В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
На цветы для любимой балерины публика не поскупилась Назад
На цветы для любимой балерины публика не поскупилась
В четверг в театре им. Мусы Джалиля прошел бенефис примы-балерины казанского балета Елены Щегловой. Зал был переполнен, многие смотрели концерт нашей главной классической танцовщицы стоя. От волнения не мог усидеть на месте в амфитеатре и супруг Елены - экс-премьер Бахытжан Смагулов. В антрактах он машинально реагировал на приветствия поклонников - своих и Щегловой. И самое большее, что мог произнести: "Я в жизни так не переживал!"...


Бенефис открыл ветеран балета Виталий Бортяков. Он был первым казанским партнером Елены Щегловой: осенью 1986 года именно с ним свежеиспеченная выпускница Пермского хореографического училища дебютировала на сцене театра Джалиля в "Щелкунчике". Бортяков танцевал Принца, Щеглова - Машу. Виталий Николаевич, вспомнив об этом, сказал, что Лена, по его мнению, из той редкой категории балерин, которые одарены природой на сто процентов, а сумели использовать этот дар на все триста. То, что это действительно так, подтвердил видеоклип: на задник сцены опустили экран, на котором транслировались документальные фрагменты из балетов, которые замечательно танцевала Щеглова. "Жизель", "Сильфида", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Спящая красавица", "Вальпургиева ночь", "Баядерка", "Шурале", "Кармен-сюита"...

Первый концертный номер - "Полет Тальони" Леонида Якобсона на музыку Моцарта начался так, что публика восхищенно охнула: из затемненных кулис легко и высоко вылетела Щеглова в белоснежной пачке Сильфиды. И буквально пролетела всю черную "коробку" сцены: иллюзия парения была исключительной. Только потом зрители смогли понять, что этот фокус "делают" партнеры балерины - одетые во все черное Максим Поцелуйко, Михаил Тимаев, Денис Исаев и Руслан Зиганшин. На протяжении всего номера они бережно и бесшумно носили на высоко поднятых руках бенефициантку. А когда опускали ее на "грешную землю", с ней танцевал видимый зрителям Артем Белов.

С этим номером перекликалось замечательное выступление премьеров Московского театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Наталии Крапивиной и Георги Смилевски. Они исполнили романтический дуэт из балета Дмитрия Брянцева "Призрачный бал" на музыку Шопена. Танцевали - как дышали, невероятно свободно и чисто. О Крапивиной можно было сказать словами Юрия Олеши: "Она была легче тени, ей могла бы позавидовать самая легкая из теней - тень падающего снега"...

Показательно, что для участия в своем бенефисе Елена Щеглова не побоялась пригласить танцовщиков, чья виртуозная техника в силу объективных причин уже превосходит ее собственную. Это поступок мудрой артистки. В то время как ее молодые талантливые коллеги восхищали публику безразмерным шагом (Наталия Крапивина), ураганным вращением (Наталья Мацак), огромными прыжками (Нурлан Канетов, Руслан Савденов), Щеглова очаровывала зрителей проникновенным "полетом души", демонстрируя истинный смысл этого словосочетания. Поражала осмысленностью и обостренной красотой каждого движения, будь это "плачущие" арабески в "Воспоминаниях" Джеймса Куделки на музыку Чайковского или королевский апломб в адажио из гран-па балета Минкуса "Пахита"...

Шедевр Мариуса Петипа на все времена - свадебное гран-па из "Пахиты" - стал самым неожиданным номером этого замечательного бенефиса. Пожалуй, его стоило назвать праздничным дивертисментом. Потому что из знаменитого номера исключили каверзное па-де-труа, зато включили в него эффектные вариации из "Дон Кихота" и "Баядерки" Минкуса, классического па-де-де Обера...

В торжественном финале этой "солянки" на сцену вышла Елена Щеглова. Уже не в балетном костюме - в длинном красном платье, черных туфлях на каблуках. Начались трогательные поклоны.

Публика стоя аплодировала любимой балерине. И дарила ей цветы. Сказать, что цветов было много, значит, не сказать ничего. Щеглова раз пять отдавала охапки букетов капельдинерам, чтобы те отнесли их за кулисы, а очередь из ее поклонников с цветами все тянулась и тянулась к сцене...

"Вечерняя Казань" N 61 (3835)
forum.balletfriends.ru

Док. 602764
Опублик.: 27.10.09
Число обращений: 0

  • Бортяков Виталий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``