В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В молодости Архиепископ Вениамин мечтал быть капитаном Назад
В молодости Архиепископ Вениамин мечтал быть капитаном
Владивостокская епархия отмечает двойной праздник - 110-летие своего создания и 70-летний юбилей Владивостокского и Приморского владыки

Маргарита Костевич

Досье "Н"

Архиепископ Владивостокский и Приморский, Высокопреосвященнейший Вениамин (в миру Борис Николаевич Пушкарь) родился в Хорольском районе Приморского края 8 ноября 1938 года. У его родителей - Анны и Николая - было четверо детей: три сына и дочь, умершая во младенчестве. Учился Борис в хорольской школе N3. Дальнейшее образование получал в Московской духовной семинарии и академии. 20 сентября 1992 года игумен Вениамин возведен в сан архимандрита. В день праздника Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября этого же года стал епископом Владивостокским и Приморским.

Мечтаю построить больше храмов

- Владыка Вениамин, в этом году Владивостокско-Приморская епархия отмечает славный юбилей - 110-летие. Как проходило ее становление? Ведь первые православные жители нашего края - это военные и переселенцы.

- Вы правы, Дальний Восток заселялся постепенно. Сначала были казаки. Потом стал прибывать народ из украинских областей (Черниговской, Полтавской, Сумской) и, конечно же, российских губерний, особенно сибирских. Поэтому православие здесь зарождалось вместе с приезжими людьми. Примечательно, что иногда храмы строили раньше, чем жилые дома. Настолько велико было устремление людей к слову Божиему, молитве.

Поначалу все православные приходы относились к Камчатской епархии. Но когда построили железную дорогу и на Дальний Восток устремилось огромное число людей, было принято решение о создании отдельной Владивостокской епархии. К этому моменту в крае уже действовали Шмаковский монастырь и другие приходы. Поэтому царский указ об отдельной церковной административной единице в Приморье был издан очень вовремя.

- Как будет проходить празднование 110-летия Владивостокской епархии, и смогут ли приморцы приобщиться к торжественным мероприятиям?

- Основные торжества состоятся во Владивостоке 8 и 9 ноября. К нам приедут архиереи с Камчатки, Магадана, Сахалина, представители Московской патриархии. 8 ноября после богослужения православные крестным ходом пройдут от Никольского храма к Покровскому, куда будет перенесена наша святыня - Порт-Артурская икона Божией матери. Сейчас она находится в домовом храме нашего епархиального управления, но в него жителям края попасть бывает затруднительно. Мы же хотим перенести икону в Храм Покрова, который временно будет называться кафедральным. Здесь уже все желающие смогут поклониться чудодейственной иконе, необычность которой заключается в обретении ее нами. Первое упоминание о Порт-Артурской иконе Божией матери относится еще к началу русско-японской войны, когда моряку-защитнику было явление Богородицы. Но икона потом была утеряна и обнаружена в Израиле через много лет. Также удивителен случай с изготовлением киота. У иконы его долгое время не было, а потом совершенно неожиданно появился величайший мастер и изготовил обрамление, а также серебряную лампаду. Вообще, Богородица благоволит России, оберегает ее от бед. И важно, что теперь Порт-Артурская икона будет находиться в Покровском храме.

К сожалению, во Владивостоке так пока и не решен вопрос с выделением земли под строительство кафедрального собора, но я надеюсь, что милостью Божией это благополучно разрешится.

Нательный крестик зашивал в рубаху

- Владыка Вениамин, в этом году празднование юбилея Владивостокской епархии совпало и с вашим 70-летним днем рождения. Очень бы хотелось узнать о вашей жизни, о детстве, что было главным в вашей семье?

- Пожалуй, труд и семья - это основные ценности, которые воспитывали в нас родители. Мы жили в Хороле. Нас было четверо детей. Сестра Лида, к величайшему сожалению, умерла в младенчестве. И осталось у меня два старших брата - Александр и Василий. Я очень хорошо запомнил, как мы прощались с отцом, который уходил на фронт. Когда началась война, мне было всего три года. А воевать отец пошел в 1942 году. Был поздний вечер, мама на кухне, отец будит меня и начинает что-то говорить - ласково, тепло. Не помню о чем, помню только это тепло. А затем мы его ждали... Репродуктор, похожий на большую черную тарелку, был для нас источником информации. Слушали, затаив дыхание. Мама частенько плакала.

Конечно, жили трудно. Мама работала санитаркой в госпитале, не видели ее сутками. Старший, 12-летний, брат Александр оставался на хозяйстве: варил суп на примусе, приглядывал за нами. Отец вернулся в 1946 году - был тяжело ранен. Но главное - вернулся! От него мне достался трофей - немецкая губная гармошка, которой я хвастался перед детворой.

