В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
ЕГЭ проверит комиссия Администрации Президента Назад
ЕГЭ проверит комиссия Администрации Президента
Вчера 14 октября Президент России Дмитрий Медведев провёл в Горках Московской области рабочую встречу с Министром образования и науки Андреем Фурсенко.

По информации пресс-службы Дмитрий Медведев сообщил, что образовал комиссию для изучения возможностей совершенствования системы единого государственного экзамена.По словам Президента, ЕГЭ, как и всякая система, не свободен от недостатков, и комиссия определит, что следует поменять и в каком объёме.

На встрече также обсуждались вопросы развития сети национальных исследовательских университетов. К двум национальным исследовательским университетам - Московскому инженерно-физическому институту и Институту стали и сплавов - добавятся ещё 12 победителей конкурса на получение такого статуса, сообщил Министр.

К этой краткой информации наша редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" считает необходимым привести для сведения общественности страны с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru прямой текст следующего пакета документов с нашим кратким комментарием: рабочая встреча Президента России Дмитрия Медведева с Министром образования и науки Андреем Фурсенко, положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по совершенствованию проведения единого государственного экзамена, состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по совершенствованию единого государственного экзамена, список победителей конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет".

Рабочая встреча Президента России Дмитрия Медведева с Министром образования и науки Андреем Фурсенко:

Д.МЕДВЕДЕВ: Андрей Александрович, я подписал распоряжение о президентской Комиссии по совершенствованию проведения единого госэкзамена. Смысл, естественно, очевиден. Он заключается в том, чтобы взвесить все те позитивные моменты, которые были выявлены в ходе проведения единого госэкзамена в этом сезоне; оценить всё, что было сделано; обратить внимание на те недостатки, которые также были выявлены. Мы с Вами их обсуждали неоднократно. Я несколько раз обсуждал их с педагогическими работниками, с учителями в разных форматах. Все они считают, что это шаг вперёд. Но в то же время видят и определённые нюансы, которые требуют коррекции. Поэтому Комиссия должна обобщить все эти предложения. И для того чтобы отрешиться от ведомственной позиции, потому что можно было бы, конечно, работать внутри Вашего Министерства, я решил поднять уровень рассмотрения этой проблемы на уровень Администрации Президента с тем, чтобы можно было свести воедино все позиции, которые существуют, и более объективно рассмотреть те или иные вопросы, которые были сформулированы. Я хотел бы, чтобы Вы приняли самое активное участие в работе соответствующей Комиссии, чтобы в работе этой Комиссии приняла участие наша педагогическая общественность, она туда включена: и учителя, и директора школ, наука, ректоры ведущих университетов. Просто чтобы это было комплексное рассмотрение всех этих вопросов под единым началом. Так что давайте поработаем на эту тему.

А.ФУРСЕНКО: Есть. Дмитрий Анатольевич, во-первых, уже в соответствии с Вашим поручением мы начали такую работу, материалы какие-то подготовили. Наверное, ещё недостаточно. Будет хорошо, если такая общественная комиссия, как Вы сказали, вневедомственная, она посмотрит, проверит ещё раз и оценит. Но я хочу доложить, что уже в самом начале года мы провели совещание с советом Союза ректоров, провели коллегию. Кроме этого, в ряде регионов работают комиссии по оценке того, как был проведен ЕГЭ. Если результаты будут представлены на Комиссию, которую сейчас создали, я надеюсь, что мы в достаточно короткий срок сможем доложить Комиссии, а потом, видимо, уже председателю Комиссии, Вам о том, какие есть общие результаты.

"Цель заключается не в том, чтобы поставить под сомнение единый госэкзамен. Все мы убеждены в том, что это правильное направление совершенствования нашей системы образования, более адекватная система оценки знаний. Но при этом, естественно, как и всякая система, не свободная от недостатков. Наша задача - минимизировать эти недостатки".

Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, здесь цель-то очень простая. Цель заключается не в том, чтобы поставить под сомнение единый госэкзамен. Все мы убеждены в том, что это правильное направление совершенствования нашей системы образования, более адекватная система оценки знаний. Но при этом, естественно, как и всякая система, не свободная от недостатков. Наша задача - минимизировать эти недостатки. При этом результатом работы Комиссии, конечно, будет не вывод о том, целесообразно проводить госэкзамен или как-то его менять. Мы будем проводить единый госэкзамен, но работой этой Комиссии и её результатами должна быть подготовка методических рекомендаций о том, что поменять, в каком объёме какие предметы, каким образом оценивать и так далее. То есть это помощь вам как ведомству.

