В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Ирина Митрофанова: Дочь репрессированного, труженица тыла и мама советских пионеров Назад
Ирина Митрофанова: Дочь репрессированного, труженица тыла и мама советских пионеров

Ирина Митрофанова: Дочь репрессированного, труженица тыла и мама советских пионеровНакануне 30 октября Дня памяти жертв политических репрессий, мне удалось побеседовать с Александрой Сергеевной Колдаевой (в девичестве Павловой), семья которой в 30-е годы была признана враждебной советской власти, раскулачена, а отец сослан из своей деревни Курской области в Шатурский район на торфоразработки.
    
После того как все продовольственные запасы были изъяты, скот угнан, а окна и двери дома заколочены, мать Александры Сергеевны, тогда еще просто Саши, ведь ей было только 8 лет, тяжело заболела, и несчастную женщину взяла к себе их родственница, которую власти не посчитали зажиточной. Старшую сестру, десятилетнюю Катю, взяли в няньки соседи, а Саша вместе с шестилетним братом осталась с бабушкой. Им было совсем не на что жить, они ходили по деревне побираться - люди у нас добрые, не дали детям с голоду умереть.
    
Потом отец все-таки добился, чтобы детей привезли в Шатуру, мать к тому времени уже умерла. Рядом с отцом детям было намного лучше, хотя жили очень бедно, ведь сосланным ничего не платили за их работу, только кормили, детей тоже кормили. А обувь было не на что купить, подбирали на помойке, чинили и донашивали, но зато в Шатуре Саше с сестрой и братом разрешили ходить в школу, в родной деревне детей раскулаченных в школу не пускали.
    
Потом отец Саши женился во второй раз. У него родились еще трое детей. Жизнь шла вперед и потихонечку налаживалась. Хотя Саша и была дочерью репрессированного, местная комсомольская организация отнеслась к ней хорошо, ее приняли в члены сандружины, и теперь Александра участвовала в демонстрациях и носила красивую форму.
    
Но началась Великая Отечественная война, все старшие ушли на фронт, и их место на добыче торфа заняли подростки и юные девушки, среди них были и сестры Павловы. "Работали с семи утра до семи вечера, - рассказывает Александра Сергеевна, - труд тяжелейший: поднять сырую массу торфа, фрезеровать, ворошить, сложить в штабеля. До бараков добирались почти без чувств. И так ежедневно. Но правило было одно "Все во имя победы". Потом Александру еще и в должности повысили, сделали техником, дали в подчинение 120 торфяниц - и ее рабочий день теперь длился с шести утра и до полуночи, а ведь ей едва исполнилось 17 лет.
    
Летом 1944 года героически погибла сестра Александры. На торфоразработках начался пожар, и Катерина на тракторе стала распахивать торф, чтобы пламя не перекинулась в сторону рабочего поселка. Огонь Катюша потушить сумела, но полученных ожогов не перенесла, ей было только 22 года.
    
Ближе к концу войны Александру, как хорошо зарекомендовавшую себя труженицу тыла, Горком направил на работу инспектором в отдел народного образования по охране детства. Стали организовываться детские дома для детей, потерявших родителей в годы войны. Вместе со своими комсомольскими товарищами Александра организовала три детских дома, где нашли приют осиротевшие дети, погибших сотрудников Шатурской электростанции, предприятий торфоразработок и близлежащих колхозов. Они ездили по деревням, собирали сирот. В результате никто из осиротевших детей не остался без крова и куска хлеба.
    
Когда Александре Сергеевне дали квартиру в Бабушкинском районе г. Москвы, она пошла работать в трест "Мосводопровод". При тресте был организован пионерский лагерь "Московский родник", и Александру Сергеевну назначили директором этого лагеря.

"Забота о детях стала делом моей жизни, - говорит Александра Сергеевна, - "За 18 лет моей работы начальником пионерского лагеря я была награждена 50-ю "Почетными грамотами", в том числе от ВЦСПС. Среди детей, отдыхающих в лагере, были и воспитанники детских домов. Помню, как девочки-сироты просили расчесать меня им волосы, им очень не хватало материнской ласки. Я старалась подарить хоть немного тепла каждому ребенку. Они называли меня - наша мама. У меня много наград, в том числе и медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". Но главная моя награда в жизни - это любовь детей, которые, уже давно став взрослыми, не забывают обо мне".
    
Сегодняшняя жизнь Александры Сергеевны течет спокойно, она окружена заботой близких: дочери, внучки и правнука - студента отличника. Александра Сергеевна регулярно читает прессу, следит за новостями и всегда в курсе последних событий, что происходят в стране.

Несмотря на то, что в детстве и отрочестве ей пришлось столкнуться с несправедливостями советской власти, она признает, что эта власть сделала и много хорошего, особенно это касается послевоенных лет.

"За короткий срок с улиц были собраны почти все беспризорники - рассказывает Александра Сергеевна, - педагогам вменялось в обязанность ходить по семьям учеников, узнавать какая обстановка в семье, следили за тем, чтобы ни один ребенок не остался без присмотра, еды и учебы. Да и сами люди, даже без принуждения власти, были более ответственны и неравнодушны к чужому горю".

28.10.2009,                                
www.viperson.ru

Док. 603174
Опублик.: 28.10.09
Число обращений: 0

  • Митрофанова Ирина Вячеславовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``