В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
И.Митрофанова, О.Коновалова: Стратегический партнер, который видит все Назад
И.Митрофанова, О.Коновалова: Стратегический партнер, который видит все

И.Митрофанова, О.Коновалова: Стратегический партнер, который видит всеМосковский областной профессиональный колледж в Сергиевом посаде недавно отпраздновал свое пятидесятилетие. Он был создан в 1956 как ремесленное училище, в 1976 стал профтехучилищем, в 1997 получил статус лицея, а в 2005, уже имея опыт преподавания по программе среднего профессионального образования, прошел аккредитацию как колледж.

Сотрудничество МОПК с родителями имеет давнюю историю. Сейчас в родительский комитет входят 11 человек, каждый из которых избран какой-то учебной группой, начиная со 2 курса, когда родители и дети уже освоились в колледже. Не все группы могут делегировать своего представителя, иногда просто не находится человека, который согласился бы взять на себя эти обязанности. Зато те, кто вошел в комитет по своему желанию, работают надежно. По трое представителей родительского комитета входят в научно-методическую и стипендиальную комиссии колледжа, а остальные пятеро - в Совет колледжа.

Реально участвовать в управлении колледжем родителям студентов сложно. В отличие от школы здесь, во-первых, учат профессии, готовят не к поступлению в вуз, а к самостоятельной трудовой жизни. И чтобы участвовать в определении путей развития колледжа, выбирать учебные программы, необходимы не общие, а специальные знания. Во-вторых, обучение длится не 9-11 лет, а 2-3 года. Этого слишком мало, чтобы вникнуть в проблемы учреждения. А развитие колледжа в перспективе, после того, как его окончат их дети, родителей не может, да и не должно заботить. Они обеспечивают потребности детей "здесь и сейчас", решая не стратегические, а повседневные, в основном бытовые задачи.

Научно-методическая комиссия, где родители работают вместе с педагогами, отвечает за организацию олимпиад и конференций вплоть до областного уровня, за проведение конкурсов профессионального мастерства, круглых столов. И, конечно же, у родителей есть возможность применить и передать свой профессиональный опыт. Например, в прошлом учебном году проведены, в частности, круглый стол для студентов колледжа "Основы предпринимательства" и областная олимпиада по гостиничному туризму и сервису. И в обоих мероприятиях член НМК генеральный директор гостиничного комплекса С.Л. Лучкина приняла непосредственное участие: на круглом столе рассказала, как начать свое дело и преодолеть первые трудности, а на олимпиаде была консультантом.

Стипендиальная комиссия контролирует распределение академических и социальных стипендий, материальную помощь. Конечно, назначение стипендий происходит на основании положений, но бывает, что нужно принять во внимание субъективные факторы. Сотрудники колледжа присушиваются к голосу родителей и представителя студентов во всех спорных случаях. И если, например, академическая стипендия назначается с каким-то условием, родители помогают учащемуся это условие выполнить.

В Совете колледжа 15 человек: представители администрации, сотрудников, педагогического коллектива, студентов, родителей и предприятий-партнеров колледжа. У этого органа - свои вопросы. От таких относительно простых, как правила внутреннего распорядка, до концепции развития колледжа. На основе анализа рынка, с учетом пожеланий работодателей и с ведома студентов и родителей определяется набор специальностей. Он меняется постоянно, так как постоянно появляются и новые потребности и новые технологии. В прошлом году ввели подготовку по специальности мастер сухого строительства: стратегический партнер колледжа ЗАО "Стройсервис" дал заявку на специалистов, владеющих этой современной немецкой технологией. Еще одна новая специальность - правовед, на нее дал заявку город. И в том, что базой для подготовки выбран МОПК, прямая заслуга члена родительского комитета и члена Совета колледжа капитана милиции В.М. Горбачева, который проявил инициативу и рекомендовал колледж своим коллегам и руководству.