Но, ещё раз повторяю, для того чтобы провести это обсуждение максимально широко, я принял решение сделать его надведомственным. Так что это вам поможет.

А.ФУРСЕНКО: Я считаю, что только это и может нам в полной мере помочь, потому что иначе всегда будут сомнения.

Д.МЕДВЕДЕВ: Именно об этом, Андрей Александрович, я и думал, когда вот такое решение принимал. Так что, пожалуйста, работайте.

А.ФУРСЕНКО: Спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Ну и давайте другие вопросы рассмотрим, которые мы с Вами договаривались обсудить, в том числе вопросы совершенствования вузовского образования.

А.ФУРСЕНКО: Я хотел доложить Вам, Вы давали соответствующее поручение, и кое-что сделано, и уже подготовлена презентация. В свое время, когда Вы ставили задачу участия в подготовке нового закона о двух наших, можно сказать, выдающихся университетах московских ...

Д.МЕДВЕДЕВ: Главных университетах, как мы обычно говорим, потому что они действительно главные.

А.ФУРСЕНКО: Главных университетах. Одновременно рассматривается вопрос о создании некой, скажем так, сети.

Д.МЕДВЕДЕВ: Системы университетов.

А.ФУРСЕНКО: Системы. И эта система в свое время начала создаваться в рамках нацпроекта, потом Вы подписали два указа о создании двух пилотных национальных исследовательских университетов. Вот сегодня сделан следующий шаг. Поэтому я хотел доложить Вам о том, на каком этапе мы сейчас находимся.

Что касается двух главных университетов, то первое чтение в Думе закона по этим двум университетам уже прошло. Насколько я знаю, мы работаем с Думой, мы поручили нашему статс-секретарю представлять эти документы в Думе, мы вышли на согласованную позицию с представителями комитетов Думы, с двумя этими университетами, что очень важно. И я очень надеюсь, что уже в этом месяце закон будет подготовлен, принят и представлен Вам на подпись, причём не только Думой, но и Советом Федерации, и представлен Вам на подпись.

Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо.

А.ФУРСЕНКО: Что касается федеральных университетов. Несмотря на то, что проблемы везде есть, в том числе и в двух существующих федеральных университетах, но тем не менее это очень серьёзный шаг вперёд. И я могу сказать, что это побудило бизнес достаточно активно работать по развитию вот этих университетов, особенно это видно в Красноярске, где бизнес вкладывает большие деньги, чтобы создать ту систему образования, которая ему нужна, нужна для развития края. Поэтому мы сейчас, в соответствии с Вашим распоряжением, подготовили указ о создании ещё нескольких федеральных университетов, имея в виду, в первую очередь, решение задач социально-экономического развития регионов, которые имеют большое значение для развития страны. Это Поволжский регион, это Дальневосточный регион - там Вы уже давали указания, но окончательное оформление Дальневосточного федерального университета ещё не произведено, поэтому мы готовим соответствующий указ, и это Северо-Западный регион - тоже хотел бы, может быть, более подробно обсудить.

И третья вещь - это то, что прошёл конкурс в соответствии с законом по национальным исследовательским университетам. К двум университетам, которые были утверждены Вашими указами, - Московский инженерно-физический институт и Институт стали и сплавов - добавилось ещё 12 победителей конкурса.

Д.МЕДВЕДЕВ: У нас эти университеты носят такое наименование - национальный исследовательский университет. То есть просто чтобы сегодня все представляли систему университетов, или пирамиду. Хотя, наверное, это не очень правильно, потому что у нас нет "старших" и "младших" университетов - у нас просто есть более крупные университеты, университеты с более славной историей, что называется. Но тем не менее у нас сейчас есть два университета, которые будут действовать на основании специального закона, то есть это два самых исторически сформировавшихся университетских центра в Москве и в Петербурге. Дальше - это федеральные университеты, которые создавались в период активной работы над национальным проектом: сначала два, а потом мы ещё подготовили предложения по нескольким университетам. Далее, это национальные исследовательские университеты.

А.ФУРСЕНКО: Да, исследовательские университеты, вот два было создано пилотных проекта, на них была отработана система программ.

Д.МЕДВЕДЕВ: МИФИ и МИСиС.

