В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алла Амелина: Об осени-2002, бюджете-2003 и уважении к истории Назад
Алла Амелина: Об осени-2002, бюджете-2003 и уважении к истории
В минувшую субботу, 14 сентября, в подмосковном поселке Виноградово состоялось совместное выездное заседание фракции и Федерального политсовета партии ?Союз правых сил? под председательством Б.Немцова.

По традиции в начале очередной парламентской сессии правые определяли приоритеты своей законодательной работы, формулировали политические инициативы. Отдельно обсуждался стратегический для политической партии вопрос ? отношение к проекту бюджета страны.

Кроме того, в повестку дня выездного заседания были вынесены вопросы, решение которых находится в компетенции политсовета. В частности, одобрена структура федерального списка кандидатов партии на предстоящих парламентских выборах, дано согласие на государственную регистрацию региональных отделений СПС в Чеченской республике и республике Адыгея, утвержден состав комиссии ФПС по вопросам местного самоуправления (сопредседатели Б.Минц и В.Бондарь). Принято решение во втором туре выборов губернатора Красноярского края поддержать кандидатуру А.Хлопонина.

Участники заседания одобрили заявление сопредседателей партии о позиции СПС по вопросу российско-грузинских отношений, приняли резолюции о позиции партии по таким актуальным международным проблемам как интеграция России и Белоруссии и ситуация в Ираке, а также совместное заявление ФПС СПС и фракции СПС в Госдуме об отношении к инициативе восстановления памятника Дзержинскому на Лубянке (документы публикуются в этом же номере газеты).

Подробнее об этих и других вопросах, обсуждавшихся на выездном заседании, ? в материале парламентского обозревателя ?Правого дела? Аллы Амелиной.

50 предложений и два требования

Мы уже рассказывали о документе под названием ?Основные задачи фракции ?Союз правых сил? в сфере законотворческой деятельности на осень 2002 года?, проект которого был размещен на нашем сайте. Этот документ и лег в основу обсуждения участников выездного заседания.

К этому времени от депутатов поступило порядка 50 дополнительных законодательных инициатив. По предложению Б.Надеждина, при их рассмотрении учитывались два требования: законопроекты должны носить бесспорно либеральную направленность и быть действительно важными. Требования лаконичные, но всеобъемлющие, так что не все инициативы вписались в эти жесткие рамки.

Что же депутаты приняли, а от чего почли за благо отказаться? (Решение принималось голосованием.)

Безусловную поддержку получили предложения А.Баранникова о внесении двух пакетов поправок в УК РФ. Они направлены на гуманизацию карательной политики государства, а также на ужесточение ответственности за распространение наркотиков. А вот идею законодательного введения так называемой заместительной терапии при лечении наркомании (попросту говоря, выдача больным в лечебных учреждениях легких наркотиков с целью снижения количества ВИЧ-инфицированных) фракция категорически отвергла.

Что касается коллективной инициативы А.Баранникова, А.Вульфа, В.Коптева-Дворникова и В.Семенова о предоставлении активного избирательного права 16-летним, то с ней решили пока повременить. Во-первых, неизвестно, каким политическим силам это пойдет на пользу ? по некоторым прогнозам, в первую очередь экстремистам и жириновцам (кстати, именно Владимир Вольфович первым выступил с этой идеей). Во-вторых, для реализации этого предложения потребуется внести поправки не только в избирательное законодательство, но и в Конституцию РФ (о чем при обсуждении никто почему-то не упомянул).

Не нашло поддержки и предложение А.Мяки ужесточить процедуру получения российского гражданства, что естественно и закономерно, поскольку, как отметил Б.Надеждин, абсолютно противоположно позиции СПС по этому вопросу. Его же предложение внести законопроект о разграничении предметов ведения и властных полномочий между уровнями власти принято с коррективой ? эти разграничения производятся в соответствующих отраслевых законах, в которые и следует вносить поправки.

Как всегда ?со скрипом? (но все менее громким), в программу на осень 2002 года в очередной раз включен многострадальный законопроект В.Лекаревой ?Об Уполномоченном по правам ребенка?. По мнению Б.Надеждина, он не вписывается в конституционное право России. Кроме того, по решению участников заседания вместо предложенных В.Лекаревой законопроектов ?О единой концепции борьбы с наркоманией? и ?О государственных социальных гарантиях? (в случае стихийных бедствий, терактов и других форсмажорных обстоятельств) будут разработаны соответствующие концепции, для чего предполагается создать рабочие группы, которые и должны выработать единую позицию СПС по данным проблемам.