- А как пришли к православной вере? Ведь в то время официальной церковной деятельности не было, она не поощрялась?

- Тогда во Владивостоке был только один храм - на Первой Речке, где меня и крестили. Было мне тогда семь лет. К тому времени отца перевели в воинскую часть в пригороде краевого центра, и мы переехали на Угольную. После крещения у меня в душе все изменилось - появился страх Божий. Я благоговел перед Богом, боялся нарушить Его заповеди. Алюминиевый крестик пришивал к майке, чтобы не потерять, чтобы в школе учителя не увидели. А потом, когда мама стирала мое белье, она его отпарывала и пришивала к другой майке. В церкви, куда водили меня бабушка или мама, я видел сверстников - тоже с бабушками и матерями. И это была наша общая тайна. Она сближала. Храм был в городе, а школа - в пригороде, и это придавало еще большее значение церковной молитве.

Чувство веры передалось мне от мамы и бабушки. В доме даже в годы самого лютого атеизма висела икона святой великомученицы Варвары. Была и Библия - ветхая, без переплета. Мама бережно заворачивала ее в платочек. Религиозное чувство во мне пробуждалось постепенно, исподволь: человек ведь по природе своей религиозен. Помню, мама нам рассказывала о Христе. Больше всего в детстве меня потрясла история о Его мученической смерти. Я несколько дней не мог ни о чем думать: за что так Его мучили?.. И вдруг в одной из бесед мама говорит, что "Христос воскрес, смертью смерть поправ". Моя душа возликовала! Это ощущение приходит ко мне всякий раз, когда наступает самый светлый и радостный праздник - Пасха.

- Наверное, поэтому вы свое образование продолжили в семинарии?

- Десятилетку я окончил в 1957 году. В армию не призвали из-за болезни - сказалось голодное военное детство. Работал на Дальзаводе, трудился алтарником в Свято-Никольском храме, где настоятелем был отец Сергий. Иногда ездил в Уссурийск, молился в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Протоиерей Сергий и благословил меня на учебу в Московской духовной семинарии.

- А о какой-то гражданской профессии мечтали?

- Как большинство приморских мальчишек, хотел стать капитаном. Мечтал о путешествиях, любил рыбачить, ходил на охоту. Но постепенно я стал понимать, что у меня другое предназначение.

Надо сказать, документы для приема в семинарию я отправлял по почте, поэтому скрыть факт отъезда от "компетентных органов" было практически невозможно. За три часа до поезда пришли партийные активисты и начали отговаривать. Но их усилия оказались тщетными, и я все-таки успел заскочить в вагон. Правда, гонения продолжались и в семинарии. Так, одного из семинаристов забрали в армию, а потом в газете появилась "отказная" статья за его подписью. Позже он сказал, что не писал такого.

В 1963 году я поступил в Московскую духовную семинарию. Через четыре года защитил кандидатскую диссертацию. 24 года преподавал библейскую историю. Поскольку моим духовником был архиепископ Иркутский Вениамин - один из подвижников и ревностных служителей православной церкви советского периода, немало испытавший во время гонений на православную церковь в 60-80-е годы XX столетия, то это имя и было мне дано патриархом Алексием II.

114 священников Приморья

- Владыка, вы уже 15 лет возглавляете Владивостокскую и Приморскую епархию. За это время в регионе строятся храмы, восстанавливаются монастыри. Как вы оцениваете тенденцию - людей в церковь стало приходить больше? Может, именно она и способна объединить россиян, стать возрождающей силой государства?

- Православие сегодня возрождается после того, как 70 лет его пинали. И, конечно, это возвращение к корням, к духовности не может не радовать. Сегодня даже можно услышать упрек, что мы не так активны. Но отмечу: в Приморье всего 114 священников, в то время как учителей около 3 тысяч. Я бы сказал, что церковь - это все мы. Просто не до каждого дошло это понимание. Тем не менее православная церковь учит, что в основе экономики лежит духовность. Если ты честный человек, то не будешь воровать. Сейчас нет страха Божиего, а отсюда и беды. Недавно ко мне пришла женщина: плачет, сын спрыгнул с крыши из-за неразделенной любви. Конечно, человеку просто не объяснили, что жизнь нам дана Богом и мы не вправе ее отбирать как у себя, так и у других.

Религия зовет к облагораживанию человека, его совершенству. Пока же мы живем с комплексами советских времен, и надо, чтобы сменилось не одно поколение, чтобы из безбожья прийти к святой Руси. Думаю, здесь многое зависит от пастырей: самому надо совершенствоваться и своих ближних тоже. Сегодняшняя идея должна заключаться в святости. Именно это должно прийти на смену той коммунистической морали, которая существовала несколько десятилетий. Но православие живет намного дольше!