А.ФУРСЕНКО: МИФИ и МИСиС. Сейчас прошёл конкурс, и в соответствии с этим конкурсом победителями оказались ещё 12 университетов, которые представляют разные регионы.

Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно, это вот и следующий уровень, и, наконец, все прочие университеты, которые пока такого статуса не имеют.

А.ФУРСЕНКО: Не имеют, но мы ужесточаем требования ко всей высшей школе, имея в виду, что все университеты, вся высшая школа России должна обеспечивать, я бы сказал так, иной уровень, лучший уровень.

Д.МЕДВЕДЕВ: У нас нормативная база, посвящённая национальным исследовательским университетам, на чём основана? Что это?

А.ФУРСЕНКО: Это в законе о высшем и послевузовском образовании.

Д.МЕДВЕДЕВ: Закон о высшем и послевузовском образовании.

А.ФУРСЕНКО: Там есть два понятия: это федеральный университет и национальный исследовательский.

Д.МЕДВЕДЕВ: То есть, мы поменяли этот закон специально для того, чтобы эту систему ввести в законодательное русло?

А.ФУРСЕНКО: Да.

Д.МЕДВЕДЕВ: Сколько ещё будет? 12 у нас сейчас?

А.ФУРСЕНКО: Да. А всего их будет 14. И дальше будут приняты программы, утверждены Правительством, мы работаем с университетами. И там довольно жёсткие требования. Если они не сумеют выполнить эти программы, то они могут в соответствии с законом быть лишены этого статуса.

"Те высшие учебные заведения, которые оказываются неконкурентоспособными, нужно с каждым из них разбираться объективно и адресно, исходя из того, что ни один из студентов этого университета не должен ничего потерять".

Д.МЕДВЕДЕВ: Ну, это мы с Вами занимаемся в регулярном режиме, и, наверное, работники высшей школы ещё эту разницу хорошо чувствуют. Но у нас не все люди знают, в чём правовая и финансовая разница. Что даёт присвоение статуса национального исследовательского университета?

А.ФУРСЕНКО: Во-первых, это дает определённую финансовую поддержку в рамках той программы, которую они предложили.

Д.МЕДВЕДЕВ: То есть это финансовая поддержка Программы, во-первых.

А.ФУРСЕНКО: Да, чисто программный метод.

Вторая вещь. Это даёт право выходить на учёбу по своим стандартам как федеральным университетам, так и исследовательским университетам. То есть им дают больше свободы, но и существенно больше ответственности.

И, кроме того, статус, который сегодня есть, особенно в условиях демографического спада, делает это более привлекательным. Но за это мы требуем с них гораздо более жёсткое следование тем приоритетам, которые Вы обозначили. Причём выбор университетов в огромной степени основывался на тех приоритетах по модернизации экономики, которые были сформулированы Вами некоторое время тому назад.

Д.МЕДВЕДЕВ: Андрей Александрович, ещё одним из общих мест сегодня является то, что количество университетов в нашей стране всё-таки избыточно. Речь идёт не об их механическом закрытии, но о том, чтобы всё-таки систему эту пытаться оптимизировать, причём, конечно, с поправкой и на текущее состояние на рынке труда, и на другие моменты. Что вы делаете в этой сфере?

А.ФУРСЕНКО: Во-первых, все предложения по созданию федеральных университетов основываются на том, что происходит консолидация высшего образования в том или ином регионе. То есть, как правило, вся эта работа ориентирована на то, чтобы к более сильному лидеру-университету присоединяются другие высшие учебные заведения.

Вторая вещь. Приёмная кампания этого года показала, что ряд университетов не добрал студентов. Это касается как негосударственных вузов, так и государственных. И на основе этого мы предлагаем определённую реорганизацию не силовым образом, а предложение университетам консолидировать свои усилия, с тем чтобы обеспечить нормальное развитие дальше. Потому что мы видим ряд высших учебных заведений не сможет сохраниться в условиях достаточно серьёзного демографического спада.

Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, к этому процессу нужно относиться очень аккуратно. Те высшие учебные заведения, которые оказываются неконкурентоспособными, нужно с каждым из них разбираться объективно и адресно, исходя из того, что ни один из студентов этого университета не должен ничего потерять. Если гражданин был зачислен для учёбы в таком университете, у которого не очень просматривается будущее, - значит, нужно обеспечить получение таким студентом полного высшего образования в этом ли высшем учебном заведении или в объединённом высшем учебном заведении, просто чтобы каждый студент чувствовал свою перспективу.