Среди отклоненных инициатив ? законопроект ?О Совете безопасности?, предложенный Ю.Куриным. Причина отклонения ? Совбез является неконституционным органом, существует при президенте и его деятельность не может регулироваться федеральными законами. (В свое время в Госдуме первого созыва не получил поддержки законопроект об администрации президента ? ну нет на эти структуры законов!) Зато безусловно целесообразными признаны установление уголовной ответственности за торговлю людьми, а также внесение новой редакции закона ?О безопасности? ? существующий действительно декларативен и не соответствует современным стандартам.

Без лишних споров и разногласий в программу работы фракции на осеннюю сессию включены предложения Н.Брусникина о законодательном закреплении принципов саморегулирования как способа самоорганизации предпринимателей и обеспечении равных прав государственных и негосударственных пенсионных фондов; Г.Томчина ? о новой редакции закона о рекламе и о госзакупках продукции и услуг; А.Фомина ? о совершенствовании законодательства, регулирующего деятельность сельхозпредприятий; В.Бондаря ? по раазвитию законодательства о местном самоуправлении; Э.Воробьева ? о реформе военной организации РФ...

Резюмируя эту часть заседания, можно отметить возросший уровень взаимопонимания между членами фракции ? былой почти драматический разнобой в оценках и суждениях в большинстве случаев сменился содержательными дискуссиями по существу вопроса.

Однако сохранились и противоречия, носящие, видимо, достаточно фундаментальный характер. И если по вопросам экономической политики разногласия сведены к минимуму, то в области гуманитарных проблем разброс мнений и позиций более ощутим.

Кстати, А.Баранников принес коллегам извинения за неудобства, доставленные внесением без согласования с фракцией законопроекта, именуемого в просторечии ?О легализации проституции?. Молодые законодатели с благодарностью приняли рекомендацию М.Федотова назвать предлагаемый законопроект ?О борьбе с нелегальной проституцией? ? так для российского уха терпимее. А если без шуток, то соответствующие документы находятся сейчас на согласовании в МВД и Минздраве РФ.

От Витте до Кудрина через Гайдара и Чубайса

Слегка опоздавший министр финансов А.Кудрин начал свое выступление с почти дежурного реверанса в адрес ?Союза правых сил?, ?платформа которого наиболее близка к тому, что делает экономический блок правительства?. Можно предположить, что это ? одна из причин, по которой правительство не считает необходимым ?торговаться? с фракцией СПС: правые, как известно, голосуют прежде всего по убеждениям.

Прежде чем приступить к докладу (весьма интересному и содержательному) А.Кудрин ?подстелил соломку? ? сообщил, что при формировании бюджета проводились консультации с Е.Гайдаром и специалистами его института.

Приносим свои извинения, но в материале, касающемся обсуждения такого документа, как проект бюджета, никак не избежать изрядного количества цифр. Поэтому просьба к читателям: изучите эти цифры внимательно и вы поймете, что они важны, интересны и доступны отнюдь не только специалистам (к которым и автор этих строк не относится). За ними ? наша с вами жизнь в будущем году.

Итак.

Доходы федерального бюджета в 2003 году составят 2417,8 млрд. рублей, расходы ? 2345,6, профицит ? 72,2 млрд. рублей, или 0,6% ВВП. Для сравнения: за последнее десятилетие самый большой дефицит бюджета был в 1994 году (-10% ВВП), самый большой профицит (3%) ? в 2001 году. А впервые за этот период доходы бюджета превысили расходы лишь в 2000 году.

Инфляция предполагается в размере 10?12% со снижением этого показателя до 7% к 2005 году.

Среднегодовой курс доллара ? 33,7 рубля.

Финансовый резерв ? 197,4 млрд. рублей.

Основные статьи расходов консолидированного бюджета: образование, национальная оборона, промышленность и строительство, правоохранительная деятельность, социальная политика, здравоохранение.

Много споров ведется вокруг распределения доходов между центром и регионами. В 2003 году с учетом средств, передаваемых из федерального бюджета, налоговые доходы субъектов РФ составят 52,6%. Выпадающие доходы в результате отмены оборотного налога и акцизов на табак будут компенсированы регионам земельным налогом, акцизами на нефтепродукты, увеличением региональной ставки налога на прибыль, субвенциями на дорожное хозяйство и проч. ? всего на 233,8 млрд. рублей.

Основные статьи доходов федерального бюджета ? это НДС (39,1%), таможенные пошлины (13,9%), акцизы, налог на прибыль организаций и платежи за пользование природными ресурсами (все ? менее 10%).

Расходы по обслуживанию государственного долга составят в 2003 году 277,5 млрд. рублей (в этом году ? 285 млрд.)

Среди основных мер по совершенствованию налоговой политики ? полная ликвидация оборотных налогов, совершенствование налогообложения малого бизнеса, отмена налога на покупку валюты: не правда ли, похоже на программные цели СПС?

