В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эшелоны шли на войну Назад
Эшелоны шли на войну
23 февраля 1942 года на станции Ворошилов (Уссурийск) из вагона поезда высадились 11 выпускников Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта. Через двадцать лет один из них станет первым секретарем горкома партии Владивостока, а затем и первым заместителем председателя крайисполкома. Но это будет потом. А той военной зимой парню с простым фанерным чемоданом - Константину Кравченко - было всего 23 года

Елена Воронежцева
Работай, учись и бросай гранаты

- Направили меня старшим инженером техотдела в Уссурийское локомотивное депо, - вспоминает сегодня Константин Федорович. - Работали здесь мастера высокой квалификации - потомственные железнодорожники. Помните, как в фильмах показывали: идет такой на работу не спеша, достойно, в руках торбочка с обедом, слов лишних не говорит, но цену себе знает, потому как он Мастер с большой буквы. А у меня - молодого выпускника вуза - теоретические знания отличные, практических же - почти никаких. Тем более что паровозы, с которыми нас знакомили в Харькове и Ташкенте, куда эвакуировали институт, были иными.

Конечно, можно было ограничиться своими прямыми обязанностями - технической документацией, фиксированием дефектов прибывших паровозов, необходимости того или иного ремонта и т.д. Но мне хотелось узнать об этих машинах все: из чего состоят, почему ломаются, как обеспечить бесперебойное снабжение необходимыми деталями и т.д. Ведь паровозы и вагоны должны быть безупречными, а график движения поездов бесперебойным - эти эшелоны шли на войну. Ходил за каждым мастером, рабочим, просил, чтобы все показали, объяснили.

Но и к самой войне нас тоже готовили. Был в депо военный инструктор по фамилии Беда. Так он нас чуть ли не каждый день после работы гонял на марш-броски на 10-15 километров. Гранаты бросали, винтовки собирали-разбирали - мало никому не показалось. Но диверсий на железнодорожных путях никаких не было. По крайней мере, мы об этом не слышали.

Кроме депо, я ничего не знал и не видел, даже в Уссурийске не был. Жил в общежитии, уходил на работу в шесть утра, возвращался поздно вечером.Питался в столовой. Кормили супом с клецками. И мне хватало. По карточкам давали хлеб, сахар, иногда колбасу и пол-литра водки. Бывало, кто-то терял карточки, а их не восстанавливали. Тогда помогали всем миром, кто чем мог. Организовали при депо бригаду рыбаков. Брали разрешение и ловили на Суйфуне (сейчас река Раздольная) кету, корюшку, раздавали рабочим.
Американский ленд-лиз

- Еще мы должны были сопровождать поезда до Владивостока или Манзовки, проверять, как они идут, чтобы потом в пути не было никаких поломок. Тогда шло много груза по ленд-лизу - американской помощи, которую наше государство обещало вернуть деньгами. Поставляли нам оборудование для заводов, различную технику, целые подвижные составы - паровозы, колесные пары и т.д. В Уссурийске специально был организован вагоностроительный цех, где эти вагоны собирали. Так же шли продовольственные грузы - мука, масло, консервы и т.д. Мука, кстати, была белая-белая. Иногда и нам перепадало - в столовском супе плавали американские клецки.

Сейчас по телевизору идет сериал "Конвой PQ-17" (по роману В. Пикуля "Реквием каравану PQ-17"). Там грузы переправляли военные корабли, а к нам во Владивосток шли гражданские суда, так называемые "либерти". Эти пароходы в Америке клепали за 1,5 месяца, и рассчитаны они были на один рейс. Так эти "либерти" у нас потом работали по двадцать лет.

Всю войну, даже в очень трагические моменты, я знал, что мы победим. Мы, конечно, не были на фронте, но работали так, чтобы ни на мгновение не задержать грузы, необходимые для победы.
Сибирский двойник

- Но одной войной человек все равно жить не может. Нашей отдушиной был клуб им. Чумака. Сейчас он, конечно, захудалый, но тогда был для нас самым настоящим очагом культуры. Помню, встречали 1943 год. Елка, танцы. Стою у входа в зал, подходит какой-то военный:

- Костя, ты что, меня не узнаешь?

- Извините, нет.

- Так мы же с тобой за одной партой в школе сидели!

Оказалось, что я не только похож на его одноклассника, но и фамилия у нас одинаковая, а также имя, отчество и год рождения! Но учились они в одном из сибирских городов, а я - в Сумах. Выпросил он у меня часы, которые нам давали для сопровождения поездов, на следующий день вернул с надписью: "На память о совместной встрече человеку, которого я знал". До сих пор не могу себе объяснить, как получилось, что у меня был - а возможно, и сейчас есть - самый настоящий двойник.

В том же клубе им. Чумака мы отмечали Победу, там же я познакомился со своей будущей женой - Натальей Николаевной.
Он строил Большой Владивосток

8 ноября 2004 года Константину Федоровичу исполнилось 85 лет, а 7 ноября они с женой отмечали 58 лет со дня свадьбы. Наталья Николаевна стала настоящим подарком ко дню его рождения - всегда была верной спутницей и надежным товарищем. Был в их жизни Китай - супруг работал на КЧЖД. Снова Уссурийск. И, конечно же, Владивосток.

Константина Федоровича избирали народным депутатом РСФСР, народным депутатом СССР. Назначали завотделом транспорта и связи крайкома партии, председателем горисполкома, первым секретарем горкома партии, первым заместителем председателя крайисполкома. Он строил Большой Владивосток.

В те годы здесь правили военные, и, казалось, они будут командовать всегда. Не было мостов и дорог, должного тепло- и энергоснабжения, не говоря уж о водных запасах. Поэтому планировалось даже столицу Приморья переводить в Уссурийск. Но именно тогда - первым на Дальнем Востоке - Приморье заменило паровозы на электрички, здесь построили Приморскую ГРЭСС, начали решать проблемы водоснабжения.

Он искренне работал для людей. И руководствовался правилом нынче явно не модным: самые главные у нас - это исполнители. Если сработали хорошо - значит, они молодцы, а не он - руководитель. Если же что-то не получилось, то виноват именно он.

Потом он занимался проблемами ветеранов. Награжден орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, многими медалями и серебряной медалью ВДНХ за достижения Приморского края.

Сейчас Кравченко пенсионер с обычным "пособием" в 2 тысячи рублей - не было в его времена положения о пенсионном содержании государственных служащих. Но телефон в квартире никогда не молчит: люди просят совета, помощи. Если это в его силах, Константин Федорович никому не отказывает. Так уж устроен этот человек - почетный гражданин нашего города.

12.11.2004

daily.novostivl.ru

Док. 602310
Перв. публик.: 12.11.04
Последн. ред.: 26.10.09
Число обращений: 0

  • Кравченко Константин Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``