В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Председатель совета директоров сети универсамов `Патэрсон` Алексей Мауергауз - о перспективах украинских торговых сетей. Назад
Председатель совета директоров сети универсамов `Патэрсон` Алексей Мауергауз - о перспективах украинских торговых сетей.
Российские торговые сети уже давно рассматривают украинский рынок (прежде всего - столичный) в качестве стратегического направления экспансии. Оно и понятно. В Москве сетям становится тесновато, а активное продвижение в регионы требует больших затрат на логистику. К тому же основная масса населения российских городов, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, небогата. Средний чек в супермаркетах Москвы составляет $9-10, в российских регионах - $1,5-3, а в Киеве $6-7. Некоторые российские ритейлоры уже вошли на украинский рынок. К примеру, сеть "Далпорт" открыла 7 магазинов "Да!Маркет", сеть "Рамстор" пока осилила два супермаркета "Амстор" в Донецке. В ноябре 2004 года напомнила о себе московская компания "Торговый дом "Перекрёсток", возобновив переговоры с украинскими ритейлорами о покупке подходящей торговой сети. Однако до сих пор никаких конкретных договорённостей ни с одной из украинских компаний не достигнуто. Летом прошлого года объявила о своих амбициозных планах освоения украинского рынка и российская сеть универсамов "Патэрсон". Первый супермаркет сети открылся в Киеве в конце января 2005 года.

"Профиль": Каков, по вашим оценкам, объём украинского рынка ритейла?

Алексей Мауергауз: Мы не проводили самостоятельной оценки. Согласно имеющейся у нас информации, по итогам 2003 года ёмкость украинского рынка ритейла составила около 50 млрд. грн. Динамика роста в 2004 году была 20%. Для сравнения: в России объём рынка за тот же период - $146 млрд., а динамика роста - примерно 18%. Как видите, рост продуктового рынка и в Украине, и в России практически одинаков.

"П.": Какие особенности украинского рынка вы могли бы отметить?

А.М.: Радикальное отличие украинского рынка от российского заключается во взаимоотношениях торговых сетей и поставщиков товаров. В Украине поставщики диктуют условия сотрудничества торговым сетям. В России такого, безусловно, нет. Во всём цивилизованном мире ритейлоры сами определяют конечную цену, и это свидетельствует о высоком уровне развития рынка ритейла. А в Украине рынок ещё не развит: поставщики навязывают розничную цену продукции, создают различные картельные союзы для давления на торговые сети.

"П.": И как же вы намерены работать в таких условиях?

А.М.: Мы будем с этим бороться. Мы уже ведём переговоры с поставщиками, с кем-то договариваемся, кому-то ищем замену. Рано или поздно все украинские ритейлоры будут озабочены взаимоотношениями с поставщиками. Сети поймут, что это проблема, это мешает нормальной работе. Поэтому не может быть и речи о какой-то особой лояльности к тем или иным поставщикам. Если нас устраивает цена их товара - мы его будем продавать. Мы же не фонд поддержки предпринимателей.

"П.": Первый универсам "Патэрсон" должен был открыться в Киеве ещё в июне 2004 года...

А.М.: Да, действительно. Признаюсь честно, открытия первого универсама в Киеве мы ждали, как пассажиры ждут в аэропорту своего рейса, который по разным причинам откладывается.

Перенос открытия универсама на декабрь 2004 года был связан с ошибками подрядчиков при строительстве помещения для него. А в декабре мы решили не открывать универсам из-за политических и экономических событий в Украине. Тогда закупочные цены на ряд продуктов в течение двух дней взлетели на 20%.

"П.": Сколько убытков вы понесли за этот период?

А.М.: $200 тыс.

"П.": А почему решили открыть магазин на Оболони? И именно супермаркет?

А.М.: В этом районе помимо нас работает всего несколько супермаркетов, и этого количества недостаточно.

При населении в 350 тысяч человек должно быть около 30 магазинов. К тому же торговая площадь в ТРЦ "Метрополис" на тот момент оказалась наиболее подходящей по месторасположению и затратам. А что касается формата, то мы обладаем большим опытом работы именно в этом формате магазинов. В нынешнем году в России мы откроем первый гипермаркет площадью 5 тыс. кв. м. Это будет пробный проект. В 2006 году, может быть, откроем подобный магазин и в Украине. Наверняка могу сказать, что в нынешнем году откроем ещё два супермаркета в Киеве, а в следующем - пять. В 2006 году мы планируем выйти в регионы. Скажу лишь, что это будут города-миллионники - Днепропетровск, Харьков, Одесса. Наши универсамы будут примерно одинаковы по площади и концепции. А стартовать в формате 500-метровых дискаунтеров для нас неактуально. Это не наш профиль.

* - по данным операторов www.retail.ru
"П.": За счёт каких резервов вы можете себе позволить устанавливать минимальную торговую наценку?

А.М.: Конечно же, за счёт работы российской сети. Именно её эффективная работа позволила нам с момента открытия первого киевского универсама ввести дисконтные карточки.

"П.": Но изначально вы планировали за два года открыть в Украине 30 магазинов. Теперь ваши планы изменились?..

А.М.: Находясь здесь на протяжении полугода, мы откорректировали свои планы, реально понимая, сколько универсамов сможем открыть. В 2005 году в Киеве мы откроем три универсама и в 2006 году - пять универсамов. В Украине сложно подобрать торговые площади. Существующие площади либо не подходят для размещения супермаркета, либо слишком дороги. Конечно, это вопрос времени. В России была аналогичная ситуация несколько лет назад.

"П.": А вам поступали предложения о покупке украинских торговых сетей?

А.М.: Да. Они абсолютно неинтересны по причине слишком высокой цены. Я бы даже сказал - неадекватной. Со временем, с ростом конкуренции на украинском рынке, на эти сети установится более реальная цена. К тому же покупка действующей компании - это колоссальные риски, которые могут проявиться через год-два: возможно появление претензий по объекту недвижимости либо собственник помещения откажется пролонгировать договор аренды и прочее.
"Через 2 - 3 года большие гиппермаркеты отхватят себе существенную долю рынка"
"П.": А как вы оцениваете позиции западных, российских и отечественных торговых сетей на украинском рынке?

А.М.: Как я уже говорил, украинский рынок ритейла только развивается. По оценкам бизнес-аналитиков, в Украине всего 10-12% розничного товарооборота проходит через торговые сети. Для сравнения: в Москве через цивилизованную розницу по итогам 2004 года прошло от 30% до 40% товарооборота. Хотя Москва радикально отличается от остальных городов России. Однако следует учитывать, что опыт и технологии работы западных ритейлоров применимы на рынке любой страны. Местный рынок очень сильно ощутит активную экспансию западных операторов. Через 2-3 года большие гипермаркеты отхватят себе существенную долю рынка, снизится маржа у местных сетей. Российские сети тоже довольно агрессивны. Все умеют управлять и маржой, и закупочной ценой.

"П.": Какова же судьба украинских ритейлоров?

А.М.: Лет через 7-10 у них не останется никаких перспектив, только как продаваться. Других вариантов нет. И лучше это делать в нынешнем или, в крайнем случае, следующем году. Потому что потом цена на их бизнес будет значительно ниже. Украинские ритейлоры попросту финансово не смогут конкурировать с крупными иностранными сетями.

09.02.2005
www.paterson.ru

Док. 603058
Перв. публик.: 09.02.05
Последн. ред.: 28.10.09
Число обращений: 0

  • Мауергауз Алексей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``