Обстоятельный доклад А.Кудрина вкратце изложить нереально, однако приведу еще пару цифр, показавшихся мне интересными: в 2002 году чистый отток частного капитала из России составил всего 9 млрд. долларов. В 2000 году этот показатель равнялся 24 млрд.

Нормальный бюджет, о котором, казалось бы, и спорить нечего. И.Хакамада даже назвала его ?симпатичным?. Однако фракция СПС приняла предварительное решение голосовать против уже в первом чтении. Причина ? из 386 млрд. рублей военного бюджета открыты только 1,4 млрд. Остальные расходы на оборону засекречены. Таким образом, деятельность Вооруженных сил РФ выведена из-под гражданского контроля. И это ? главная претензия ?Союза правых сил?, для которого, как известно, военная реформа является безусловным приоритетом.

А.Кудрин ничего внятного не ответил, а напомнил, что два года назад по требованию СПС уже был открыт ряд статей, обещал ?проверить, рассмотреть?: в общем, понятно, что напрягаться по поводу позиции СПС в правительстве особо не будут ? голосов ?центристов? за глаза хватит для принятия бюджета во всех четырех чтениях.

Но надо отдать должное министру финансов ? он подробно и обстоятельно ответил буквально на все вопросы депутатов, достаточно многочисленные. (Подробнее об этом ? в следующем номере газеты.)

В заключение А.Кудрин поблагодарил членов СПС за проводимую ими либеральную экономическую политику и вручил Б.Немцову памятную медаль в честь 200-летия Министерства финансов России, а также несколько томов истории этого ведомства. ?От Витте до Кудрина?, ? пошутил Немцов. И добавил: ?Не забудьте, что в этот же период министрами финансов были Гайдар и Чубайс?.

Плюс Дзержинский,

минус Платонов

Часть заседания носила сугубо политический характер. Особое внимание было уделено международным проблемам ? в принятых документах об этом все сказано, не будем повторяться. Отметим только, что разногласий по этим вопросам у правых нет и что позиция СПС относительно интеграции России и Белоруссии практически полностью совпадает с линией, проводимой сегодня президентом РФ.

А вот утверждение структуры федерального списка кандидатов в депутаты Госдумы от СПС опять сопровождалось дискуссией. В.Бондарь убежден, что демократическая партия должна дать возможность регионам самим объединиться в укрупненные округа, а не навязывать их сверху. Кроме того, многие высказывают серьезные сомнения в эффективности системы ?внутренней? конкуренции между регионами и опасаются, что это приведет, как минимум, к снижению общих результатов СПС на предстоящих выборах, а как максимум ? к полному краху. Однако ФПС имел поручение Совета партии утвердить структуру списка с учетом поступивших замечаний и предложений, и он его выполнил. Окончательное слово ? за съездом партии.

Отдельно следует сказать о заявлении по поводу инициативы Ю.Лужкова вернуть памятник Дзержинскому на Лубянскую площадь. Провокация, цинизм, кощунство ? как эту инициативу ни назови, факт остается фактом: господин (он же товарищ) градоначальник заигрался в игру под названием ?пиар?. Вступив в диалог с СПС в связи с предложением правых установить в Москве памятник Александру Второму, Юрий Михайлович решил ?уравновесить? ситуацию Дзержинским. Увы, в Мосгордуме адекватно прореагировать на эту инициативу оказалось некому. Шесть депутатов от СПС фракцию так и не сформировали, В.Платонов давно стал ?alter ego? Ю.Лужкова, краснеть и оправдываться за эту ситуацию все уже устали: как сообщил Э.Воробьев, на повестке дня стоит вопрос об исключении группы московских депутатов из партии, поскольку, по его же словам, ?мы уже проявили максимум возможной беспринципности?.

А буквально через день (что характерно ? сразу после оглашения скандальной инициативы мэра) Платонов, Москвин-Тарханов и Рукина заявляют о выходе из СПС в знак протеста против ?диктата?, заключающегося в требовании создать фракцию и проводить в МГД политику СПС. Умалчивают только борцы за внутрипартийную демократию, что перед выборами каждый из них написал соответствующее обязательство, которое выполнять отказался. В общем, обман ? особо пошлый и подлый, поскольку совершен в корыстных целях: попасть в депутаты по проходному списку СПС.

Что же касается восстановления памятника Дзержинскому, то очевидно, что все разговоры об архитектурном ансамбле, произведении знаменитого Вучетича и уважении к истории ? не больше чем лукавство. Любому понятно, что возвращение памятника ? это символ возвращения страшных теней нашего не столь далекого прошлого. А может, и не только теней.

А история... Что ж, она смела железного идола с его постамента. Действительно, давайте уважать историю.


www.sps.ru
23.10.2004

Док. 601772
Перв. публик.: 23.10.04
Последн. ред.: 23.10.09
Число обращений: 0

  • Амелина Алла Леонидовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``