В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тадеуш Касьянов: Первым драку не начинаю Назад
Тадеуш Касьянов: Первым драку не начинаю
О том, как появились в нашей стране боевые искусства, рассказывает президент Всероссийской федерации рукопашного боя и традиционного каратэ, президент Международной федерации рукопашного боя, заслуженный тренер России по рукопашному бою, каскадер, участник и режиссер-постановщик трюков в фильмах "Зона особого внимания", "Пираты ХХ века", "Взлет" и многих других Тадеуш КАСЬЯНОВ.

{Vopr}- Тадеуш Рафаилович, вы большую часть жизни посвятили боевым искусствам. Как попали в спорт?
- Я пришел в секцию бокса в 15 лет, после того как посмотрел фильм "Первая перчатка" с Иваном Переверзевым в главной роли. Не влюбиться в бокс было просто невозможно. Кроме того, драться надо было уметь обязательно, потому что после Великой Отечественной дворы были просто нашпигованы шпаной... Первым моим тренером стал Михаил Иткин - чемпион Москвы по боксу. Истинный спортсмен, он помогал пацанам - подкармливал нас, ведь после войны народ жил в нищете. Потом я занимался у боксера - трехкратного чемпиона Советского Союза Бориса Тишина. И под его руководством в 19 лет "дорос" до звания мастера спорта. А когда пошел в армию, "деды" попробовали поставить меня, "салагу", на место, но у них ничего не получилось. Так дедовщина в нашей роте и не прижилась... В армии часто ходил в самоволку, дрался. Из армии вернулся, захотелось узнать о боевых искусствах больше. Хотел понять, что лучше - бокс или самбо.
{Vopr}- А что привело вас в карате?
- Вечерами после работы "бомбил" на стареньком "Москвиче" с железным кузовом. Однажды подвозил парня, разговорились. А у меня в машине лежала книжка "Кунг-фу". Попутчик спрашивает: "Занимаешься?" Отвечаю: мол, нет, фигня какая-то. Он говорит: "Это очень ценная вещь. Давай встретимся, и я все тебе объясню". Так познакомился с Алексеем Штурминым, который сумел доказать мне, что карате намного интереснее бокса. Вскоре к нам присоединились другие ребята, команда увеличилась, создалась инициативная группа. Мы арендовали для тренировок зал, но денег хватало на "уроки" только раз в неделю. Все остальное время занимался самостоятельно, дома, по шесть часов в день. И со временем у меня тоже появились ученики. За 34 года существования школы - 37 мастеров воспитали, у каждого из них - черный пояс.
Однако потом я понял, что в России нужна своя русская школа. Но вот какая именно? Принялся собирать приемы и системы самообороны различных народов. Большую роль в этом сыграли Олимпийские игры 80-го года в Москве, когда приехало очень много разных специалистов. Однажды нашу тренировку посетил кореец из США, тренер по дзюдо и карате. Мы его поприветствовали - у нас секция тогда состояла из 75 человек. Он посидел, посмотрел и говорит: "Да если бы у меня была такая группа, я был бы просто счастлив! Чтобы одновременно 75 человек - это фантастика".
{Vopr}- Когда и как появился у нас сам термин "рукопашный бой"?
- 29 ноября 1989 года. Его зарегистрировала коллегия Спорткомитета. Нам выдали документы, согласно которым мы в границах России и Советского Союза получили право развивать рукопашный бой. А через год к нему добавилось еще и традиционное карате. У нас было на это эксклюзивное право. Я пахал, как папа Карло. Занятия проводил сам. Хотел испытать, выдержу или нет. Бегал полумарафоны по 22 километра, моржевал, обтирался снегом.
{Vopr}- Вам часто приходилось драться на улице?
- Когда был боксером - да. Очевидно, срабатывала еще и нестабильная боксерская психика, была какая-то неуверенность. Правда, первым драться никогда не начинал - только если понимал, что драка неизбежна. А вот когда приступил к занятиям карате и рукопашным боем, появилась этика. Помню, как-то возвращались со съемок фильма "Зона особого внимания". Едем в поезде, по соседству - компания подвыпивших мужиков. Когда они пристали к моей жене, я решил их поучить. В итоге троих врачи снимали с поезда - они были в отключке, а остальные убежали...
{Vopr}- К вам любой может прийти заниматься?
- Да. Раньше, когда мы карате преподавали, устраивали отбор. В 1979-м пришло десять тысяч желающих, но мы выбрали из этого огромного числа лишь две группы по 90 человек. Через год, как думаете, сколько осталось?
{Vopr}- 30?
- Один! Потому что такой суровый образ жизни могут вести единицы.
{Vopr}- Чем, по-вашему, отличаются русские боевые искусства от японских?
- Разграничение здесь - это дух. Техника одна и та же. Правда, есть и физиологические особенности. Русские более мощные.
{Vopr}- У вас, я вижу, в шкафу - вымпел ФСБ России. Вы проводили занятия для сотрудников силовых структур?
- Я тренировал ребят из таких элитных подразделений, как "Вымпел", "Факел", "Витязь", когда был старшим тренером Московского военного округа. Хотя в силовых структурах встречаются разные люди. Например, когда меня в 1992 году пытались посадить в тюрьму, один сотрудник силового ведомства сказал, что "вытаскивает" меня всеми способами, но двое других его коллег с таким же рвением пытаются упечь меня за решетку...
{Vopr}- Из-за чего же вы в тюрьму-то попали?
- Один из моих бывших учеников, которого я в свое время выгнал из школы, написал заявление в милицию, что якобы его с моей помощью выкрали рэкетиры. В итоге я полтора года провел за решеткой. Пока шло следствие, сидел в двух казанских тюрьмах и в нашей "Матросской Тишине". Потом состоялся суд, и меня оправдали. Поэтому судимостей у меня нет, и анкета в этом плане чиста. Хотя за те полтора года я потерял слух на 50 процентов, да и видеть стал гораздо хуже. Тюрьма просто так не проходит.
{Vopr}- Слышала, что фильм "Набат" с вашим участием, снятый в 1983 году, так и не выпустили в прокат. Почему?
- Эта картина о том, как террористы пытаются угнать самолет. Режиссер - Володя Золотницкий, который в "Пиратах ХХ века" был вторым режиссером. Генерала играл Петр Вельяминов, а я - командира группы захвата. Героиня Натальи Варлей была террористкой, но, к сожалению, фильм запретили показывать. А всего у меня семнадцать фильмов, в некоторых я играл, а в остальных ставил трюки как каскадер. Первый - "Зона особого внимания". Еще "Взлет" с Георгием Бурковым, "Акция", "Железный занавес". "Пираты ХХ века" - мой четвертый фильм - в первый год он собрал 87 миллионов зрителей. Если помните, я играл Боцмана. Нам, правда, практически ничего не давали снимать. Цензоры сказали: "Еще один прием карате - и мы закроем фильм". А там было очень много приемов в боевых сценах, так все и уничтожили.
{Vopr}- И напоследок, что бы вы хотели пожелать читателям "Труда"?
- Хотелось бы, что все мы жили в России, свободной от бандитов, воров и прихлебателей. Чтобы наша страна по праву была богатой, сильной и независимой.

25.11.2003
www.trud.ru

Док. 601838
Перв. публик.: 25.11.03
Последн. ред.: 23.10.09
Число обращений: 0

  • Касьянов Тадеуш Рафаилович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``