В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Что люди помнят о войне Назад
Что люди помнят о войне
А точнее о братском партизанском крае, существовавшем во время войны на территории Белоруссии, России и Латвии. С конца июня творческая группа "Беларусьфильма" работает в Латгалии. Ее руководитель Сергей Петрович Лукьянчиков любезно согласился рассказать "Часу" о своей работе и не только.

Неслучайная тема

- Сергей Петрович, вы маститый режиссер и можете позволить себе принимать не всякое предложение. Почему взялись снимать фильм о партизанах?

- Эта тема для меня отнюдь не случайна. Да и для всей нашей семьи, старшее поколение которой воевало: мой отец был защитником Брестской крепости, отец жены - партизаном.

Мы много разговаривали о пережитом ими, поэтому информацию о том периоде я получал из первых уст и мой выбор не зависит от конъюнктуры. К тому же это не первый мой фильм о войне, их было несколько. Недавно вышла документальная картина о генерале Черняховском.

Давно хотел снять ленту о партизанском движении. Но хотелось, чтобы фильм не был трафаретным, не сводился к перечислению общеизвестных фактов - сколько было боев, сколько эшелонов пустили под откос... Хотелось снять личные воспоминания живых свидетелей, чтобы люди просто рассказали, как это все тогда происходило, без пафосного патриотизма и "политики".

Мне интересны человеческие судьбы, интересно взглянуть, как люди, которые партизанили, жили в то время, вспоминают об этом сегодня, как встречались после войны бывшие противники.

- Для вас в этом плане открылось что-то новое?

- Да, для меня стало открытием, что ни в одной беседе с героями будущего фильма я не увидел остатков злобы, ненависти. Люди просто вспоминали былое...

Применительно к Латвии - мне показалось, что это никак не влияет на пресловутые национальные отношения. Да, тогда у них были разные враги: у одних - Советы, у других - немцы. Но потом это закончилось, и люди вернулись к своим домам и семьям.

Мы уже много поездили по Латгалии, и я ни от кого не слышал плохих слов о людях другой национальности, а у памятников - чистеньких, прибранных - всегда видели свежие цветы. Мне кажется, что это хороший урок и для политиков, для власти.

Создавая новые мифы

- О Белоруссии и о вашей власти нам приходится читать и слышать очень разное.

- Я много бывал в европейских странах - не как турист, я там работал, снимал фильмы. В Польше, например, делал полнометражную картину для польского телевидения. Так вот в Швеции мальчик лет девяти, которого мы спросили о Белоруссии, вспомнил два слова, связанных у него с нашей страной: "Лукашенко" и "диктатор". Этот мальчик, наверно, даже не знает, в какой стороне она находится, Беларусь, но клише в его сознание уже заложены.

На самом деле все это совершенно не так: нет у нас диктатуры, нет цензуры. Взять сферу киноискусства, которую я прекрасно знаю - был гендиректором "Беларусьфильма". Государство у нас финансирует кинопроизводство, авторы присылают свои темы, сценарии, совершенно разные. А потом мы, на основе творческого конкурса внутри коллектива определяем, что и как снимать. Власть в этом никак не участвует.

А все эти мифы и легенды - просто попытки разыграть белорусскую карту в корыстных политических интересах. Трудности же есть везде: и у вас в Латвии, и в других странах. Но у нас есть и экономический рост, и рост доходов населения, государство неплохо финансирует спорт, искусство, увеличивается, например, количество театров. Киностудия в этом году снимет 15 игровых и 30 документальных и анимационных лент - кто из наших соседей может похвастаться таким уровнем?

Да, нам тоже хотелось бы быстрее и больше: доходов, роста уровня жизни. Но все это надо заработать.

Возьмем важнейшую отрасль - сельское хозяйство. Там очень большие достижения, Беларусь полностью обеспечивает себя продовольствием, завозные, по большому счету, только тропические фрукты. Россия фактически сегодня идет нашим путем, повторяя его в своих нацпроектах.

Латвия же, не в обиду будь сказано, смотрится в этой отрасли просто удручающе. А ведь мы, бывая здесь раньше, помню, восхищались вашим мясо-молочным комплексом...

- Сергей Петрович, не могу не спросить вас о недавнем происшествии в Минске...

- Мы все обеспокоены и возмущены! Беларусь - спокойная страна, у нас очень низкий уровень преступности и такого в нашей столице не было со времен войны. Я могу сказать только - это явно не местные, это чужой почерк. Там ведь обнаружили и вторую бомбу, которая, вероятно, должна была сработать через некоторое время после первой. Был явный расчет на панику, кому-то очень не нравится мир и спокойствие в нашей стране.

Но кто бы это ни был, они плохо знают наш народ. У белорусов такие вещи вызывают не страх и растерянность, а стремление к сплочению.

- Давайте вернемся к теме вашего фильма. В Латвии к этому периоду истории довольно специфическое отношение. По официальной трактовке, у нас и партизан не было, это "миф советской пропаганды", а были диверсанты Красной армии...

- Так значит, я уже несколько дней разговариваю с мифами и снимаю воспоминания призраков?.. Нет, это та самая "политика", о которой я уже упоминал, она мне неинтересна. Есть живые свидетели, рассказывающие совершенно потрясающие вещи. Такого нельзя придумать, есть элементарно проверяемые факты, есть та самая народная память.

А политические трактовки - это временное, наносное. Вот если мы даст бог свидимся лет даже через пять, очень многое будет смотреться уже по-другому.

- Ловлю вас на слове. Будем рады новой встрече с вами и вашими кинолентами. Спасибо за беседу.

Досье

Лукьянчиков Сергей Петрович - режиссер документального кино.

Родился 9 ноября 1945 года в Смоленске. В 1974 году окончил режиссерский факультет ВГИКа по специальности Режиссура документального кино и телефильма (мастерская Л. Дербышевой).

С 1972 года работает на киностудии "Беларусьфильм".

В 1998- 2000 годах - генеральный директор "Беларусьфильм".

Режиссер и автор сценариев более 150 кинолент.

1988 - ВКФ неигрового кино в Свердловске (Спецприз за фильм "Боль").

1996 - МКФ чернобыльских фильмов в Гомеле (Бронзовая медаль, фильм "Чернобыль. Фантомы").

1997 - МКФ экспериментальных фильмов в Мадриде (Первая премия, фильм "Другой").

1998 - МКФ спортивных фильмов в Москве (Спецприз за фильм "Городки - народная игра").

1998 - МКФ спортивных фильмов в Палермо (Гран-при Paladino d`Oro, фильм "Городки - народная игра").


10.07.2008
www.chas-daily.com

Док. 601125
Перв. публик.: 10.07.08
Последн. ред.: 21.10.09
Число обращений: 0

  • Лукьянчиков Сергей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``