Совет колледжа разработал положение, на основании которого распределяет стимулирующие надбавки и доплаты сотрудникам. Родители, входящие в Совет, часто ходатайствуют за того или иного мастера, куратора, преподавателя, и их оценки всегда обоснованы. Пять-шесть лет назад, вспоминает Екатерина Георгиевна Герасимова, директор колледжа, когда премии распределялись в административном порядке, случалось пропустить какое-то достижение. Бывали и недовольство, и даже слезы. А Совет видит все. Теперь ничто хорошее не остается незамеченным. Работе каждого дается всесторонняя оценка, и материальное поощрение стало выражением благодарности общества. А те, кого не сочли достойным премии, не жалуются на несправедливость, а принимают критику, чтобы в следующий раз их взнос в копилку достижений колледжа стал бесспорным.

Чтобы поощрения действительно стимулировали добрую инициативу, Совет регулярно совершенствует положение. Например, раньше преподаватели и мастера награждались, если их ученики завоевывали на олимпиадах и конкурсах призовые места. А родители предложили поощрять и само участие, ведь ребята все равно поднимаются на более высокую ступеньку знаний и мастерства. Качественное выполнение прямых обязанностей - дело само собой разумеющееся. А вот выход за их рамки приветствуется. Люди, видя, что их способности нужны, раскрываются; всё меньше становится незаметных людей, всё больше - ярких личностей. Мероприятия проходят еженедельно, на зал и аппаратуру стоит очередь, интеллектуальная и творческая жизнь в колледже кипит.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще одно направление работы Совета - организация досуга. Здесь помощь родителей незаменима: они дают идеи и реализуют их, используя связи и ресурсы.

В общем, Совет, если можно так выразиться, осуществляет общий аудит жизни колледжа. Он видит все сильные и слабые стороны, все плюсы и минусы, он ищет пути и возможности стимулирования всех полезных начинаний и устранения негативных факторов. Без преувеличения можно сказать, что Совет своей деятельностью воспитывает всех участников образовательного процесса.

Родители приглашаются на заседания административной комиссии, которая работает с подростками, не желающими учиться и прилично себя вести. Они влияют и на самих ребят, и на их мам и пап, которым нужна помощь и поддержка людей более опытных и успешных в воспитании.

Не будучи специалистами, родители не стремятся принимать участие в обсуждении и выборе методик и учебных программ, в выборе стратегии развития колледжа. Они решают повседневные задачи: условия жизни в общежитии, питание ребят. Для учащихся начального звена питание бесплатное, поэтому все они в перерыве всегда дружно отправлялись в столовую. А студенты колледжа питаются за собственные деньги, и поначалу они тратили их в ближайших магазинах на сигареты, чипсы и прочие не полезные для здоровья вещи. Уговоры администрации и преподавателей не помогали, ребятам казалось, что взрослые просто хотят ограничить их свободу. Тогда Совет обратился за помощью к родительскому комитету. Написали и развесили заманчивые приглашения пообедать в столовой, родители встали на дежурство у дверей, уговаривая мальчишек потратить деньги с пользой. Слова пап и мам ребята воспринимали уже как заботу о них. А родители начали агитировать собственным примером: купили себе в столовой пирожки, сами ели и угощали студентов. Вскоре желающих вкусно пообедать всего за 40 рублей стало столько, что пришлось составлять график. За пирожками и булочками, которые пекут в собственной пекарне свои же - учащиеся НПО, всегда выстраивается очередь. И курят теперь меньше, поскольку в магазин уже не бегают. Вот так почти 300 студентов перестали вредить своему здоровью.

Кроме родителей, в управлении колледжем участвуют представители предприятий. Колледж разделяет партнеров социальных и стратегических. Социальных партнеров более 100: торговые точки, гостиницы, казначейство.... Они участвуют в мероприятиях МОПК, берут на работу выпускников. А стратегические партнеры, кроме этого, принимают участие в разработке учебных и производственных программ и профессиональных компетенций - так называется перечень навыков, необходимых для работы по каждой специальности, и он часто, порой ежегодно, изменяется, так как производство становится все более технологичным. Они помогают с методическим обеспечением, с производственной практикой и трудоустройством, в проведении научно-практических конференций и конкурсов профессионального мастерства, в выборе тем для дипломов, их представители возглавляют государственную аттестационную комиссию. И, конечно, стратегические партнеры участвуют в финансировании колледжа. Их всего четыре.

