В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Почему человек перестает быть актером и становится священником? Назад
Почему человек перестает быть актером и становится священником?
Этот человек начинал как артист, много снимался в кино, работал во МХАТе. И все было замечательно. Но однажды он резко изменил свою судьбу, стал дьяконом, и при этом в отличие от некоторых других людей, которые становятся священниками, перестал мелькать на телеэкранах, совершенно исчез из жизни. Поэтому очень приятно, что он посчитал возможным придти в нашу программу. У нас в гостях Леонид Каюров.

- Почему человек перестает быть актером и становится священником?

КАЮРОВ: Если Господь даже мытарей воззвал, если он даже блудниц претворял в жен-мироносиц и через ослов говорил, то, я думаю, что для него не составляло особого труда из артиста театра и кино создать православного дьякона.

- А с вашей точки зрения, что произошло в вашей жизни?

КАЮРОВ: Я предполагал, что этот вопрос возникнет, хотя никогда его не формулировал для себя. Одна из причин v желание быть самим собой. Вторая причина v жажда святости. И третья причина v жажда свободы.

- Неужели нет никакой внешней причины, что человек вдруг перестает ходить в театр и сниматься в кино?

КАЮРОВ: Все подлинное и настоящее произрастает постепенно и зреет изнутри. А причина была в том, что в 1983 году, мне тогда было 26 лет, я крестился. Для меня этот поступок был не случайным. Поэтому моя жизнь стала меняться. Я стал серьезно к этому относиться.

СЛУШАТЕЛЬ: В чем вы видите истину человека-актера и истину того человека, кем вы стали сейчас?

КАЮРОВ: Истина человека в том, чтобы стать самим собой. А истина актера в том, чтобы в кого-нибудь воплощаться, перевоплощаться. Главное для него играть, быть кем-то, а не самим собой. Часто бывает, что яркая индивидуальность у актера ему мешает. И обычно такой актер начинает себя тиражировать, начинает во всех ролях играть самого себя. А известно, что самые великие артисты, как, допустим, Михаил Чехов, в жизни были незаметными, невзрачными людьми.

- Вы во МХАТе играли Ленина в знаменитом спектакле "Путь". Вы сейчас к этому относитесь как к греху?

КАЮРОВ: Нет, потому что я играл его с определенным отношением. Есть тонкость одна: я играл не Ленина, а роль Ленина. Я наполнял эту роль своим отношением, можно сказать, критическим отношением. Когда этот спектакль показали по телевидению, мне рассказывали, что старые большевики, которых трудно обмануть, писали письма такого содержания: кого вы нам показываете, какого-то фашиствующего молодчика?

СЛУШАТЕЛЬ: Как вы относитесь к войне с Ираком, которая может начаться уже сегодня?

КАЮРОВ: С ужасом отношусь. Люди забывают, что физический мир настолько тонок, что малейшее воздействие может привести к совершенно непредсказуемым последствиям.

- А у вас не возникает мысль, что поскольку уничтожают неверных, то это правильно?

КАЮРОВ: Нет. Такой мысли не было.

- Мне кажется, очень важно сказать, что такой мысли у православных христиан не должно возникать. Потому что, к сожалению, такие мысли возникают у некоторых людей.

КАЮРОВ: Мне приходилось слышать подобное мнение от людей, которые считают себя православными. Когда 11 сентября произошла трагедия в Нью-Йорке, я слышал такую точку зрения, что Господь наказал Америку за ее прегрешения. Это чудовищно было слышать. Из Евангелия мы знаем пример, когда апостолы предложили Христу низвести огонь на селения из-за того, что они не приняли Христа. Господь сказал на это, что вы не знаете, какого вы духа. Так что это совсем не христианское воззрение.

СЛУШАТЕЛЬ: Как отнесли ваши родители к вашему уходу в духовенство и как сейчас к этому относятся?

КАЮРОВ: Отнеслись с пониманием. У нас не было разговоров, объяснений.

- Я читал в интервью, что ваш отец сначала воспринял это как удар. Это не так?

КАЮРОВ: Я не знаю. Мы это не обсуждали. Я сказал маме. Она отреагировала очень болезненно и сказала: "Я буду готовить папу". Не знаю, как она готовила, но объяснений не было. Для меня имело очень большое значение, как к этому отнесутся родители.

- А почему вам не хотелось посоветоваться с вашим отцом?

КАЮРОВ: Я чувствовал десницу Господню, волю Божью. Мне просто надо было согласовать свои поступки.

