В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Милиционера подставили Назад
Милиционера подставили
Верховный атаман посадил начальника криминальной милиции

Тот подозревал атамана в убийстве Листьева
Вчера в Долгопрудненском горсуде завершился беспрецедентный процесс по обвинению начальника криминальной милиции Лобни Юрия Шукайло в трех эпизодах мошенничества. Потерпевшим выступал атаман "Казачьего братства" Михаил Филин, которого два года назад задерживали по подозрению в убийстве Владислава Листьева. Следствие признало, что милиционер Шукайло "мошенническим способом" забрал у Филина $10 тыс., 10 млн руб. и видеокамеру (в благодарность он сообщил атаману фамилии двух агентов дмитровского РУОП). Судья Ольга Харитонова приговорила Шукайло за это к двум годам лишения свободы, что в два раза меньше минимального срока при мошенничестве в крупных размерах.

В ФСБ как дома
36-летний Михаил Филин, имеющий, по его словам, "высшее коммерческое" образование, за пять последних лет прошел путь от рядового бойца московского ОМОН из группы захвата до казачьего полковника, руководителя общества "Казачье братство", верховного атамана Крымского, Приднестровского и Оренбургского казачеств. Он дружил с Руцким, хорошо знал предпринимателей Лисовского и Березовского, а также многих авторитетов криминального мира. Охранял со своими бойцами мероприятия лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Был одним из инициаторов создания госпредставительства Крыма в России (хранил дома его гербовые печати, а также удостоверение замначальника службы безопасности президента Крыма). Высокопоставленный казак ездил на бронированном американском автомобиле, имея также "Ниву", "Волгу" и Ford. Автомобили Mercedes он не любил, так как в 1993 году его Mercedes обстреляли из гранатомета, в результате этого покушения Филин лишился кончиков нескольких пальцев.
Несколько лет назад Михаил Филин, чей ежедневный доход приближался к $40 тыс., купил дом в поселке Деденево Дмитровского района и создал там региональное отделение общества "Казачье братство". В соратники он вербовал как местных милиционеров, так и представителей криминальных кругов. Его ближайшим помощником стал бывший начальник отделения милиции Икши Виктор Юдин, которого Филин пообещал устроить начальником охраны госпредставительства Крыма. Перешел в ряды казаков и лидер дмитровских бандитов Михаил Бурасов, в "бригаде" которого числилось порядка 50 человек. Бурасову, грабившему в Москве вместе с ногинской группировкой большегрузные автомобили, понравилось предложение Филина прекратить бандитские дела и создать казачью общину. Однако дмитровские бандиты не смогли простить Бурасову "предательства" и начали охоту за ним. Бурасов полтора месяца скрывался от них в доме Филина.
В марте 1995 года в Дмитровском районе были убиты друг Бурасова Сидоров и один из руководителей охранной фирмы "Эфа" Воловиков. Михаил Филин и его люди всерьез опасались, что убийство директора "Эфы" Воловикова милиция "повесит" на них, решив, что это месть за погибшего Сидорова. Филин даже ездил к милиционерам и предлагал помощь в поиске убийц (в дальнейшем выяснилось, что это воркутинские бандиты).
В те напряженные дни и без того строгая охрана дома Филина утроила бдительность. 23 марта днем казаки увидели проходившего мимо дома атамана подвыпившего мужчину с бутылкой пива в руках, который показался им подозрительным. Обыскав прохожего, казаки нашли у него удостоверение сотрудника МУРа на имя старшего лейтенанта Андрея Азарова и милицейскую рацию (он осуществлял наружное наблюдение). Филин и его друзья побили Азарова, надели на него наручники, посадили в "джип" и, угрожая "повесить на турнике" (так утверждает Азаров), повезли в сторону Дмитрова.
Оставшиеся казаки после недолгих поисков наткнулись на машину, в которой поджидал Азарова его коллега, сотрудник МУРа Алексей Козырев. Казаки отняли у него рацию, вынули из-под сиденья его машины автомат и направили на милиционера. Но стрелять не стали, а побили и загнали в свои "Жигули", а затем направились вслед за "джипом" в Дмитров.
В Дмитровском отделе ФСБ Филин вел себя как дома. По его требованию Азарова и Козырева проверили, но отпустили с миром. Между тем по настоянию РУОПа привезшие их казаки во главе с Филиным были взяты под стражу и обвинены в захвате муровцев.

