В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Николай Чупахин: Смысл бытия инновации в научно-образовательной сфере культурного мира Назад
Николай Чупахин: Смысл бытия инновации в научно-образовательной сфере культурного мира
Глобальный экономический кризис захватил не только экономику, но весь культурный мир. Мозаичная, рассредоточенная, сбивчивая, хаотичная картина противоречащих друг другу потребностей и возможностей, требует неотложного упорядочения, решения задачи построения единого смыслового базиса для многообразия всех актуальных и потенциальных возможностей культурного мира. Решение такой задачи по силам экономической и политической науке, но создание единого базиса различных смысловых пространств и форм их бытия необходимо начинать с философской рефлексии, с философских концепций смыслообразования в культурном мире.

Культурный мир, о котором мы говорили выше, - это, по определению П.А. Сорокина (1), мир явлений органической и неорганической сфер существующей реальности, пронизанных, нематериальным компонентом смысла. Определяя смысл как взаимно однозначное соответствие (биекцию Галуа) потребностей (потенциальных возможностей) и средств их удовлетворения (актуальных возможностей), мы с помощью общего понятия возможности объединили все многообразие как конкретных, так и абстрактных, как материальных, так и духовных объектов культурного мира в одной парадигме мира всех возможностей (2). Основным объектом и области науки, и области образования в культурном мире является знание. Знание - это потенциальная возможность, актуализация которой истинна. Знание о совокупности актуализирующих потенциальные возможности отношений на декартовом произведении множеств всех возможностей, как окружающего человека мира, так и его собственных возможностей, является теоретическим. Теоретическое знание выявляет производную от элементов культурного мира сущность смыслообразующих возможностей объекта с точностью до определения траектории смысла его бытия.

Философско-математическое обоснование концепции смыслообразования включает в себя наиболее существенные философские, психологические и математические принципы соответствия актуальных и потенциальных возможностей, детерминирующие смысл не только с антропологической, но и с более общей, онтологической точки зрения. Это позволяет изменить подход к решению проблемы не только техногенного кризиса, но проблем смысла жизни каждого отдельного человека и общества в целом. "Взвешивание" потребностей и возможностей на "весах" их взаимно однозначного соответствия доступно каждому индивиду с помощью следующих принципиальных положений предлагаемой вашему вниманию авторской концепции смыслообразования:

1.    Возможность (средство, условие, обстоятельство) - элемент общезначимого представления картины мира.

2.    Картина мира складывается из отношений элементов мира возможностей.

3.    Смысл - взаимно однозначное соответствие между потребностями сущности в сохранении атрибутивных свойств и удовлетворяющими их возможностями.

4.    Носителями смысла являются пары сущностей, первая из которых имеет потребности, а вторая - удовлетворяющие их возможности.

5.    Потребность - потенциальная возможность сохранения сущности.

6.    Сохранение сущности - основной закон её бытия. Смысл - необходимое и достаточное условие явления сущности в бытии.

7.    Бытие - система взаимно однозначно соответствующих потребностей и удовлетворяющих их возможностей, т.е. система смыслов.

8.    Смысл - основа и сущность бытия.

9.    Траектория смысла представляет собой подмножество взаимно однозначно соответствующих пар актуальных и потенциальных возможностей из называемого декартовым произведением множества всех пар возможностей реального мира.

10.    Определенность траектории смысла зависит от отношения четырех возможностей (параметров): неопределенности (узнавания), предопределенности (гипотезы), послеопределенности (доопределения) и всеопределенности (подтверждения гипотезы).

В частности для онто-гносеологической концепции научного знания достаточно следующих пяти принципов:

1.    Мир состоит из множества актуальных и потенциальных возможностей.
Реальность складывается из совокупности отношений между элементами множества возможностей. Базовые возможности являются сущностями.

2.    Согласно онтологическому принципу конкретности существования всякая сущность обретает бытие только в определенной системе отношений своих потенциальных атрибутивных свойств к актуальным возможностям действительности. Достаточное основание сохранения сущности состоит в актуализации потенциальных возможностей соответствующих атрибутивных свойств.

3.    Смысл бытия сущности понимается как взаимно однозначное соответствие между ее атрибутивными свойствами и актуальными возможностями их существования. Носители смысла - пары сущностей, первая из которых нуждается в удовлетворении возможностями второй. Смысл - необходимое и достаточное условие явления сущности в бытии.

4.    Гносеологическая определенность смысла в знании зависит от отношения четырех параметров: неопределенности (узнавания), предопределенности (гипотезы), послеопределенности (доопределения) и всеопределенности (подтверждения гипотезы), связанных алгоритмом взаимно однозначного соответствия.

