В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Торкунов: Инициатива Медведева сильна амбициями Назад
Анатолий Торкунов: Инициатива Медведева сильна амбициями
Октябрьский референдум подвел черту под конституционным кризисом в Европейском союзе. Новый договор позволит ЕС адаптироваться к новым условиям работы в составе двадцати семи, а дальше и порядка тридцати государств. Он поможет по-новому выстраивать свою внутреннюю и внешнюю политику.

Интеграционный проект, реализуемый ЕС, очень перспективен. Напрямую в Лиссабонском договоре вопросы построения Большой Европы не затрагиваются. Хотя в перспективе ЕС будет усиливать свое влияние на развитие всего региона, а не только того, который образует его территорию. Он будет стремиться к экспорту тех политических, юридических и социально-экономических решений, которые он для себя нашел. Он будет добиваться того, чтобы на них ориентировались и все другие европейские страны.

Россия, со своей стороны, предлагает более демократичное видение Большой Европы. В соответствии с ним РФ, ЕС, все третьи европейские страны должны совместными усилиями создавать тот мир, в котором мы хотели бы жить. Важно, чтобы он строился на равноправной основе, чтобы в нем комфортно чувствовали себя все страны и все народы.

В краткосрочной и даже среднесрочной перспективе речи о том, чтобы оставшиеся вне ЕС страны Большой Европы влились в ЕС, просто не идет. К этому никто не готов. Европейский союз этого не выдержит. Вхождение ЕС в Большую Европу также не актуально. С одной стороны, ЕС уже находится в Большой Европе. С другой - Большая Европа пока скорее надежда на лучшее будущее, нежели реальность.

Договор о европейской безопасности нуждается в перезаключении. Многие его базовые элементы закреплены в Хельсинкском акте, а также документах ОБСЕ. Их можно и нужно использовать, адаптировав к потребностям сегодняшнего дня. Вместе с тем часть договоренностей, которые должны лежать в основе евроатлантической безопасности, нужно переосмыслить. Они получили порой двусмысленную интерпретацию в практике международных отношений. Задача сегодняшнего дня - выйти на общее понимание того, как и какие правила игры все государства, любые администрации и правительственные структуры должны соблюдать в своей повседневной деятельности.

Однако инициатива Дмитрия Медведева, касающаяся Договора о европейской безопасности, гораздо более амбициозна. Нам нужны не только общие правила, не только добрые слова и замечательные обещания. То, что требуется, - это совершенствование действующих организационных структур и механизмов безопасности в евроатлантическом пространстве и их достройка новыми. В этом плане предстоит сделать очень много. На то, в каком направлении, указывают, в частности, предложения Петербургского диалога о создании совместного многофункционального центра по оценке рисков. Суть инициативы - предоставить и Штатам, и ЕС, и Рос-сии, и всем другим заинтересо-ванным сторонам возможность запускать механизмы превентив-ной дипломатии и урегулирова-ния конфликтов на самых ран-них этапах их зарождения. А ведь это только одно из предложений. Инициатива Медведева на-много шире, нежели постановка вопроса о каких-то одних, пус-кай и очень важных, перегово-рах. Сама идея договора задает позитивное направление разви-тию международных отношений в Евро-Атлантическом регионе. Она способствует оздоровлению обстановки, создает неплохие общеполитические условия для успеха переговоров и на многих других направлениях. Инициатива разработки договора, затра-гивающего, прежде всего, про-блематику "жесткой безопаснос-ти", создает предпосылки и для более эффективного сотрудни-чества всех заинтересованных сторон также и в области права, экономической и социальной политики.

Скажем, если удастся более эффективно обеспечить безо-пасность в Евро-Атлантическом регионе, решить проблемы вза-имного доверия, то и инвестиции пойдут в большем объеме, и о больших экономических про-ектах легче будет договориться, и перспективы сближения пра-вовых порядков и гармонизации законодательства в рамках Боль-шой Европы станут гораздо ме-нее иллюзорными.

Дефицит демократии есть все-гда. В интересах всех стран - со-трудничать на направлении развития демократии, не пытаясь спрятаться за истончившейся скорлупой национальных суверенитетов. Казалось бы, страны, входящие в ЕС, являются цита-делью демократии. Тем не менее одно из важнейших назначений Лиссабонского договора - сде-лать ЕС более демократичным, уменьшить колоссальный раз-рыв между нуждами простого че-ловека и брюссельскими кабине-тами, придать ему большую де-мократическую легитимность.

