В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Каждая вторая наша проверка в финансово-бюджетной сфере вскрывает нарушения Назад
Каждая вторая наша проверка в финансово-бюджетной сфере вскрывает нарушения
Сергей Юрьевич, как вы оцениваете работу вашего ведомства в минувшем году? Как финансовый кризис, начавшийся в четвертом квартале прошлого года, повлияет на ситуацию с нарушениями в бюджетной сфере?

Сложно оценивать собственную работу, за нас скажут цифры.

В 2008 году общее количество проведенных службой проверок составило почти 40 тысяч (39 902),

что на 5 тысяч больше аналогичного показателя прошлого года. Из них более 20 тысяч, если точно, то 20 224, - это проверки соблюдения законодательства в финансово-бюджетной сфере, остальное - проверки соблюдения валютного законодательства.

С прошлого года мы вышли на стабильный уровень количества проверок в финансово-бюджетной сфере порядка 21-22 тысячи проверок. Рост показателей этого года связан с ростом количества проверок по линии валютного контроля. Причина - резкое увеличение количества информации от Центрального банка РФ, свидетельствующей о признаках нарушения резидентами и нерезидентами валютного законодательства. Поток достигает в среднем до 200-250 тысяч сообщений в месяц, и мы, конечно, реагируем.

Важнейший показатель нашей работы - доля проверенных средств федерального бюджета.

Сравнительный анализ объема проверенных нами бюджетных средств за последние четыре года показал положительную динамику. Объем проверенных в 2008 году средств федерального бюджета по сравнению с 2005 годом увеличился на 165%. А сумма проверенных Росфиннадзором средств федерального бюджета, согласно отчетным данным, ежегодно растет в среднем на 480 миллиардов рублей.

По итогам 2008 года объем проверенных средств составил 2 триллиона 317 миллиардов рублей.

Конечно, в связи с секвестрованием расходной части федерального бюджета в этом году будущие показатели могут измениться. Но объем проверяемых нами средств, как мы прогнозируем, сложится на уровне 32-33 процентов.

Каждая вторая наша проверка в финансово-бюджетной сфере вскрывает нарушения.

В 2008 году Росфиннадзором выявлены нарушения финансово-бюджетного законодательства при расходовании более 514,5 миллиарда рублей, в том числе при расходовании средств федерального бюджета - более 393 миллиардов рублей, или 17 процентов от суммы проверенных средств федерального бюджета. По сравнению с 2007 годом сумма средств федерального бюджета, использованных с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной сфере, увеличилась на 126,94 процента.

Теперь насчет финансового кризиса. Именно в ситуации кризиса финансовые власти должны оптимизировать бюджетные расходы, отсекать лишнее, в том числе ориентироваться на конкретные показатели объемов нарушений, допущенных по тем или иным направлениям. Соответственно, Росфиннадзор должен работать энергичнее, чтобы обеспечить финансовые власти страны такого рода показателями.

Известно, что во время кризисов люди начинают нервничать и допускать ошибки, часть из них может начать жить "последним днем". Мы ожидаем, что перечень нашей клиентуры расширится. Речь может идти о росте объемов вскрываемых нами нарушений на десятки процентов. Не в разы, но значительно.

Какие злоупотребления со стороны чиновников чаще всего попадают на карандаш к вашим проверяющим? Сколько денег удается вернуть в бюджет?

Самым серьезным финансовым нарушением является нецелевое использование бюджетных средств, за что законодательство предусматривает ответственность вплоть до уголовной.

Всего за прошлый год нами выявлено фактов нецелевого использования бюджетных средств на сумму 2 миллиарда 170 миллионов рублей.

В 2008 году территориальные управления направили 4029 уведомлений о сокращении лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета на сумму нецелевого использования средств в объеме 884,66 миллиона рублей (51,4 процента от общей суммы нецелевого использования средств федерального бюджета).

В правоохранительные органы передано 6507 материалов ревизий и проверок на сумму выявленных нарушений 305 миллиардов рублей, что на 146 процентов больше, чем по итогам 2007 года.

По переданным материалам правоохранительные органы возбудили 271 уголовное дело по фактам использования 1,498 миллиарда рублей с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной сфере. В результате 3408 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, из них 109 освобождено от занимаемой должности, на 3299 чиновников наложены иные дисциплинарные взыскания. К материальной ответственности привлечено 1108 человек. В 2008 году за нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере по результатам ревизий и проверок, проведенных Росфиннадзором, осуждено 74 человека.

