной открывают в своей сети магазины нового формата - гипермаркеты.

Такой формат магазинов позволяет продавать большое количество товаров по низким ценам и получать значительные скидки от поставщиков. А также конкурировать на нашем рынке с гипермаркетами, которые вскоре откроют западные операторы. Открывая гипермаркеты, российские розничные компании пытаются противостоять иностранным конкурентам. В этом формате уже несколько лет успешно работает турецкая сеть "Рамстор". Его же собираются использовать на российском рынке европейские гиганты - немецкая Real и французская Auchan. А пока у "Перекрестка" и "Седьмого континента" есть возможность, опередив потенциальных конкурентов, открыть в Москве магазины в выгодных для торговли местах.
Борьба с поставщиками

Российские розничные сети начинают объединяться в альянсы для защиты своих интересов и для формирования новых для России (и для всего СНГ) условий работы с производителем. Главы четырех розничных сетей - "Перекресток", "Копейка", "Дикси", "Мегамарт" - объявили о создании Российского розничного альянса (РРА). Общий годовой оборот этих сетей составляет не менее $400 млн. Одной из причин создания объединения ритейлеров стало желание избавиться от ряда проблем, возникающих у сетевиков с поставщиками. "Отечественные поставщики не демонстрируют рвения в достижении новых стандартов, - заявил директор ЗАО "Торговый дом "Перекресток" Александр Косьяненко. - Мы постоянно сталкиваемся с некачественной продукцией и упаковкой, нерегулярными поставками, и со многими из производителей трудно разговаривать. Будет легче, если мы объединим объемы продаж." С начала этого года "Перекресток" отказался от работы с 15 поставщиками, самым крупным среди которых была компания "Вимм-Билль-Данн". "Нас перестали устраивать соотношение цена/качество продукции "Вимм-Билль-Данн" и условия поставок", - сказал Александр Косьяненко. По версии "Перекрестка", им предложили закрепить за товарами "Вимм-Билль-Данн" 10% торговых площадей и значительно расширить ассортимент закупаемых соков.

С 1 марта сеть "Перекрестка" полностью перестала закупать соки и молочные продукты, произведенные на заводах "Вимм-Билль-Данн".

Но "Перекресток" - не первый клиент, которого потерял "ВБД". Сеть "Дикси" (15 магазинов в Москве, 8 - в Санкт-Петербурге) не торгует соками "Вимм-Билль-Данн" с июля прошлого года. "Мы выяснили, что все крупные производители закупают соковый концентрат у одних и тех же компаний, то есть выпускают похожую по качеству продукцию, но продают ее по разной цене, - рассказывает Томе Берзинь, генеральный директор "Дикси". - И мы просто перешли на поставщиков с другими ценами. Наши объемы продаж не уменьшились." Участники альянса намерены: совместно принимать решения о необходимости работы с производителем, о вводе и выводе товаров из ассортимента, о совместном анализе эффективности работы поставщиков и обеспечивать ценовые условия, адекватные объемам закупок. "А как еще можно показать производителям, насколько они правильно работают с клиентами?!", - комментирует задачи союза ритейлеров Олег Леонов, президент компании "Юнилэнд" (торговые сети "Дикси" "Мегамарт"). "На деле мы таким образом только поможем производителям наладить маркетинг, сбыт, логистику", - считает генеральный директор "Копейки" Александр Самонов.

Еще одну новую для СНГ форму работы с поставщиками (в реальность которой до недавнего времени мало кто верил в России, так же, как в Украине сегодня некоторые производители не верят в то, что скоро им придется пересматривать работу с розничной сетью самым серьезным образом) реализовал в жизнь торговый дом "Перекресток". Впервые в истории торговли СНГ он открыто предложил поставщикам ликеро-водочной продукции принять участие в аукционе на право заключения договоров о поставке и размещении ассортимента своей продукции на полках 32 из 38 магазинов сети "Перекресток".

25.04.2002
www.companion.ua

Док. 604443
Перв. публик.: 25.04.02
Последн. ред.: 02.11.09
Число обращений: 0

  • Косьяненко Александр

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``