- Я как человек, который занимается театром, знаю, что театр - это болезнь, его даже называют наркотиком. По этой жизни у вас никогда не возникало тоски?

КАЮРОВ: Нет, у меня не возникало такой тоски. В первые годы, когда я оставил прежнюю жизнь, мне даже снился один и тот же сон, что я сижу, занавес закрыт, впереди за занавесом зрительный зал, сейчас занавес откроется и начнется какое-то действие. И вдруг поднимается ураганный ветер, меня проносит этим ветром через всю сцену, и я куда-то улетаю.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Есть фраза "Пути Господни неисповедимы". Когда у человека случается беда, ему надо искать объяснение этому или надо просто принять случившееся?

КАЮРОВ: Существование самого мира v это величайшая тайна. Мир прост только для дураков.

- Если человек хочет в вере обрести какое-то успокоение, как это сделать?

КАЮРОВ: А помните, как сказал у Достоевского старец Зосима Алеше: "В горе ищи счастья". Когда в жизни случается такая ситуация, что надо нести крест, то надо его нести и благодарить Господа за все. Это очень сложно понять. Искусство жить v это еще искусство правильно поставить вопрос. Случается несчастье, и человек, как правило, задает вопрос: за что мне это? А вот если поставить вопрос: для чего мне это, очень многое может открыться.

- Сейчас идет Пост. Почему истинно верующий человек должен поститься или он не должен?

КАЮРОВ: К Посту не должно быть суеверного отношения, не должно быть пародийного представления о Посте. Вспомнилось такое высказывание сербского писателя Юрия Крижанича, который сказал, что в России русские люди едят друг друга и поэтому сыты бывают. Поэтому часто от отцов церкви можно слышать: ешь все, только людей не ешь.

- Это правильно?

КАЮРОВ: Конечно, это правильно. Хотя соблюдать Пост надо. Но надо знать, что не человек для Поста, а Пост для человека. Пост v это средство. И имеет он, прежде всего, духовное значение. Пост v это не меню. Пост v это духовный труд. Результат Поста v это Пасха. И так уж человек устроен, что он не может встретить светлый праздник, если перед этим он не пройдет трудный путь самоограничения. Принцип Поста v именно воздержание. У каждого, конечно, свои меры.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Случались ли у вас искушения? Хотелось ли вам заняться чем-нибудь мирским?

КАЮРОВ: Нет, Господь милостив. Я чувствую свое призвание к тому, чем я сейчас занимаюсь.

- На вашем месте сидел замечательный артист Михаил Боярский, который говорил о том, что занятие искусством, в том числе и занятие театром, v это очень греховное дело. Вы считаете так же?

КАЮРОВ: Если это происходит во имя свое, если человек через это самоутверждается, то, как и всякое искусство, оно греховно. Искусство греховно, когда оно не осенено высшей идеей, когда существует отрыв от Бога. Я хотел бы даже порассуждать не столько о греховности искусства, сколько об опасности профессии актера. Актеру, чтобы сыграть страсти, нужно спровоцировать, вызвать в себе эти страсти. И до поры до времени хороший артист уверен, что контролирует эти страсти, но они могут захлестнуть человека, он может с ними не справиться.

- А если искусство греховно, то почему такое большое количество людей именно в нем ищут спасение?

КАЮРОВ: Смотря что подразумевать под спасением.

- Но людям без искусства жить было бы сложней?

КАЮРОВ: Церковь не отрицает искусства, творчества. Человек вообще призван к творчеству. И разве церковь когда-нибудь обходилась без музыки, без архитектуры, без живописи? Нет. Другое значение, чему все это служит.

- Литература и музыка в церкви определенная. Но есть же великая литература v Пушкин, Толстой, которые были с точки зрения церкви греховными людьми, а с точки зрения огромного количества людей теми, кто помогал понимать любовь. Как одно с другим сочетается? Как греховный человек может помогать другим людям? Или он на самом деле не помогает?

КАЮРОВ: Наверное, помогает на определенном этапе. Пока человек не вышел на путь поиска истины.

- Ваш взгляд на жизнь сильно изменился с тех пор, как вы стали священником?

КАЮРОВ: Да. Вы сказали при встрече, что я сильно физически изменился, значит, я изменился и внутренне, потому что дух творит формы. Мы по форме человеческого тела можем сказать, какая у него душа.

Леонид Каюров
2003/20/03 Андрей Максимов (ведущий программы)

mayak.rfn.ru

Док. 602601
Перв. публик.: 20.03.03
Последн. ред.: 27.10.09
Число обращений: 0

  • Каюров Леонид Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``