В 2008 году сотрудники Росфиннадзора по фактам выявленного нецелевого использования средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в размере 257,9 миллиона рублей

составили 3077 протоколов об административных правонарушениях. Всего в 2008 году Росфиннадзором возбуждено 4125 дел об административных правонарушениях на сумму нецелевого использования средств в размере 397,1 миллиона рублей, в том числе по постановлениям о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, поступившим от уполномоченных органов власти.

По результатам рассмотрения 3033 дела об административных правонарушениях на сумму нецелевого использования средств федерального бюджета в размере 266,8 миллиона рублей вынесены постановления о наложении административных штрафов на сумму 22,2 миллиона рублей.

В результате в бюджет возмещено 144 миллиарда рублей, что на 78 процентов больше аналогичного показателя 2007 года.

Что же касается валютного контроля, то по итогам работы в 2008 году Росфиннадзором возбуждено 9550 дел об административных правонарушениях и вынесено 14 635 постановлений о назначении административного наказания. В доход государства взыскано 402 миллиона рублей в виде штрафов за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

В прошлом году в статистике Росфиннадзора по финансовым нарушениям лидировали Минобороны, Роскультура и Росздрав. Есть ли изменения на вершине "рейтинга казнокрадов" в цифрах этого года?

Мы не говорим сейчас о рейтинге. Все значительно сложнее.

Помимо злого умысла есть такие традиционные факторы, как разгильдяйство, хаос, нехватка подготовленных кадров и так далее.

Самое печальное, что по всем трем упомянутым ведомствам улучшения не происходит.

Например, в Роскультуре в ходе одной плановой проверки выявлено только нецелевого использования бюджетных средств на сумму более 32 миллионов рублей.

Акт о результатах этой проверки направлен в Генеральную прокуратуру РФ. Посмотрим, как теперь будут прокуроры действовать.

В Минсоцздраве проверка выявила нарушения при использовании средств, выделенных в 2007 году на реализацию национального проекта "Здоровье" на общую сумму 6 миллиардов 815 миллионов рублей (из них средств федерального бюджета - 6 миллиардов 737 миллионов рублей, средств федеральных государственных внебюджетных фондов 77,6 миллионов рублей).

По Минобороны. В 2008 году мы провели 1900 контрольных мероприятий в этом министерстве. Нецелевое расходование установлено в 547 воинских формированиях на сумму 546 миллионов рублей. При этом мы отмечаем усилия руководства министерства по изменению доставшейся ему в наследство сложной системы, но сопротивление человеческого материала все же пока сильнее.

Сергей Юрьевич, как известно, на сегодняшний день в РФ нет существенных валютных ограничений. Единственным ограничением можно, мне кажется, назвать только требование о репатриации. Однако требование об обязательной продаже валютной выручки сейчас отменено. Вопрос: как тогда обеспечивается требование о репатриации? и каковы самые распространенные валютные правонарушения, выявленные Росфиннадзором?

Этот вопрос требует ответа с документами в руках. Давайте я вам предъявлю свои. Значит, так:

1 января 2007 года вступили в силу поправки, предусматривающие серьезное изменение системы валютных ограничений, действующих в Российской Федерации.

В частности, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" утратили силу положения, ранее устанавливающие следующие валютные ограничения: требование о резервировании; требование об обязательном использовании специальных счетов; требование об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке; требование о предварительной регистрации в налоговых органах счета (вклада), открываемого в банках за пределами территории РФ; требования по обеспечению исполнения обязательства нерезидента перед резидентом при проведении валютных операций; требования к расчетам между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними и внешними ценными бумагами.

Вместе с тем сохранение и повышение устойчивости функционирования российской экономики, предотвращение и подавление кризисных ситуаций, обеспечение экономической, финансовой безопасности, определяет необходимость наличия законодательно установленных требований.

К их числу относятся: установление запрета на проведение валютных операций между резидентами, за исключением тех, которые прямо указаны в законе; репатриация иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающейся резидентам по условиям внешнеторговых договоров, заключенных с нерезидентами; требования к открытию и ведению счетов за рубежом, предоставлению отчетности; обязанности, установленные актами Банка России в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" по оформлению паспортов сделок и представлению в банк паспорта сделки подтверждающих документов и так далее.

