В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тадеуш Касьянов: Чтобы драться, надо драться Назад
Тадеуш Касьянов: Чтобы драться, надо драться
Нет в российском каратэ человека, который не слышал бы его фамилию. Тадеуш Касьянов - первый ученик отца советского каратэ Алексея Штурмина, первый, кому Штурмин вручил черный пояс, один из основателей знаменитой Центральной школы каратэ. С 1989 года Тадеуш Касьянов возглавляет Всероссийскую федерацию рукопашного боя. Как инструктор, воспитавший несколько тысяч учеников, получил звание доктора педагогических наук. По совместительству является президентом Гильдии каскадеров.

- Тадеуш Рафаилович, раньше ваша федерация называлась Всероссийской федерацией рукопашного боя и традиционного каратэ. В этом году вы сменили название...

- Мы 15 лет сотрудничали с Международной федерацией традиционного каратэ и ее президентом, известнейшим мастером Хидетака Нисияма, но в этом году от традиционного каратэ решили отказаться. Убедились, что ITKF от нас нужны только деньги, а при этом уровень соревнований неуклонно снижается, судейство становится все более субъективным.

- Кстати, почему вы взялись за развитие рукопашного боя, хотя прославились именно как мастер каратэ?

- До каратэ я серьезно занимался боксом, а когда начал тренироваться со Штурминым, мы очень тесно общались с нашим великим самбистом Анатолием Аркадьевичем Харлампиевым. Можно сказать, что он был нашим духовным отцом, всячески нам помогал. Так он говорил - все, что вы делаете, это все равно самбо. Помню его знаменитый принцип: если не получается бросок, ударь, а потом бросай.

Штурмина обучал инструктор из Северной Кореи - обучал не таэквондо, а именно рукопашному бою, которым занимались северокорейская армия и полиция. И наш советский стиль Сэн`э, который мы создали на базе этого рукопашного боя, соответственно тоже был очень жестким. Когда каратэ начало развиваться официально, на первых турнирах был очень высокий травматизм, и пришлось смягчить правила. Но изначально наш стиль мало чем отличался от рукопашного боя.

Когда в 82-м каратэ запретили, я, дабы сохранить школу - все-таки на мне лежала ответственность за судьбы сотен учеников, которые вне каратэ себя не представляли - просто сменил вывеску. Много лет был старшим тренером Московского военного округа по рукопашному бою. А в 89-м, когда запрет был снят, ученики убедили меня создать и возглавить федерацию.

Сегодня федерация имеет филиалы в 46 регионах, объединяет порядка 12 тысяч человек. Ежегодно проводим 6 турниров для юниоров и взрослых, в том числе один международный, Кубок Александра Невского. Приезжают спортсмены из Латвии, Польши, Узбекистана, Таджикистана, Молдавии, Армении, и, разумеется, России. Каждый год лично провожу в регионах семинары...

- В чем основное отличие соревнований по рукопашному бою от соревнований по каратэ?

- Прежде всего это борцовская техника - броски, болевые приемы, удушения - плюс допускаются удары в корпус с очень жестким контактом. В программу соревнований входит разбивание предметов, работа с оружием и против оружия. В каратэ лучше чувствуют себя молодые, скоростные ребята, там выше темп. У нас темп ниже, больше упор на физику.

Если не брать соревновательный аспект, то рукопашный бой - это наивысшее боевое искусство. К нам приходят те, кому чего-то не достает в своем стиле. Приходят, к примеру, люди из кендо, которым не хватает ударной техники. Приходят каратисты, которые понимают, что для настоящей самообороны спортивного каратэ мало. Те, кто хочет овладеть реальной, прикладной техникой боя. В том числе и с оружием. Штыковой бой, сабельный бой, ножевой бой, и так далее - всего 50 видов. Правда, преподаем как правило видов 5-7 - штык, нож, палка, нунтяку, явара.

- Помимо рукопашного боя вы теперь развиваете и каратэ Сэн`э?

- На мой взгляд, у этого стиля в России огромные перспективы. Сэн`э - это наш стиль, он развивается у нас с 69-го года. Он более близок, доступен, понятен - русифицирован, если угодно. Мы создали Всероссийскую федерацию, я являюсь ее почетным президентом. Кстати, 3 декабря в ЦСКА прошел уже третий чемпионат России по Сэн`э.

- В стране существуют три федерации рукопашного боя. У вас - спортивный, а есть еще армейский и милицейский. Они так серьезно друг от друга отличаются?

- Помню, в начале 90-х было такое понятие, как десантный рукопашный бой. Они сами выдумали правила и по ним соревновались - травматизм был жуткий. А что касается существующих ныне трех видов и их различий, то они чисто условные. В свое время у меня тренировались и военные - причем на татами стояли и офицеры, и генералы - и сотрудники милиции. После того, как моя федерации просуществовала лет 7-8, МВД и армии захотелось иметь свои организации.

Так вот - у них якобы контактные стили, а у нас - бесконтактный. Мы запрещаем контакт в голову, чтобы не калечить ребят и не плодить идиотов, а они разрешают. Но при этом бойцы надевают шлемы, как милиция, или жесткие закрытые маски, как военные. Все это приводит к тому, что каждый спортсмен думает только о том, как посильнее ударить, при этом совершенно не думая о защите - голова же все равно защищена. И как потом такой с позволения сказать боец проявит себя в обычной уличной ситуации, когда ни маски, ни шлема на нем нет?

Честно скажу, что до прихода в каратэ я довольно часто дрался на улице - да и после порой приходилось. Причем не один на один, а против двух-трех-четырех противников. Последний раз два года назад пристали какие-то любители повеселиться. А мне - 66 лет, но никто из них не интересуется моим возрастом, не спрашивает о самочувствии. И ничего, пока жив, как видите. Поэтому можете мне поверить - я четко представляю, что такое реальная схватка. Увы, ни в армейском, ни в милицейском рукопашном бое ничего реального нет и в помине...

06.12.2006
cskarate.ru

Док. 601832
Перв. публик.: 06.12.06
Последн. ред.: 23.10.09
Число обращений: 0

  • Касьянов Тадеуш Рафаилович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``