Месть милиционеру
После ареста казаков к ним в камеры стал ходить замначальника ОВД Лобни начальник криминальной милиции города Юрий Шукайло. Ранее он, по словам Филина, часто приезжал к нему домой в гости, просил принять его в "Казачье братство", на что Филин ответил, что так сразу не принимают, нужно пройти испытательный срок. Однако они поссорились после того, как в ходе одной из бесед у Шукайло выпал из кармана диктофон, на который он записывал все разговоры с атаманом.
По словам арестованных казаков, Шукайло интересовался политическими связями Филина, спрашивал о его причастности к убийству Листьева (в этом всерьез подозревали атамана и его боевиков). А Михаила Бурасова Шукайло повез без конвоя из Лобни в Химки, в изолятор временного содержания. Бурасов опасался, что по дороге его убьют. Филину же Шукайло говорил, что того держат под стражей с его подачи. По словам Шукайло, дальнейшая судьба Филина также зависела от него.
Филин после этого попросился на допрос к следователю ГУВД Московской области. Переданное Филиным заявление поразило следователя: казак признавался в неоднократной передаче взяток начальнику криминальной милиции Лобни.
По словам Филина, Шукайло приехал как-то к нему домой и предложил в обмен на $10 тыс. уладить конфликт с Барсиком - лидером лобненской преступной группировки Бардиным, который якобы намеревался убить Филина. Атаман боялся Барсика, у него была информация от Бурасова, что Бардин недолюбливает казачество и замыслил убить его. Поэтому Филин дал Шукайло $10 тыс. Кроме того, Филин сообщил, что подарил милиционеру китайское пневматическое ружье, нагайку и видеокамеру, а тот сдал за это атаману двух агентов дмитровского отдела РУОП.
В заявлении Филина была названа еще одна денежная сумма: 10 млн руб. Шукайло взял их у него, чтобы подкупить начальника угрозыска ГУВД Московской области Николая Чекмазова (ныне - генерал-майор, начальник криминальной милиции ГУВД МО). По словам Филина, Шукайло заявил, что снимет на видеокамеру передачу взятки Чекмазову, а затем этой записью можно будет его шантажировать. "Да и вообще,- признался Филин следствию,- Шукайло предлагал за $15 тыс. устранить любое лицо вплоть до физического уничтожения". Это заявление казак сопроводил словами: "Я хочу доверия со стороны следствия. Не хочу ничего утаивать и прошу считать мои показания чистосердечным признанием".

"Психически нездоровый фантазер"
ГУВД Московской области арестовало Шукайло, предъявив ему обвинение в мошенничестве. Мошенничество, по данным следствия, состояло в том, что Шукайло присвоил $10 тыс., которые брал, чтобы уладить конфликт с Барсиком. Сам Бардин сказал на суде, что "никогда никого не хотел и не хочет убивать", а если Филин узнал, что кто-то решил стравить их, то мог позвонить по его домашнему телефону и утрясти разногласия.
Подаренные Филиным видеокамера и ружье были изъяты у Шукайло при обыске. По ночам Шукайло допрашивали сотрудники РУОП и, по его признанию, доводили до такого психологического состояния, что он готов был признаться даже в убийстве Листьева. "Разве что только не били, но очень пугали",- сказал Шукайло. Адвоката к нему первое время не пускали, так как дело имело гриф "секретно" (агенты, которых Шукайло сдал Филину, оказались настоящими).
Шукайло на допросах стоял на своем - он никаких денег не брал. В суде он обмолвился, что Филин был у него в оперативной разработке и в общении с ним приходилось использовать нетрадиционные методы. Например, когда у Шукайло появилась оперинформация о том, что Филин торгует оружием, милиционер, чтобы это проверить, попросил достать ему ружье. И получил от него китайскую пневматическую винтовку, за которую отдал Филину $50. Видеокамеру же Шукайло брал, по его словам, для приятеля, руководителя охранной фирмы "Эфа" Воловикова, отдав атаману в залог $700. Сообщение же Филина о том, что Шукайло за $15 тыс. предлагал убить кого угодно, милиционер назвал бредом психически нездорового человека, фантазера, которого просто использовали в конфликте между угрозыском и РУОПом.

Судья поздравила подсудимого
Суд над Юрием Шукайло длился более полутора лет. Полгода ждали одну из главных свидетельниц - жену Филина Ларису. На запросы суда милиция Икши отвечала, что Филин не пускает милиционеров даже на порог своего дома, а потому доставка свидетельницы невозможна. Долгопрудненская судья Ольга Харитонова несколько раз откладывала дело. На одном из заседаний судья лишь поздравила подсудимого Шукайло с днем рождения и вновь перенесла слушания на месяц.
Ларису Филину так и не дождались. Зато в суд пришли сотрудники РУОП, которые рассказывали о Филине как об "бандите высокого уровня, собравшем вокруг себя преступников, называемых `Казачьим братством`". В свою очередь, адвокат Шукайло Анатолий Васильев сказал суду, что Филину было выгодно оговорить его подзащитного, поскольку он сам находился под следствием и был зависим от РУОПа, конфликтующего с угрозыском (кстати, дело против атамана в итоге прекратили). Кроме того, адвокат выражал недоумение, почему Шукайло инкриминируют мошенничество (обман), ведь, судя по данным следствия, он выполнил свое обещание и сдал Филину агентов РУОП.
Тем не менее участвовавшая в процессе помощник прокурора Долгопрудного Наталья Урлина настаивала на признании Шукайло мошенником и просила приговорить его к четырем годам лишения свободы. Судье это показалось много и она дала Шукайло два года, из которых большую часть он уже отсидел, ожидая приговора.
Шукайло собирается обжаловать приговор. В последнем слове он заявил: "Мне крайне стыдно всю эту грязь выслушивать. Я невиновен, и все".


ЕКАТЕРИНА Ъ-ЗАПОДИНСКАЯ

www.kommersant.ru

21.06.1997

Док. 603442
Перв. публик.: 21.06.97
Последн. ред.: 29.10.09
Число обращений: 0

  • Филин Михаил Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``