5.    Математическая модель траектории смысла представляет собой сечение проективного расслоения возможностей. Отношение соответствия возможностей - подмножество множества всех пар возможностей, удовлетворяющее условиям математической структуры декартова произведения.

    Сущность современного этапа кризиса постиндустриального периода техногенной цивилизации, вызванного глобальными экологическими, техногенными, информационными, экономическими и политическими проблемами - в противоречии насущных потребностей культурного мира и не соответствующих для их удовлетворения возможностей природы, техники, экономических, политических и нравственных отношений. Отсутствие прогресса в подходах к решению кризисных проблем приводит в мировой системе отношений к новым ежедневным вспышками борьбы противоположных интересов и смыслов. Это делает весьма актуальной задачу выявления общего смысла самого кризиса, который, очевидно, связан с определением не только необходимых, но и достаточных для его разрешения возможностей. Поскольку современная цивилизация в своем развитии опирается на достижения науки, решить эту задачу без научного поиска, подкрепленного соответствующей философской теорией, невозможно.

Поиски научного выхода из кризиса привели к возрастанию роли науки и научного познания в современном мире. В частности, была определена приоритетная роль фундаментального образования и науки в процессах формирования инновационной экономики и общества, основанного на знаниях и интеллекте. Для решения организационно-управленческих проблем научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения государственных антикризисных структур была разработана стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 года (3).

В тех определениях и понятиях, которые положены в основу столь важных документов, атрибутивными свойствами сущности инновации являются положения о качественном повышении эффективности производственной системы или качества продукции с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, превосходство, креативность, прогресс).     Согласно третьему принципу концепции смыслообразования, смысл - необходимое и достаточное условие явления сущности в бытии, осуществляемое с помощью взаимно однозначного соответствия между ее атрибутивными свойствами и актуальными возможностями их существования. Отсюда следует, что смысл инновации в её качестве. Но что такое "качество"? Иногда качество определяют с помощью дополнительной ценности, которую, в свою очередь, детерминируют с помощью изменения образа жизни людей в лучшую сторону. Например, предложенный в Стратегии подход к решению системной проблемы позволит: создать базис для устойчивого экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе; создать условия для роста во всех отраслях экономики, использующих результаты интеллектуальной деятельности; продемонстрировать на примере конкретных проектов и программ возможности экономики, основанной на знаниях, повысить качество "человеческого капитала". Становится ясно, с какими организационно-управленческими проблемами в области научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения столкнутся при этом государственные антикризисные структуры, если не будет выработано единое для всего этого многообразия понятие качества, являющееся атрибутивным свойством сущности инновации.
    
Попробуем дать определение качества с помощью первичных в нашей парадигме мира понятий потенциальных и актуальных возможностей, которые по Гегелю могут быть охарактеризованы как формальные и реальные возможности, соответственно. Пусть с помощью актуальных возможностей А мы достигли цели, удовлетворяющей наши потребности Р. Очевидно, что качество этого удовлетворения будет зависеть от времени t , необходимого для актуализации потенциальных возможностей Р. Если обозначить качество через Q, то получим отношение: Q = А:t. Выразим далее время t через потенциальные и актуальные возможности по формуле: t = Р:А. Единицей такого времени будет отношение потенциальных и актуальных возможностей, находящихся во взаимно однозначном соответствии, т.е. тогда, когда наша цель имеет смысл. Если не так, то это значит, что потребности и возможности не однозначно соответствуют друг другу. И тогда либо t > 1 (что можно интерпретировать словами: "если б старость могла"), либо t < 1 ("если б молодость знала"). Знание - потенциальная возможность. К старости потенциальных возможностей становится больше, но средств для их актуализации меньше. В молодости, наоборот, больше актуальных, чем потенциальных возможностей. Молодому человеку кажется, что время "ползёт" очень медленно, тогда, как для старика оно "летит" очень быстро.

В конечном счете, формула качества принимает вид Q = А2:Р. Следовательно, и Q = А тогда и только тогда, когда потребности взаимно однозначно соответствуют возможностям, т.е. когда бытие сущности имеет смысл. А поскольку качество - сущность инновации, то инновация имеет место быть только тогда, когда имеет смысл созданное ею качество.

Смысл теоретического знания заключается в отыскании биективных соответствий своих актуальных возможностей своим же возможностям потенциальным как атрибутивным свойствам сущности теории. С философской точки зрения само отношение находится вне области определения субъектов отношения, представляя собой абстракцию от конкретных отношений реальных предметов, однако если основание сравнения не произвольно, а зависит как свойство от самих членов отношения, то результат сравнения по данному основанию также не произволен. Основанием отношения соответствия является понятие "сохранения атрибутивных свойств сущности".

