В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Хван: `Рассчитываем, что центр и регионы поделят расходы 50 на 50` Назад
Николай Хван: `Рассчитываем, что центр и регионы поделят расходы 50 на 50`
В России на сегодняшний день 12 городов, в которых осуществляются проекты по строительству метро, и лишь в семи из них метро действует. Реструктуризация системы управления метростроем, по мнению специалистов, изменит положение подземки в регионах. О перспективах строительства метро в Новосибирске корреспонденту "КС" ОКСАНЕ МОЧАЛОВОЙ рассказал руководитель МУП "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений" (УЗСПТС) НИКОЛАЙ ХВАН.
Фото Михаила ПЕРИКОВА

- Николай Бенхирович, в конце марта вы вернулись из Москвы. С чем была связана поездка?

- С защитой технико-экономического обоснования работ по строительству метро на 2007-2009 годы. В этом году главной задачей является окончательная сдача станции "Березовая роща". 25 июня 2005 года мы запустили станцию, но предстоит еще много работы - необходимо в этом году завершить работы по второму вестибюлю и перегонному тоннелю. Далее в наших планах станция "Золотая нива", где уже идут работы. Сегодня ситуация такова, что мы не можем позволить себе строить параллельно несколько станций не потому, что у нас нет технической возможности, а потому, что нет достаточного финансирования. Поскольку, что уж скрывать, финансирование строительства метро пока осуществляется по остаточному принципу. А это неправильно. Вспомните нынешнюю зиму. Единственный транспорт, который во время сильных морозов не вышел из строя, - метро.

- Какова сегодня ситуация с финансированием строительства метрополитена в Новосибирске?

- Что касается финансирования метростроя в целом, то данный вопрос пока находится на стадии выработки механизмов. Дело в том, что с 1 января 2006 года в нашей структуре произошла реорганизация. Если раньше метрострой был в ведении Минэкономразвития, как основного распорядителя финансов, то сегодня мы перешли под контроль Министерства транспорта РФ (в лице ОАО "Российские железные дороги"). В связи с реорганизацией у нас появилась надежда, что вопросам строительства подземки теперь будет уделено больше внимания и министру транспорта Игорю Левитину удастся добиться изменения схемы разграничения обязательств между центром и регионами хотя бы в соотношении 50 на 50 и принятия целевой программы по строительству метро на федеральном уровне. Напомню, что в 2001 году была введена система, согласно которой 80% расходов по строительству метро должны нести субъекты Федерации и лишь 20% выделяет Центр. Могу сказать, что, например, в США и Японии строительство метро полностью финансируется из федерального бюджета. В 1997 году в России из федерального бюджета выделялось 75% средств, в 1998 году - 65%, в 1999-м - 62%, в 2000-м - 50%. С 2001 года пропорции составили 80% к 20%.

- На какие суммы может рассчитывать Новосибирск?

- Объем финансирования с каждым годом увеличивается. Так, например, в 2003 году на строительство новосибирского метро из федерального бюджета было выделено 97 млн руб., в 2004-м - 110 млн руб., в 2005-м - 127 млн. На 2006 год выделено 135,5 млн руб. Однако сумма, на которую увеличивается финансирование, практически совпадает с процентом инфляции, и этих средств катастрофически не хватает. На строительство метрополитена в этом году нам выделено из федерального бюджета 135,5 млн руб. (из которых еще ни рубля не было перечислено в регион), из областного - 70 млн и из бюджета Новосибирска - 30 млн руб. Итого - 235,5 млн руб., а у нас только кредиторская задолженность перед подрядчиками составляет 457,2 млн руб. Перед нами на сегодняшний день стоит дилемма - либо рассчитываться с подрядчиками и прекратить работы, либо работать и увеличивать кредиторскую задолженность.

- Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?

- Работы продолжаются, но при этом будем постепенно гасить кредиторскую задолженность. Управлением заказчика подготовлено соглашение, в котором прописаны все условия работы и расчета с подрядчиками. Согласно этому соглашению, сумма из федерального бюджета в размере 135,5 млн руб. будет направлена на дальнейшие работы по строительству метро, а средства из бюджета области и города мы направим на погашение кредиторской задолженности. К тому же, если Минтрансу удастся добиться схемы финансирования 50 на 50, Новосибирская область получит порядка 400 млн руб. федеральных средств и 400 млн руб. региональных. Это уже существенный прорыв. Кроме того, на мой взгляд, несколько улучшить ситуацию может принятие на законодательном уровне целевой программы по строительству метро в Новосибирске (на нее легче получить деньги из Москвы).

Например, наши коллеги в Омске такую программу приняли. Но у них ситуация несколько тяжелее, поскольку им к 2009 году необходимо сдать и запустить четыре станции. Но для того чтобы выполнить поставленную губернатором Леонидом Полежаевым задачу, необходимо ежегодно вкладывать порядка 5-6 млрд руб.

Есть и другие способы решить финансовые проблемы. Так, в 2003 году начал разрабатываться проект по реконструкции входов в метро. Уже в этом году начались работы на станции метро "Красный проспект" - создание торговых площадей и административных зданий, расположенных непосредственно над входом в метро. Мы надеемся, что поможем метрополитену повысить доходы. Насколько - будет зависеть от успешности проекта.


21.04.2006
com.sibpress.ru

Док. 600628
Перв. публик.: 21.04.06
Последн. ред.: 20.10.09
Число обращений: 0

  • Хван Николай Бенхирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``