А.ФУРСЕНКО: Дмитрий Анатольевич, в своё время, когда только начиналась работа, Вы дали нам достаточно жёсткое распоряжение по этому вопросу, поэтому любые организационные меры предваряются анализом того, куда пойдут учиться студенты и, в общем, куда пойдут работать те преподаватели, которые могут обеспечить хороший вуз.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это правильно, и нужно именно из этого исходить.

Спасибо.


Дмитрий Медведев распорядился образовать Комиссию при Президенте по совершенствованию проведения единого государственного экзамена и утвердил Положение о Комиссии и её состав

Комиссия при Президенте Российской Федерации по совершенствованию проведения единого государственного экзамена до 15 декабря 2009 года подготовит и представит доклад и рекомендации по вопросам совершенствования проведения единого государственного экзамена.



Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по совершенствованию проведения единого государственного экзамена

1. Настоящим Положением определяется порядок деятельности Комиссии при Президенте Российской Федерации по совершенствованию проведения единого государственного экзамена (далее - Комиссия).

2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Положение о Комиссии и её состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Основными задачами Комиссии являются:

а) обобщение и анализ информации об итогах проведения единого государственного экзамена в общеобразовательных учреждениях и об использовании его результатов как результатов вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам при приеме граждан в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования в 2009 году, а также подготовка соответствующих доклада и рекомендаций Президенту Российской Федерации;

б) рассмотрение предложений общественных профессиональных организаций и организаций родителей по совершенствованию проведения единого государственного экзамена;

в) выработка рекомендаций по оптимизации форм и содержания контрольных измерительных материалов, используемых в ходе проведения единого государственного экзамена, а также по порядку их использования.

5. Комиссия для решения возложенных на неё основных задач имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций;

б) создавать по вопросам, отнесенным к ее компетенции, рабочие группы из числа представителей государственных органов, организаций, ученых и специалистов и утверждать их состав;

в) приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представителей организаций.

6. В состав Комиссии входят председатель Комиссии, его заместители, секретарь и члены Комиссии, осуществляющие свою деятельность на общественных началах.

7. Председателем Комиссии является Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.

8. Подготовку и организацию заседаний Комиссии, а также решение текущих вопросов деятельности Комиссии осуществляет секретарь Комиссии.

9. Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в месяц.

Заседание Комиссии ведет её председатель, а в случае его отсутствия - один из заместителей председателя.

10. Решения Комиссии оформляются протоколом, который утверждается председателем Комиссии.

11. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Минобрнауки России.



Состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по совершенствованию единого государственного экзамена:

Нарышкин С.Е. - Руководитель Администрации Президента РФ (председатель Комиссии)

Дворкович А.В. - помощник Президента Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)

Поллыева Д.Р. - помощник Президента РФ (заместитель председателя Комиссии)

Авдюшин Г.С. - председатель Общероссийского общественного движения в защиту прав родителей и детей "Всероссийское родительское собрание" (по согласованию)

Балыхин Г.А. - председатель Комитета Государственной Думы по образованию (по согласованию)

Важнова О.Г. - директор средней общеобразовательной школы N87 г.Ярославля (по согласованию)

Васильев В.Н. - ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (по согласованию)

Глебова Л.Н. - руководитель Рособрнадзора

Демин В.М. - президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России (по согласованию)

Драгункина З.Ф. - первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по культуре (по согласованию)

Духанина Л.Н. - заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по образованию и науке (по согласованию)

Калина И.И. - заместитель Министра образования и науки РФ (секретарь Комиссии)

Каспржак А.А. - начальник департамента финансов Тверской области (по согласованию)

Кропачев Н.М. - ректор Санкт-Петербургского государственного университета (по согласованию)

Литвиненко B.C. - ректор Санкт-Петербургского государственного горного института имени Г.В.Плеханова (технического университета) (по согласованию)

Мельников И.И. - заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ (по согласованию)

Меркулова Г.И. - председатель Профессионального союза работников народного образования и науки РФ (по согласованию)

Ослон А.А. - президент Общероссийского общественного фонда "Общественное мнение" (по согласованию)

Паламарчук А.В. - начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ

Положевец П.Г. - главный редактор "Учительской газеты" (по согласованию)

