В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ГЕННАДИЙ ПАРОШИН: `Звезды` эстрады в профсоюзе не нуждаются` Назад
ГЕННАДИЙ ПАРОШИН: `Звезды` эстрады в профсоюзе не нуждаются`

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ


На вопросы "Культуры" отвечает председатель Российского комитета профсоюза работников культуры Геннадий ПАРОШИН.

- Геннадий Павлович, не раз приходилось слышать, причем в самых разных организациях, вопрос: "Кому нужны эти профсоюзы"?

- Противоречие между трудом и капиталом, которое мы все, некогда верные марксисты, с тоской проходили в школе, проявляется сейчас не только в производственных сферах, но и в сфере культуры. Еще 5-6 лет назад директорам было нетрудно быть или слыть "добрыми", радеть за интересы коллектива, за своевременную выплату зарплаты. Теперь отношения между руководителем, являющимся собственником дела, и трудовым коллективом продиктованы отнюдь не совпадающими интересами. Это характерно также для бюджетных учреждений культуры. Директор здесь, как правило, нанимается органом исполнительной власти и отвечает прежде всего за то, чтобы вверенное ему учреждение работало даже при тех малых деньгах, которые ему выделяются. Только в этом случае руководитель устраивает собственника.

Профсоюз в этих условиях остается единственной организацией, способной отстаивать трудовые права работника, которые собственник зачастую игнорирует. Имея небольшие штаты специалистов по трудовому праву, наши органы все-таки могут квалифицированно защитить права труженика. Должен заметить, что работники культуры, может быть, в силу их профессиональной зависимости от начальства, обычно не очень мужественно защищают свои трудовые права. Да и не очень верят они по старой привычке профсоюзам.

- Во многих организациях профсоюзы распались, в новых структурах их не спешат создавать...

- Да, за последние семь лет в сфере культуры профсоюзных организаций стало ровно в половину меньше. Но одновременно в половину сократилась и численность людей, занятых в сфере культуры. Раньше профсоюзы работали практически во всех учреждениях, сегодня - лишь в 70 процентах из них.

- А что за люди входят в состав профсоюзных организаций?

- Откровенно скажу, "звезды" эстрады и высокооплачиваемые лица, уверенные в завтрашнем дне, в профсоюзе не нуждаются. С профсоюзами не хотят расставаться работники так называемого "среднего звена". Руководители выходят из профсоюза. Покидают его бывшие директора, ставшие представителями собственника.

В наших списках сейчас около 800 тысяч человек. Наиболее многочисленные среди них группы - библиотекари, работники редакций и типографий, театров. Но надо заметить, что, например, новые театры, театры-студии не спешат создавать у себя профсоюзные организации до тех пор, пока положение с зарплатой благополучное. Но когда возникают отклонения, о профсоюзе вспоминают и приходят за помощью и по индивидуальным, и по коллективным спорам. Вспоминают и о коллективном договоре - инструменте, с помощью которого только и можно удерживать уровень оплаты труда. Если такого документа нет, а директор снижает зарплату, выдает за "коммерческую тайну" расчеты с работником, отстоять его права очень трудно.

- Можете ли вы привести примеры действенной помощи со стороны профсоюза?

- Мы постоянно подталкивали решение проблемы долгов по зарплате. Были обращения в Минфин, селекторные совещания, газетные публикации. А 27 марта прошлого года впервые за всю историю профсоюзного движения в сфере культуры 35 учреждений культуры провели однодневную забастовку. Наш комитет участвовал в разрешении целого ряда трудовых конфликтов, в том числе в ГАБТе, где в контрактах отдельных солистов оперы не был, например, четко прописан порядок оплаты в случаях непредусмотренного простоя. Скажем, в случае замены спектакля. Нескольким актерам помогли наши юристы.

Сейчас комитет борется за то, чтобы музыкальные школы остались в структуре Министерства культуры и не передавались другим ведомствам, чтобы в стране сохранилась устоявшаяся система творческого образования.

Нас по-прежнему беспокоит порядок погашения долгов по зарплате. Декабрьские долги в масштабах страны в сравнении с другими отраслями вроде бы невелики - 500 миллиардов неденоминированных рублей. Не выплачены долги как муниципальным, так и федеральным учреждениям культуры. Эти долги правительство обещало платить по схеме "рубль за рубль", (рубль из федерального бюджета, рубль из местного). Но вот я только что вернулся из Архангельска с пленума областной профсоюзной организации. Там местная власть кивает на Москву - дескать, не пришел рубль столичный, а мы знаем другое, что на правительственном селекторном совещании Архангельск был назван среди регионов, получивших из Москвы все деньги, и как раз местная власть не выплачивает свою половину долга. Наши комитеты раскалывают этот упрямый механизм перепихивания проблемы из Москвы в регионы и наоборот. Думаю, работа эта приносит свои плоды. Долги по зарплате стабилизировались, они не растут, и это уже позитивная перемена.

- Одна из острейших проблем - уровень зарплаты работников культуры.

- Хуже только в текстильной, легкой промышленности, и в агропромышленном комплексе. Но среди бюджетников никто не получает меньше, чем работники культуры. Специалисты 1-12-го разрядов получают меньше прожиточного минимума, установленного еще по старой методике Минтруда от 1992 года. Это менее 450 тысяч рублей. Плюс задержки с выплатой зарплаты. В среднем по России зарплату выдают с задержкой в два месяца. Лучше в областных учреждениях культуры, совсем плохо - в районных. Там закрываются библиотеки, их филиалы в поселках, школы искусств, причем решения принимаются на уровне руководителей района. Недавно представительница одной из областей рассказала, что глава местной администрации закрыл библиотеку, заявив, что сам он за всю жизнь в библиотеке ни разу не был. На нашем пленуме представители с мест потребовали новой ориентации: надо бороться не за своевременную выплату денег, а за повышение зарплаты, за изменение тарифной сетки. Думаю, что они правы.

Беседу вела Гортензия ВЛАДИМИРОВА

N1 (7112)      15 - 21 января 1998г

www.kultura-portal.ru

 



Док. 599153
Перв. публик.: 15.01.98
Последн. ред.: 14.10.09
Число обращений: 0

  • Парошин Геннадий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``