Подчеркну, что духовность сегодня - основа основ, даже с точки зрения экономики. Ведь почему процветает воровство и коррупция? Потому что люди растратили свою добродетель.

Воспитывать надо и прихожан, и священнослужителей

- За годы советской власти выросло целое поколение людей, которое не приобщалось к православной вере. Некоторые не знают правил поведения в храме, правил исповеди (которые, кстати, в некоторых приходах имеют свое отличие). В результате возникают неловкие ситуации.

- В церкви единство есть в главном, но расхождения встречаются. Но я не вижу в этом чего-то страшного. Не зря же говорят: каков поп, таков и приход. В Уссурийском приходе, например, достаточно строго все соблюдается. В других может быть попроще. Многое зависит от настоятеля. Например, перед исповедью необходимо поститься духовно и телесно три дня. Но бывают такие ситуации, когда лучше пойти на некоторое снисхождение. Ведь догматическим подходом можно и отпугнуть.

Я убежден, что воспитывать надо и священнослужителей, и прихожан. Тем, кто постоянно в храм ходит, все обычаи известны. А то встречаются и такие, что жалуются. Мол, как в церковь ни приду, так все поют: "Христос Воскресе! Христос Воскресе!". Человек даже не пробовал посещать чаще богослужение.

- А как готовят кадры для церкви? И как вы - архиепископ епархии - воспитываете настоятелей?

- Помните историю про Диогена, который искал человека "днем с огнем"? И мы вот примерно также в поиске. Сейчас нехватка церковных служителей ощущается во Владивостоке. Да и в ряде приморских приходов хотелось бы, чтобы служил не один, а два священника. Но тут приходится учитывать, что не везде это возможно: прихожане разные, не у всех есть спонсоры, которые могли бы подать на поддержание прихода, его ремонт. Нельзя забывать, что церковь всегда старалась еще и материально помочь страждущим и неимущим. Но для благотворительных мероприятий также нужны средства.

- По какому принципу формируется бюджет церкви? Из чего состоит зарплата священника? Бытует мнение, что они, как правило, весьма состоятельные люди?

- Скажу честно, среди приморских священников богатых настоятелей припомнить не могу. Все зависит от того, насколько щедры прихожане. Мы же пытаемся сделать так, чтобы и маломощные приходы не остались без поддержки. Да и настоятель - тоже человек. Нужно питаться, одеваться. А зарплата его около 12 тысяч рублей - много это или мало, судите сами. В целом же, приход - вполне самостоятельная единица.

Основная база подготовки наших кадров - духовное училище. С центральных областей к нам особенно не едут. А если кто-то и соберется, то еще надо узнать, что за человек. Отделение теологии и религиоведения при ДВГУ тоже помогает обеспечить потребность в священниках. У нас уже прошло шесть выпусков специалистов в области теологии. В их дипломах так и записано "преподаватель теологии".

- Бывали в Приморье случаи, когда настоятеля лишали сана?

- Всякое случалось... Приходилось и сана лишать. Один священник, например, распивал спиртные напитки, причем на него даже предупреждения не действовали. А потом и вообще у него вне брака ребенок родился. Это уже серьезное нарушение. Как такой человек может проводить богослужение или благословлять? Сейчас вот раскаивается, просится в один из приходов. Так что за неподобающую сану дисциплину можно и суровое наказание получить.

Мы стараемся, чтобы в священники попадали люди с высшим образованием, благочестивые.

- А чтобы вы пожелали всем нашим читателям?

- Светлых дней, благополучия, радости. Живите с именем Бога в душе - и вас не покинет благословение господа нашего Иисуса Христа.


Программа празднования 110-летия Владивостокской и Приморской епархии и 70-летия Владыки Вениамина

8 ноября, в субботу, состоится городской крестный ход из Свято-Никольского кафедрального собора в собор Покрова Пресвятой Богородицы. Во время крестного хода в Покровский собор на свое постоянное место пребывания будет перенесена святыня Дальнего Востока - Порт-Артурская икона Божией Матери. Выход от Свято-Никольского собора в 11.00.

9 ноября в 9.00 пройдет божественная литургия в соборе Покрова Пресвятой Богородицы.

Праздничный вечер, посвященный юбилейным событиям, начнется в 17.00 в драматическом театре имени М. Горького. С концертом выступят Объединенный хор Русской православной церкви г. Владивостока, Тихоокеанский симфонический оркестр, солисты игумен Феофан (Зиборов), иеродиакон Ювеналий (Лапшин), заслуженные артистки России Вероника Касьянова и Раиса Илюхина.


06.11.2008

novostivl.ru

Док. 601188
Перв. публик.: 06.11.08
Последн. ред.: 21.10.09
Число обращений: 0

  • Вениамин (Пушкарь Борис Николаевич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``