Рачевский E.Л. - директор центра образования N548 "Царицыно" Южного административного округа г.Москвы (по согласованию)

Садовничий В.А. - ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (по согласованию)

Семёнов А.Л. - ректор Московского института открытого образования (по согласованию)

Скворцова В.А. - заместитель Министра здравоохранения и социального развития РФ

Смолин О.Н. - заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию (по согласованию)

Стриханов М.Н. - ректор Национального исследовательского университета "МИФИ" (по согласованию)

Торкунов А.В. - ректор Московского государственного института международных отношений (университета) МИДа России (по согласованию)

Фёдоров И.Б. - ректор Московского государственного технического университета имени И.Э.Баумана (по согласованию)

Фурсенко А.А. - Министр образования и науки РФ

Чеченов Х.Д. - председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке (по согласованию)

Ширенина Н.И. - директор лицея N4 г.Рязани (по согласованию).

СПИСОК
победителей конкурсного отбора программ развития университетов,
в отношении которых устанавливается категория
"национальный исследовательский университет"
N п/п     Наименование государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
1.     Государственный университет - Высшая школа экономики
2.     Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева
3.     Московский авиационный институт (государственный технический университет)
4.     Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
5.     Московский физико-технический институт (государственный университет)
6.     Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
7.     Новосибирский государственный университет
8.     Пермский государственный технический университет
9.     Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. Королева
10.     Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (технический университет)
11.     Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
12.     Томский политехнический университет


Наши комментарии начнём со списка национальных исследовательских университетов. В него вошли 4 московских университета, 2 санкт- петербургских и по одному из Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Перми, Самары и Томска. Пока нет таких исследовательских университетов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Но, по словам Дмитрия Медведева, там скоро появятся два федеральных исследовательских университета. Андрей Фурсенко добавил также, что будут созданы федеральные университеты в Приволжском и Северо-Западном регионах.

Андрей Фурсенко объяснил, что этот статус исследовательского университета даёт финансовую поддержку, добавим, что не слабую, а в 1,5 миллиарда рублей, и второе "это даёт право выходить на учёбу по своим стандартам как федеральным университетам, так и исследовательским университетам. То есть им дают больше свободы, но и существенно больше ответственности.

И, кроме того, статус, который сегодня есть, особенно в условиях демографического спада, делает это более привлекательным. Но за это мы требуем с них гораздо более жёсткое следование тем приоритетам, которые Вы обозначили. Причём выбор университетов в огромной степени основывался на тех приоритетах по модернизации экономики, которые были сформулированы Вами некоторое время тому назад". Поэтому мы опубликовали этот список из 12 национальных исследовательских университетов с сайта Минобрнауки.

Президент предупредил, что при создании федеральных университетов нужно бережно относится к студентам, чтобы они не потерялись при реорганизации и Андрей Фурсенко обещал это условие тщательно соблюдать.

Но начал эту беседу Президент России Дмитрий Медведев действительно с сообщения о том, что он издал распоряжение об образовании Комиссии при Администрации Президента по совершенствованию проведения единого государственного экзамена. Смысл её создания, естественно, очевиден. "Он заключается в том, чтобы взвесить все те позитивные моменты, которые были выявлены в ходе проведения единого госэкзамена в этом сезоне; оценить всё, что было сделано; обратить внимание на те недостатки, которые также были выявлены". Комиссия должна обобщить все эти предложения.

Дмитрий Медведев сразу уточнил, что "цель заключается не в том, чтобы поставить под сомнение единый госэкзамен. Все мы убеждены в том, что это правильное направление совершенствования нашей системы образования, более адекватная система оценки знаний. Но при этом, естественно, как и всякая система, не свободная от недостатков. Наша задача - минимизировать эти недостатки".

Работой этой Комиссии и её результатами должна быть подготовка методических рекомендаций о том, что поменять, в каком объёме какие предметы, каким образом оценивать и так далее. Поэтому мы привели в этом материале Положение об этой Комиссии и её состав для удобства наших пользователей.

Мы полностью поддерживаем это решение Дмитрия Медведева, так как это поможет остановить разгоревшиеся споры о целесообразности введения этой новой для нас системы образования.

Лев Иванов.

15 октября 2009 года.

Viperson

Док. 599754
Перв. публик.: 15.10.09
Последн. ред.: 23.11.10
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Фурсенко Андрей Александрович
  • Иванов Лев Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``