В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Замок с секретом Назад
Замок с секретом
Устойчивый трансграничный поток людей, товаров и грузов появился в России только 10-15 лет назад. Очевидно, что за столь недолгий срок менталитет пограничника ("граница на замке") просто не переломить. И в этом видится основная проблема для пересекающих границу законопослушных граждан - делать это быстро пока не получается. Какие бы реформы ни проводились, в конечном счете все зависит от конкретного Васи или Пети, стоящего у шлагбаума, у которого нет особых стимулов эффективно работать. Рискнем предположить, что даже переход на контрактную службу сам по себе мало что изменит. Серьезную оптимизацию должны пройти процедуры и правила, регламентирующие службу пограничника. Но этого не добиться без радикального совершенствования законодательства, касающегося пограничной сферы государства. А до тех пор процедура пересечения границы так и будет для автомобилистов затягиваться на несколько часов (в других странах оформление въезда или выезда отнимает до получаса).

Нынешние косметические улучшения на границе - вынужденная реакция на возрастающую нагрузку на пункты пропуска (ПП). Так, в 2008 году через них было пропущено 25,6 млн человек (на 1 млн больше, чем в 2007-м) и 8,1 млн машин. Впрочем, надо понимать, что одного желания пограничников здесь недостаточно. Пограничная инфраструктура совершенно не соответствует требованиям времени, кроме того, она не принадлежит пограничникам (автомобильные ПП подчиняются таможне, железнодорожные - РЖД), а в чужой монастырь со своим уставом, как известно, не ходят. Кроме того, существующие правила функционирования ПП архаичны, а уровень взаимодействия контролирующих органов невысок. "На протяжении 15 последних лет не удается выстроить эффективную работу пограничников, таможенников, а с недавних пор и Федерального агентства по обустройству госграницы (Росграница. - ,,Эксперт С-З"). Это сильно усложняет процесс пропуска грузов, - сетовал недавно заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Игорь Русу. - Оптимизация работы этих структур - большой резерв для увеличения пропускной способности транспортной инфраструктуры".

Уровень взаимодействия контролирующих органов навевает тоску и демонстрирует полную беспомощность власти перед межведомственной бюрократией. Вспомним, что еще три года назад был принят правительственный документ, в соответствии с которым на ПП должны остаться только два ведомства - пограничная и таможенная службы. "Одно окно" призвано ускорить прохождение грузов через границу. Однако воз и ныне там: на границе их встречают аж пять служб. Все они ютятся в старых помещениях, а разделить транспортную, ветеринарную инспекции и фитосанитарный контроль невозможно: не до конца понятна процедура, да и новые помещения для них не построены. Дело в том, что формирование Росграницы неоправданно затянулось на два года, и это время можно считать попросту потерянным для бизнеса и государства с точки зрения развития перевозок. Постепенно агентство начинает наверстывать упущенное, но главное, как считают многие транспортники, чтобы оно не превратилось в очередной государственный контролирующий орган, который не столько помогает, сколько мешает транспортному процессу.

www.expert.ru
28.06.2009

Док. 603110
Перв. публик.: 28.06.09
Последн. ред.: 28.10.09
Число обращений: 0

  • Русу Игорь Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``