Обеспечение надлежащего контроля за соблюдением обязанностей резидентов по репатриации достигается за счет эффективной организации взаимодействия с ФТС, ФНС России, а так же с Центральным банком Российской Федерации. Росфиннадзор получает информацию о наличии признаков нарушений резидентами и нерезидентами валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Наибольший удельный вес в общем объеме выявляемых нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования составляют нарушения:

- порядка представления отчетности и оформления паспортов сделок при осуществлении валютных операций - 67 процентов от общего числа нарушений (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ);

- невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидента работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них - 14 процентов от общего числа нарушений (часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ);

- 11 процентов от общего числа нарушений приходится на осуществление незаконных валютных операций (часть 1 статиь 15.25 КоАП РФ).

На остальные части статьи 15.25 КоАП РФ приходится менее 8 процентов от общего числа выявленных нарушений.

Все говорят о том, что от кризиса больше всего пострадает Россия. В чем это может выразиться? И как состояние экономики России может повлиять на экономику Белоруссии и других близлежащих стран?

В каком смысле больше всего? Вы подождите полгода и все увидите сами.

В регионах финансовые средства на проведение капитальных ремонтов в домах, требующих ремонта и относящихся к ТСЖ, распределяются при первостепенном влиянии городских администраций.

Пожалуйста, укажите, в какие государственные инстанции обращаться для инициирования проверок деятельности городских администраций, ведающих распределением денег на проведение капитальных ремонтов в жилых домах?

Где в свободном доступе можно ознакомиться с документами, регламентирующими:

- порядок выделения средств для проведения ремонта;

- порядок финансовых расчетов для выделения конкретных сумм на ремонт?

Это вопросы к госкорпорации - Фонду содействия реформированию ЖКХ. Закон об этой госкорпорации (впрочем, и о других тоже) принят в редакции, выводящей средства госкорпорации из-под государственного финансового контроля. Поэтому мы про них ничего не знаем. Наверное, у них есть сайты и приемные. Значит, туда и надо обращаться.

Как вы считаете, имеет ли смысл изъять у банков всю прибыль, полученную от валютных спекуляций, путем введения специального налога и направить эти деньги на поддержку промышленности?

Надо, наверное, изъять у граждан, имеющих на руках и на счетах иностранную валюту, доход в виде курсовой разницы, который они получили в результате плановой девальвации рубля. Наверное, этих денег все равно не хватит, но пытаться всегда нужно, правда? Чего уж только банками ограничиваться...

Почему не создать эффективную модель контроля за оборотом бюджетных средств в цепочке Центр (Москва) - конечный потребитель? Государственные инстанции не в состоянии физически за всем уследить, да и к тому же известны случаи сговора между чиновниками. Я предлагаю каждый день по Первому каналу объявлять, сколько денежных средств, в какой регион и на что отправлено. Объявлять ответственных лиц - ФИО (мэр, губернатор, местные депутаты и т. д.). Создать соответствующий интернет-сайт, где исполнители должны отчитываться о проделанной работе как можно детальнее. Народ, непосредственно живущий на территории объекта финансирования, будет сам следить и контролировать процесс. А в случае каких-либо подозрений можно написать или позвонить в соответствующие органы. Вот именно это я и называю гражданским обществом - доверие власти к народу. В конечном счете это нужно не президенту, а простым гражданам.

Абсолютно согласен, что все это нужно в первую очередь простым гражданам. Теоретически. Практически для меня не очевидно, что "простые граждане" этим реально интересуются. Тем не менее с идеей согласен. Мы, со своей стороны, в этой части идем по следующему плану.

1. В 2007 году начать размещать на сайте общий план проверок и отчет об общих результатах.

Сделано.

2. В 2008 году начать размещение на сайте службы перечня планируемых проверок.

Сделано, можете увидеть там все наши 20 тысяч проверок.

3. В 2009 году начать размещение на сайте отчетов по наиболее крупным, комплексным проверкам - порядка 70-80 проверок.

Делаем.

4. В 2010 году начать размещение на сайте отчетов по каждой проверке, проведенной службой. Надеюсь, сделаем и это.

Но никому из простых граждан это, похоже, не интересно и не нужно. Заходов на сайт в этот раздел - единицы. Но вообще да, открытость и транспарентность общественных финансов - дело хорошее.