Мы все за совершенствование демократического порядка в на-ших странах. Мы все сделали демократический выбор. Мы все понимаем, что за демократией будущее. Проблема в другом. Никто не должен обладать моно-польным правом на вынесение оценки демократичности. Мы все должны относиться друг к другу по-дружески и уважительно. Дискуссия же по проблемам суверенитета - удел, скорее, от-носительно новых или находя-щихся в поисках своей идентичности стран. Эти проблемы нахо-дятся в неком консенсусном поле в странах Западной Европы и ак-тивно обсуждаются в Восточной. Направления этих дискуссий в значительной степени связаны с проблематикой ЕС и развивают-ся скорее в юридическом, неже-ли политологическом русле, где отправной точкой является про-блематика взаимодействия с Европейским союзом, его расширя-ющихся полномочий в сфере иностранных дел, обороны, безопасности, финансовой политики. Не стоит искать здесь па-раллели с российской дискусси-ей о суверенитете, которая по своей сути в значительной степе-ни уникальна. При этом "стан-дарт" суверенитета, за исключе-нием уже имеющегося, устояв-шегося его понимания, вряд ли можно выработать.

***

Идеальной координации по глобальным проблемам в рамках международного сообщества до-стичь не удастся никогда, в про-тивном случае мы будем все вре-мя предпринимать бесплодные усилия в русле концепции "миро-вого правительства". Оптимум же вполне достижим - это было за-дачей и Лиги Наций, и ООН. Раз-ветвленная система многосторон-них отношений, в которой спле-тены классические международ-ные организации, универсаль-ные, региональные, субрегио-нальные, секторальные структу-ры, в сочетании с "клубами" ("восьмерка", "двадцатка" и др.) как раз и представляют собой ме-ханизм такой координации. Эта система может бесконечно дост-раиваться, корректироваться, в каких-то областях создавать весь-ма жесткие международно-право-вые режимы (нераспространения, морского права, прав человека), но в любом случае источником этих изменений остается политиче-ская воля суверенных государств. Хотя не следует исключать и ло-гики собственно внутриинституционального развития.

Анатолий Торкунов - ректор Московского госу-дарственного института международных отноше-ний (университета), академик Российской акаде-мии наук, доктор политических наук. В 1977-1983 годы - старший преподаватель, доцент кафедры истории и культуры стран Азии и Африки, декан по работе с иностранными учащимися, проректор по международным связям МГИМО. В 1983-1986 годы - второй, а затем первый секретарь Посоль-ства СССР в Вашингтоне. После возвращения из США был избран деканом факультета междуна-родных отношений МГИМО (У), в мае 1989 года назначен первым проректором, в октябре 1992 го-да избран ректором МГИМО (переизбирался в 1997 и 2002 годах).

С 1997 года Анатолий Торкунов - член коллегии МИД России. Является председателем , президен-том , членом Научного совета при Совете безо-пасности РФ. С 2007 года - член президиума Со-вета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию. Входит в состав редакционных кол-легий и советов журналов "Мировая экономика и международные отношения", "Международная жизнь", "Космополис", "Россия в глобальной по-литике", "Право и управление".

Перу Анатолия Торкунова принадлежит шесть монографий по различным аспектам международ-ных отношений. Особое место среди них занима-ет книга "Загадочная война: корейский конфликт 1950-1953 гг." (М., 2000), в которой анализируют-ся малоизвестные документы из архива Прези-дента РФ. С точки зрения Торкунова, именно Ко-рейская война стала важнейшим фактором углуб-ления холодной войны, появления НАТО и ОВД, подтолкнула СССР к подавлению ростков демо-кратии, а США - на противодействие националь-но-освободительному движению в третьем мире.

Торкунов имеет государственные награды Франции, Республики Корея, Монголии, Болгарии, Кыргызстана, Казахстана, Белоруссии.

Анатолий Торкунов - участник международной конференции "Современное государство и гло-бальная безопасность", прошедшей 14 сентября 2009 года в Ярославле.

Источник: Специальное издание Русского института
21.10.2009
www.mgimo.ru

Док. 601525
Перв. публик.: 22.10.09
Последн. ред.: 27.10.09
Число обращений: 0

  • Торкунов Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``