Самый важный и давний - ЗАО "Стройсервис", вложивший за последние 3-4 года в оборудование мастерских и лабораторий около 10 млн рублей. Даже в условиях кризиса "Стройсервис" берет ребят на работу, а преподавателей и мастеров - на стажировку. В том, что студенты весь период обучения имеют большую и самую современную строительную практику - огромная заслуга этого партнера.
Второй - "Кнауф маркетинг Красногорск", предприятие, которое производит стройматериалы и продвигает их на рынок. Этот партнер обеспечивает высокий теоретический уровень преподавания строительных специальностей. Он обучил на своей базе бесплатно преподавателей и мастеров строительных специальностей, и каждый год организует повышение квалификации под новые материалы и технологии. Всего выдано 47 сертификатов. Кроме того, "Кнауф маркетинг" помогает строительными материалами для учебного процесса, снабдил колледж методической и учебной литературой на полмиллиона рублей (из них 120 тыс. в рамках софинансирования ПНПО), проводит семинары и мастер-классы, презентации новых материалов и др.

Потолок в кабинете директора, очень современный и элегантный, выполнен по дизайн-проекту ЗАО "Стройсервис" дипломниками колледжа из стройматериалов "Кнауф маркетинг".

Третий партнер - хлебокомбинат - сотрудничает с колледжем в подготовке ребят по специальности пекарь-кондитер. Пекарня МОПК оборудована хлебокомбинатом.

Четвертый партнер - "100КЖИ" - комбинат железобетонных изделий. Он участвует в подготовке сварщиков: оборудует мастерские, помогает материалами, устраивает ребят на практику и на работу по окончании колледжа.

Партнерские отношения продолжаются более 10 лет, только с "Кнауф маркетинг" они еще относительно недавние, около 7 лет.

В Совет колледжа входят очень неравнодушные люди, которым важно, чтобы завтрашний день был успешнее, насыщеннее предыдущего. Директор всеми силами поддерживает высокую репутацию колледжа, мастера и педагоги учат ребят, не щадя времени и сил, производственники делают все, чтобы к ним пришли грамотные специалисты, а родители, которым одинаково важно и настоящее и будущее детей, их успехи, здоровье, увлечения, обеспечивают всему процессу устойчивость и комфорт. Поистине, Совет контролирует все сферы жизни МОПК. Как говорит Екатерина Георгиевна, Совет - это еще один стратегический партнер.

Сейчас родители поставили перед Советом вопрос: нельзя ли изменить порядок сдачи ЕГЭ выпускниками колледжа? Общеобразовательные предметы они заканчивают изучать на I курсе и ко времени экзамена им требуются специальные занятия на повторение. А ведь в это же время у них защита дипломов, ребята перегружены. Кроме того, ЕГЭ выпускники системы профессионально-технического образования сдают "во втором эшелоне", в июле, и времени на пересдачу, в отличие от школьников, у них не остается. Получается, что им для поступления в вуз, приходится преодолеть больше препятствий, хотя, казалось бы, при поступлении на инженерные специальности они, скорее, должны иметь преимущество, поскольку выбирают профессию сознательно и имеют к ней специальную подготовку. Конечно, далеко не все выпускники колледжа немедленно подадут документы в вуз, очень многие хотят работать, быть самостоятельными, приобретать опыт. Но справедливость требует, чтобы учащиеся СПО имели равные возможности со своими сверстниками. Решение может быть простое: разрешить им сдавать ЕГЭ после I курса, а срок действия свидетельства увеличить с 2-х до 3-х лет.
                                
О.В. Коновалова,
зав отделом Центра стратегических разработок
Академии социального управления

И.В.Митрофанова
научный сотрудник Центра стратегических разработок
Академии социального управления


26.10.2009,
www.viperson.ru



Док. 602140
Опублик.: 26.10.09
Число обращений: 0

  • Митрофанова Ирина Вячеславовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``