Есть ли у вас обратная связь с вашими клиентами? Как вашу работу оценивают люди?

Тема обратной связи нас очень интересует.

В прошлом году мы заказали специальное исследование оценок и мнений сотрудников организаций, инспектируемых Росфиннадзором.

Исследование проводилось в 40 городах и населенных пунктах 21 региона России. Отвечая на вопросы интервью, сотрудники бюджетных организаций комментировали сложившийся образ службы, оценивали повседневную практику работы ее сотрудников.

Результаты исследования подтвердили высокую репутацию нашей службы: большинство негативных мифов, характерных для оценки проверяющих организаций, в отношении Росфиннадзора оказались несостоятельными. Вместе с тем исследование зафиксировало ряд негативных моментов, связанных прежде всего с повседневной рабочей практикой сотрудников, действующих "на земле" - в территориальных управлениях.

Расхожий тезис о том, что "представители контрольно-надзорных органов ведут себя агрессивно, оказывают давление, злоупотребляют своими административными полномочиями", в отношении сотрудников Росфиннадзора не подтвердился.

Более 60 процентов респондентов характеризуют сотрудников Росфиннадзора как "уверенных в себе", "компетентных", "организованных", "профессиональных", "сдержанных", "вежливых", "тактичных", "корректных". Причем такая оценка почти в равной степени присутствует в опросах сотрудников организаций, у которых были выявлены нарушения, и тех, у кого нарушений не было выявлено.

Негативный миф о том, что все государственные контролеры и ревизоры "взяточники и коррупционеры", не имеет отношения к сотрудникам Росфиннадзора, хотя единичные указания на признаки коррумпированности имеют место. Около трети опрошенных считают, что проверяющие Росфиннадзора гораздо менее коррумпированы, нежели милиционеры или сотрудники налоговой службы. По оценкам коррумпированности Росфиннадзор выглядит значительно привлекательнее "родственных" контрольно-надзорных государственных ведомств. Так, число респондентов, считающих, что сотрудники Росфиннадзора менее коррумпированы в сравнении со служащими Счетной палаты, в шестнадцать раз больше тех, кто придерживается обратного мнения.

В целом образ Росфиннадзора носит нейтральный характер с устойчивой позитивной тенденцией, высокие оценки связаны с общественной полезностью и государственной важностью службы. В сознании большинства наших клиентов Росфиннадзор предстает ключевым государственным органом, наследующим высокую репутацию Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ. Легендарное КРУ Минфина, жесткое, но справедливое, многие еще хорошо помнят.

Каким Росфиннадзор видит себя в будущем, какие у вас планы развития?

В будущем мы видим себя эффективным органом финансового контроля европейского уровня. К этому мы стремимся в стратегической перспективе. Если говорить о тактике, то наиболее важным считаю продолжение линии на развитие взаимодействия с контрольно-ревизионными органами регионов и крупных муниципальных образований. Речь идет прежде всего о взаимодействии по стандартизации осуществления государственного финансового контроля.

Приказом министра финансов от 25 декабря 2008 года N 146 утверждено "Положение о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля". Соответственно, Росфиннадзор начинает плотный надзор за исполнением органами государственного финансового контроля, созданными органами исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Кроме того, в числе наших приоритетов на этот год - более жесткий надзор за расходованием средств, выделяемых на осуществление государственных закупок. Что интересует в первую очередь? Две вещи.

Первое - применение организациями, осуществляющими закупки, необходимых процедур, обеспечивающих соблюдение интересов федерального бюджета. И второе (речь идет о задачах на два-три года) - мы будем уделять пристальное внимание расходованию средств на научно-исследовательские и конструкторские работы, а также развитие информационных технологий.

Я считаю, что это именно те отрасли, где расходы федерального бюджета должны быть максимально жестким образом рационализированы. Ведь именно здесь происходят самые большие (после строительных услуг) завышения цен. Именно здесь один и тот же программный продукт "изготавливается" и продается по многу раз разным организациям. Российская общественность негодует, когда чиновники покупают "мерседесы" по двойной цене. Почему же эту общественность устраивает, что чиновники покупают программные продукты по цене в 10-15 раз выше реальной?

12 март 2009

Экономика ` Источник: Эксперт
www.bank.ru

Док. 599972
Перв. публик.: 12.03.09
Последн. ред.: 16.10.09
Число обращений: 0

  • Павленко Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``