Оппозицией этому понятию является принцип качественного изменения актуальных возможностей. Это изменение обычно называется "новизной" и является относительным понятием сравнения двух сущностей. Таким образом, в концепции смысла как бинарного отношения потенциальных и актуальных возможностей сохранения сущности результатом отношения является приращение актуальных возможностей, которое с математической точки зрения можно назвать приращением смысловой функции. Математическое "приращение функции" определяется как разность ее значений для разных значений аргументов, философское - как качественный скачок (инновация).

Смысловое отношение потенциальных и актуальных возможностей создает новое качество, и в этом - диалектика смыслообразования. Значение смысла - в новом качестве, образуемом в результате актуализации потенциальных возможностей. Отображение смыслового поля в виртуальный мир возможностей позволяет сопоставлять структуры различных, порой, весьма сложных и многосвязных систем. В воображении с ними "работать" гораздо легче, чем с объектами живой, неживой природы или социальной среды. Так, по В. Франклу (4) смысл, невыразим вообще, но является основанием для сравнения имеющихся у индивида потребностей с реальными возможностями с целью принятия, например, решения о смысле жизни. Причем решение этой проблемы всегда связано с разработкой методологии смыслообразования междисциплинарного характера.

Так, и в случае интеграции науки и образования возникает новое научно-образовательное подпространство культурного мира, состоящее из базиса носителей смысла науки и образования и различных комбинаций субъектов и объектов - носителей смысла как в науке и образовании, так и в их интегральной научно-образовательной отрасли. Наука определяется смыслом научного поиска. Образование - смыслом актуальных для его обладателя знаний. Очевидно, что в общем случае траектории смысла науки и образования различны. Однако у них есть области соприкосновения, определяемые смыслом знания. Знание, согласно общепринятым определениям, есть отношение человека к миру, данное в сознании человека. В соответствии с определением смысла как биекции актуальных и потенциальных возможностей, смысл знания в актуализации его потенциальных возможностей.

Следовательно, знание - потенциальная возможность, требующая актуализации, причем результат актуализации - истина. И поэтому смысл знания - в его истинностной актуализации. Бытие знания есть результат актуализации его потенциальных возможностей.

Образование как часть культурного мира, построенного на смысле, - это системный процесс, наполненный противоречиями между теорией и практикой. Образовательный процесс имеет вполне определяемую структуру, определяемую, в силу данного выше понятия смысла, теми потенциальными возможностями, которые существуют в этой структуре, и актуальными возможностями атрибутивных свойств самого процесса. Участвующий в этом процессе человек видит смысл образования в актуализации потенциальных возможностей источника образования для построения собственного мира творческих возможностей.

Со смыслообразованием связаны все основные характеристики весьма разнообразного в своей сущности и формах процесса образования. Поскольку смысл образования - биекция атрибутивных свойств сущности знания и актуальных возможностей ее сохранения, то учеба - наполнение культурного мира личности атрибутивными свойствами сущности "понимающего человека". Поэтому образование как процесс - это создание атрибутивных свойств сущности понимания, а как результат - актуальные возможности сохранения сущности понимания с помощью знания. Можно сказать и так: образование как процесс, т.е. учеба - это потребность понимать, а как результат - знание - это возможность понимать. Поэтому взаимно однозначное соответствие потребности понимать и возможности понимать и есть смысл образования, определяющий его как часть культурного мира.

В целом, по результатам проведенных в работе исследований имеют место следующие выводы:

1) смысл научного поиска - в процессе построения карты смыслов научного знания на множестве возможностей как исследования, направленного от следствия к причине в науке (от проблемной ситуации - к системе знания);

2) смысл образования - в процессе построения системы знаний в культурном мире человека, направленном от причины к следствию (от системы знания - к проблеме);

3) смысл интеграции науки и образования - в новой системе многообразия смыслов обеих систем знания (общей траектории смыслов познания и знания);

4) инновационный характер научно-образовательных систем определяется смыслом качества знания.

__________________________________________________________________________________
1. Сорокин П.А. Моя философия - интегрализм /П.А.Сорокин // Социологические исследования. - 1992. - N10. - С. 134-139.

2. Чупахин Н.П. Математика и философия смысла культурного мира / Н.П.Чупахин. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2004

3. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года (далее - Стратегия), разработанная в соответствии с решением Правительства РФ, развивает положения Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 30.03.2002 г. N Пр-576).

4. Франкл В. Человек в поисках смысла / В.Франкл. - М.: Прогресс, 1990.


21.10.2009
www.viperson.ru

 



Док. 600980
Опублик.: 21.10.09
Число обращений: 0

  • Чупахин Николай Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``